Журнал учета отходов согласно приказу 721

Кадры

Ответственные за учет в отношении мусора (которые должны прописываться в соответствующих приказах) назначаются руководителем. В их ведении и под их ответственностью все моменты, касающиеся организации хранения, утилизации, передачи третьим лицам отходов организации.

Чаще всего это одно МОЛ (материально ответственное лицо). Иногда назначаются его заместители для непредвиденных случаев.

Обучение сотрудника, его инструктаж и введение в курс дела по отношению политики компании с отходами является неотъемлемой частью всего процесса. Причем процесс прохождения обучения тоже должен быть отражен в документации учреждения.

Общие положения приказа Минприроды 721

Общие положения приказа Минприроды № 721
Приказ № 721 устанавливает порядок учета отходов.

Несмотря на то, что Приказ Минприроды России № 721 был принят в 2011 году, его последняя редакция проводилась 25 июня 2014 года. Он устанавливает порядок учета отходов, которые:

  • образуются;
  • используются;
  • обезвреживаются;
  • передаются или получаются;
  • размещаются.

Приказ 721 или Порядок устанавливает лиц, которые отвечают за
разработку и утверждение документов на субъекте хозяйственной деятельности. Это
касается как руководителей организаций, так и индивидуальных предпринимателей.
Данный порядок обязывает этих лиц проводить учет любого движения твердых
бытовых и других отходов.

Важно знать! Приказ Минприроды 721 не относится к учету обращения радиоактивных, биологических,

медицинских отходов

, а также вредных выбросов в атмосферу и сбросов в водоемы.

Порядок требует, чтобы на предприятии учитывалось обращение мусора, в соответствии с его классификацией по степени опасности. Всего предусмотрено 5 классов, для определения используется федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

В некоторых случаях это сделать сложно. Например, разница между 4 и 5 классом опасности небольшая. Поэтому рекомендуется проводить экспертизу, заключение которой станет веским доводом против претензий инспектора Росэкологнадзора во время проверки.

Игнорирование рекомендации может стать причиной отнесения инспектором безопасных отходов к 4 классу. Итог – штраф на предприятие и должностных лиц, совокупный размер которого может превышать 300 т.р. Стоимость экспертизы обойдется в 3-6 т.р.

По требования, которые содержит 721 приказ, учет отходов субъектами
хозяйственной деятельности проводится для следующего:

  1. Разработка
    и утверждение проекта по обращению отходов на предприятии;
  2. Расчет
    стоимости за услуги по обращению отходов;
  3. Формирование
    отчетности и ее предоставление контролирующим учреждениям.

Собираемые данные отображаются в журнале движения отходов по приказу 721. Его наличие и надлежащее ведение контролируется инспекторами Росприроднадзора. Нарушение положений Порядка влечет штраф, как на индивидуального предпринимателя, так и на юридическое лицо.

Общие положения приказа Минприроды 721

Основываясь на этой бумаге, можно рассчитать плату за утилизацию отходов организации (об этом упоминается в письме Ростехнадзора от 04 июня 2007 года N 04-09/673).

Контролирующие организации также обращают особое внимание на соблюдение лимитов размещения отходов.

Как фактическое соответствие, так и отображение записей в журнале не должны их превышать. Иначе дальнейшее размещение в тот же временной период будет считаться сверхлимитным. Также цель журнала в следующем:

  • Статистическом анализе внутри организации. Зная, сколько отходов фактически хранится или утилизируется, можно разрабатывать нормативы.
  • Помощи работнику в составлении ежегодной экологической отчетности.
  • Вспомогательной функции при ежегодной инвентаризации.
  • Отражении объема оплаты промышленных и других производственных предприятий за негативное влияние на окружающую среду.
  • Предоставлении данных для всероссийской Госстатистики.
Особенности заполнения журнала движения отходов
Вести журнал учета отходов можно и в электронном виде.

За его ведение отвечает не только руководитель предприятия, но и
специально обученный эколог с необходимой квалификацией. Приказ содержит
пример, по которому оформляется журнал, сколько в нем таблиц и что в них
отображается. В целом это дает развернутые данные об обращении отходов.

Специалист-эколог обязан вносить записи в журнал не позднее 10 числа
следующего за прошедшим кварталом месяца. За год он должен обобщить собранные
данные до 10 января следующего года.

Для справки! Рассматриваемый нормативно-правовой документ допускает ведение журнала не только на бумажном носителе, но и в электронной форме. В последнем случае сокращается объем бумаг.

При ведении журнала в бумажном варианте каждая его страница нумеруется (верхний правый угол). Титульный лист обязательно оформляется так, чтобы было понятно, что за журнал. Но делается это в произвольной форме.

