Законопроект «Об образовании в Российской Федерации»: вопросы и ответы

Для чего в новом Законе термин «образовательное
учреждение» заменен на «образовательную организацию»?

Действующий Закон «Об образовании» был принят в 1992 году и для своего времени
был очень прогрессивным. Именно он адаптировал образовательную
систему к новым экономическим реалиям, создал условия для самостоятельности
школ и появления авторских образовательных методик. Правда, финансовых и
организационных основ для реализации этих инициатив определено не было, и
многие передовые идеи так и остались на бумаге.

Но главное — за 20 лет стала другой страна, и документ просто перестал отвечать
требованиям времени.

Попытки же угнаться за происходящими изменениями привели к тому, что практика
внесения в него дальнейших поправок во многом исчерпала свой ресурс.

Несколько принципиальных отличий, выделенных специалистами

  1. Законопроект учитывает российский
    опыт развития образования, закрепляет
    все последние изменения, произошедшие в отечественной системе образования, и
    закладывает основы для ее
    развития в будущем.
  2. Новый закон направлен на выстраивание отношений между гражданином
    и институтами образования. Во главу
    угла поставлены человек и создание
    условий для его самореализации.
  3. Новый закон написан гражданами
    России. Фактически это первый законодательный акт в нашей истории, который
    прошел от начала до конца процедуру
    общественного обсуждения и в котором
    предложения граждан нашли реальное
    воплощение в положениях документа.

Сегодня задача нового
закона — не только описать систему образования, определить
правила для всех участников
образовательного процесса,
но главное — описать нормы
и правила, по которым можно
двигаться по образовательной
лестнице от уровня к уровню,
предоставить каждому гражданину в любом возрасте возможности для образования
и профессионального роста.

Новый закон учитывает все
многообразие возможностей
получения качественного образования, которые сегодня есть
в Российской Федерации. При
этом образование на всех уровнях — от дошкольного до высшего — остается
бесплатным.

Цель нового закона — предоставить каждому максимальные условия для того, чтобы
получить дошкольное и обязательное общее образование,
выбирать действительно качественные образовательные
организации для получения профессионального образования, работая,
профессионально совершенствоваться, осваивать новые технологии.

Термин «образовательное учреждение» устарел и не соответствует гражданскому
законодательству, согласно которому учреждение является одной из
организационно-­правовых форм некоммерческой организации. Организация же
(в данном случае образовательная) является обобщенным понятием для различных
организационно-­правовых форм.

История принятия закона «Об образовании» в РФ

Последний закон «Об образовании» №273-ФЗ был принят в декабре 2012 года. Его принятие было обусловлено необходимостью. Старый закон не удовлетворял кардинально изменившимся потребностям общества и образования в частности. Наблюдался очевидный разрыв между законодательным обеспечением образовательной практики и ее потребностями.

Особенности закона «Об образовании» в Российской Федерации

В законодательной базе были пробелы, она не охватывала многих новых направлений и явлений образования. К таким белым пятнам относились:

  • электронные образовательные ресурсы;
  • оказание коммерческих (платных) образовательных услуг;
  • процесс взаимодействия образовательных и прочих организаций;
  • деятельность негосударственных образовательных учреждений;
  • административные ограничения, налагаемые старым законом;
  • статус образовательных программ.

Путь нового закона «Об образовании в РФ» был сложным и тернистым. Почти год, начиная с декабря 2010 года, обсуждалась концепция закона, вносились предложения, замечания. В августе 2011 года новый закон был согласован работниками образования на специальном совещании. После этого закон был передан в Государственную Думу и обсуждения продолжились уже там.

Параллельно рассматривался законопроект «О народном образовании», предложенный коммунистами. Но уже в первом чтении он был отклонен. Данный законопроект не учитывал возможности региональных бюджетов и новый путь, на который уже ступило образование в нашей стране. Закон об образовании был принят Государственной Думой только в третьем чтении в декабре 2012 года.

После вступления закона в силу прекратили свое существование более ста нормативных актов РСФСР и РФ. Федеральный закон №273 стал базовым, регламентирующим правовую часть системы образования. Для приведения в соответствие с ним уже существующих нормативных актов Государственной Думой в 2013 году был принят еще один закон №185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в РФ».

Последний закон «Об образовании» №273-ФЗ был принят 2012 года в декабре. Новый закон «Об образовании» был принят тогда, когда старый закон стал неподходящим под потребности современного общества и систему образования. Был виден большой разрыв между законодательным обеспечением образовательной практики и ее возможностями.

Законодательная база имела недочеты и не охватывала разные новые направления и явления в обучении. Выделяют такие направления, которые не охватывались:

  • Ресурсы в электронном виде.
  • Платные услуги в образовании.
  • Взаимодействие образовательных и других организаций.
  • Работа негосударственных образовательных учреждений.
  • Административные запреты по старому закону.
  • Статус образовательных программ.

Введение закона «Об образовании» в РФ – это сложный процесс. Обсуждение концепции, предложения и замечания начали обговариваться с декабря 2010 года. В августе 2011 года на специальном собрании работниками сферы образования был согласован новый закон. Затем был передан в Государственную Думу, где продолжились обсуждения.

Принятие закона прекратило функционирование более ста нормативных актов РСФСР и РФ. Основным стал Федеральный закон «Об образовании» №273, который регламентировал правовую сторону системы образования. Чтобы привести к соответствию уже существующие нормативные акты, был принят закон №185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов (определенных положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «Об образовании» в РФ» Государственной Думой в 2013 году.