В документе обязательно фиксируются следующие данные:

  1. Количество
    отходов, полученные от контрагентов;
  2. Информация
    о мусоре, который направлялся предприятием другим организациям;
  3. Сведения
    о накопившихся отходах.

Учет отходов на предприятии по 721 приказу проводится по малейшим
изменениям. Он должен отображать реальное положение дел на предприятии. В ходе
проверки инспектор может проверять соответствие внесенных данных реальному
положению дел на предприятии. Найденные нарушения дают основания для наложения
штрафа.

Например, если на территории фабрики складируется использованная
тара, а в журнале об этом нет никаких сведений, это будет отмечено, как
нарушение. Нередко проблема заключается в определении веса образованных
отходов. В соответствии с требованиями Приказа в раздел журнала вносится вес
образуемого мусора. Если цифра не соответствует действительности, это также станет
причиной наложения санкций на предприятие.

Поскольку данные вносятся постоянно, ответственному сотруднику
остается в конце отчетного периода суммировать их. Проблема как раз заключается
в том, чтобы заставить персонал отчитываться за обращение с отходами. Другая
проблема – стремление руководства предприятия сэкономить.

Журнал учета отходов согласно приказу 721

Поэтому обучение сотрудников, выделение их для учета движения
отходов по 721 приказу проходит неохотно. Кроме того, строгий учет затрудняет
вывоз мусора на неконтролируемые свалки, сотрудничество с организациями, у
которых нет лицензии на деятельность по обращению с отходами.

И наоборот, строгий учет заставляет предприятие нести дополнительные издержки по утилизации отходов. Доказательством соблюдения законодательства в этой сфере служат договоры и акты, составленные с региональным оператором. Их отсутствие приводит к штрафам, а иногда и приостановке деятельности предприятия.

Какие данные должен содержать документ

Приказ 721, форма журнала учёта образования и движения отходов в частности, предусматривает сведения, которые обязательно нужно отобразить.

Вверху указывается сам приказ, название предприятия, отчётный квартал, год. Далее указывается:

  • вид;
  • классификация согласно ФККО;
  • количество мусора для переработки в начале отчётного периода;
  • количество мусора для переработки в конце отчётного периода;
  • сведения о приёмке;
  • данные о передаче третьим лицам, объёме по каждой категории опасности. Нужно указать конкретное лицо, цель применения.

Если документ разрабатывается, ведётся самим предприятием, его должно заполнять лицо, ответственное за учёт (хранение, утилизация, размещение, передача третьим лицам) мусора по мере обновления данных. Его назначает руководитель, но оно обязано пройти предварительное обучение, подтверждаемое документационно.

Все сведения резюмируются по итогам каждого квартала, года. Затем журнал отходов, если он ведётся в распечатанном виде, нужно заверить подписью директора, ответственного лица, поставить печать организации и подшить к листам с предыдущими данными. Вести и хранить документ можно и в электронной версии.

Разработкой, утверждением журнала учёта образования и движения отходов занимается компания «Экопроф». На его подготовку уходит минимум времени. Наши специалисты собирают сведения, составляют документы, направляют отчётность в контролирующий орган. Избежать штрафов за неправильное ведение документа помогут сотрудники «Экопроф». За консультацией обращайтесь по номеру 7 (495) 789-44-15.

Для составления отчета материально ответственному лицу, помимо этого журнала, потребуется схема местности, на которой предполагается хранение этого вида объектов (сроки отдельно прописаны для каждого вида и класса отходов). Также на этой схеме отмечаются места размещения и данные о конкретной единице. Это могут быть:

  • число контейнеров;
  • вид и класс отходов;
  • ФИО ответственных лиц.

Как только продукты переработки (мусор) фактически поступают в место хранения или предполагается их вывоз и утилизация сторонней организацией, данные об этом факте должны быть внесены в журнал.

Журнал учета отходов согласно приказу 721

На месте передача подтверждается актом или накладной, но последние никак в журнале не прописываются.

В верхней части журнала содержится информация об утверждении бумаги Приказом Минприроды от 01 сентября 2011 г. №721. Затем идет название организации или его подразделения (для каждого из подразделений бумага создается индивидуально). Справа указываются сведения, за какой квартал и год создается документ.Продолжает описание табличная часть журнала. Она состоит из таких столбцов:

  • Наименование видов отходов.
  • Код по ФККО.
  • Наличие сохраненных или предназначенных для переработки отходов на начало квартала.
  • Те же данные на конец квартала.
  • Информация о приеме объектов.
  • Данные о том, осуществлялась ли передача отходов и в каком объеме для каждого класса. Также должно учитываться, кому конкретно передаются отходы и для каких целей: использования, обезвреживания, хранения или захоронения.

В графе «Наименование видов отходов» обязательно должен быть отмечен класс отходов по степени опасности.

Первый класс – самый опасный мусор, содержащий ртуть или тяжелые металлы. Далее с четвертого по пятый идет утиль по убыванию его опасности.

Самый неопасный мусор – пятого класса. К нему относятся неработающие лампы накаливания, бумага, картон, незагрязненные резиновые изделия (если есть хотя бы частичное загрязнение, то они подходят к другому классу), словом, бытовые отходы офиса. Это самый распространенный класс мусора, но обозначать его раздел также необходимо.

После перечисления в конце листа обязательна подпись ответственного исполнителя с расшифровкой и дата заполнения.

В каких случаях ждет штраф от 10 до 250 тыс. рублей

Ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает, что начисление штрафа возможно в случаях:

  • Когда журнал образования и движения отходов не ведется ни в одной из форм (электронной или бумажной).
  • Когда нет паспортов на опасные виды отходов.
  • В организации нет утвержденных нормативов образования отходов (они не соблюдаются) либо нет лимитов на их размещение.
  • Не предоставлена отчетность формы 2-ТП. Она носит название «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».

Если для частных лиц штрафы за подобные нарушения минимальны – 1-2 тыс. руб., то для должностных лиц сумма многократно возрастает: может составлять до 300 тыс. руб. А если в подобных нарушениях доказана виновность юридического лица,  то административная ответственность выражается штрафом от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Заполнение журнала учета движения отходов производится регулярно при их образовании или совершении с ними каких-либо действий – изменении, продаже, обезвреживании, захоронении и так далее. Каждый лист необходимо заверять. Для этого на нем расписывается ответственное лицо и проставляется печать организации.

Образец заполнения журнала отходов

Данные учета в области обращения с отходами

Ежемесячно не позднее 15 числа листы за истекший период собираются в брошюру. На них проставляются номера, и оформляется титульный лист. Нумерация делается сквозной, однако в начале каждого квартала она запускается заново.

Ежеквартально оформляется сводная таблица. Это делается не позже 10 числа того месяца, с которого начинается новый квартал, то есть января, апреля, июля и октября. Полные инструкции по оформлению журнала имеются в упоминавшемся уже приказе 721.

Журнал учета отходов согласно приказу 721

Необходимость вести журнал учета движения отходов обусловлена не только требованиями законодательства в отношении организаций и ИП. Он требуется и для подготовки прочей отчетной документации:

  • декларация о негативном воздействии на окружающую среду (НВОС);
  • отчетность по 2-ТП и прочие бумаги, отражающие объем образуемых организацией отходов.

Эти документы нужно вести не всем предприятиям. Они требуются от тех, чья деятельность имеет явное негативное воздействие на природу. Журнал учета отходов, составляемый по 721 приказу (его образец вы найдете на странице) является для этого первичным документом. Форма его ведения строго не определяется, хотя и существуют рекомендуемые варианты. Примеры из нашей статьи относятся именно к ним.

Если оформление журнала может быть произвольным, то к его содержанию предъявляются очень строгие требования. Фиксирующиеся данные должны соответствовать реальности. Для отслеживания этого контролирующие органы регулярно проводят проверки.

Журнал допускается вести в бумажном виде и на электронных носителях с последующей распечаткой. Обязанности по его оформлению накладываются как на частные, так и на государственные предприятия.

При наличии у компании филиалов журнал ведется отдельно для каждого территориально обособленного подразделения. В него вносятся данные, основанные на фактических измерениях количества отходов, образовавшихся на предприятии или оказавшихся у него в обороте.

Если журнал в организации отсутствует, то это наказывается штрафом. Для ИП его предельный размер составляет 50 000 рублей, для юридического лица – 250 000 рублей. Кроме штрафа данное нарушение может наказываться приостановлением деятельности организации на срок до девяноста суток.

Если журнал ведется не в электронном виде

Предусмотрено ведение журнала как в электронном, так и в печатном виде. Если выбран второй вариант, то на каждом его листе обязательно наличие двух подписей: ответственного лица и руководителя. Без второй подписи документ будет недействительным.

Каждый новый лист документа подшивается к предыдущим сверху. Так проверяющий может в любой момент увидеть свежую информацию. Причем обновляться данные должны минимум 1 раз в отчетный квартал. В идеале лист журнала заполняется при каждом фактическом действии с отходами любого класса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Adblock
detector