Какие права обеспечивает новый Закон?

  • Право каждого на образование.
  • Поддержку различных форм получения образования, включая самообразование и
    семейное образование.
  • Право на получение основного общего образования на родном языке, а также
    на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой
    образования.
  • Право каждого на защиту его законных интересов, прав и свобод в образовании,
    включая судебную защиту.
  • Образовательные организации.
  • Научные организации (по программам магистратуры и подготовки
    научно­-педагогических
    кадров, а также по программам
    профессионального обучения).
  • Организации для детей-сирот
    и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие
    лечение и (или) оздоровление детей,
    организации,осуществляющие
    социальное обслуживание детей (по основным и дополнительным
    общеобразовательным программам, программам
    профессионального обучения).
  • Индивидуальные предприниматели (по основным и дополнительным
    обще-образовательным программам, программам
    профессионального обучения).
  • Иные организации любой организационно-­правовой формы
    (по программам профессионального обучения и дополнительного образования).

Будет ли новый Закон способствовать интеграции российского и зарубежного
образования?

Законопроект «Об образовании в Российской Федерации»: вопросы и ответы

Закон позволил исправить недостатки в правовом поле системы обучения. На рисунке возможно увидеть отношения сферы образования, регулируемые законом.

Замечание 1

Главным преимуществом нового закона стала возможность регулирования содержания образования. На законодательном уровне были установлены определённые требования к стандартам и программам обучения. Были четко регламентированы взаимоотношения, обязанности и права участников образовательного процесса. Права граждан практически не изменились. Была только отмена ограничения на оплату в дошкольных учреждениях.

В новом законе присутствовали такие уровни общего обучения:

  • Дошкольное обучение.
  • Начальное общее обучение.
  • Основное общее обучение.
  • Среднее общее обучение.

По закону «Об образовании» дошкольное обучение входило в структуру общего обучения. Поэтому финансирование дошкольных учреждений проходило также, как и школьное. Некоторые финансы были возложены на субъекты Российской Федерации, а некоторые – на муниципалитеты. Такие действия принесли хорошие результаты.

Закон охватывал и дополнительное образование, которое делилось на три больших категории:

  • Дополнительное образование для детей.
  • Для взрослых.
  • Дополнительное профессиональное образование.
Замечание 2

Важной особенностью такой редакции закона было наличие дополнительного образования для взрослых. Такая группа предполагала наличие программ обучения, которые развивали взрослую личность.

По закону (часть 2, статья 3) Правительство Российской Федерации должно каждый год предоставлять Федеральному Собранию доклад о деятельности государственной политики в сфере образования и размещать информацию на официальном сайте в интернете.

Законопроект «Об образовании в Российской Федерации»: вопросы и ответы

Был снят и закрыт вопрос получения религиозного или теологического обучения и изучения духовной культуры, про что пишется в 87 статье закона. Программы на тему духовного и нравственного обучения должны были проходить экспертизу в централизованной религиозной организации. Они должны были подходить под нормы содержания вероучения, исторических и культурных традиций существующей организации.

Разрабатывались новые программы обучения на основе ФГОС. После экспертизы такие программы входили в реестр примерных образовательных программ (ОПП). Такой реестр считается частью государственной информационной системы.

Про применение сетевых форм реализации образовательных программ идётся в 15 статье закона. В 16 статье выделяются вопросы реализации этих программ с использованием электронного обучения и дистанционных технологий обучения. Такие статьи полагались на современное общество.

Про проведение независимой оценки качества обучения речь шла в статье 95.

90-е года 20 столетия стали не самыми удачными для сферы издания учебников. В статье 18 был расписан порядок отбора организаций, которые выпускали учебники. В ранних актах обязанностям обучающихся было уделено недостаточно внимания. На сегодня, в статье 43 закона «Об образовании» чётко расписаны обязанности и ответственность обучающихся.

Ученики должны добросовестно изучать образовательную программу, делать самостоятельный учебный план, посещать занятия, которые предусмотрены учебным или индивидуальным планом, выполнять задания, данные педагогами в рамках программы образования. В законе употребляются разные определения терминов «учащийся» и «обучающийся».

Определение 1

Учащийся – это особа, которая осваивает программу начального общего, основного общего или среднего общего обучения, и дополнительную общеобразовательную программу.

Обучающийся – это особа, которая осваивает любую программу образования.

По этой причине учеников школ, гимназий, лицеев и других общеобразовательных учреждений считают учениками.

К обучающимся относят детей, которые посещают образовательные комплексы – школы и дошкольные учреждения. Родители имеют право получать всю информацию об обследованиях учеников, что подтверждает статья 44. Также родители могут отказаться от подобных исследований.

Определенный уровень заработной платы определен в законе №273-ФЗ. Такая плата должна быть не ниже средней заработной платы в субъекте РФ. В зависимости от продолжительности рабочего времени определены льготы. В рабочее время входит не только учебная деятельность, о и воспитательная, индивидуальная, творческая и исследовательская работа.

Академические права и свободы, ответственности и обязанности педагогов указаны в статьях 47 и 48.

Закон «Об образовании» должен показывать современную картину в сфере образования и чётко её регламентировать. Со времен закон может совершенствоваться и меняться.

Как уже говорилось выше закон, помог закрыть белые пятна в правовом поле системы образования. Из схемы на рисунке 1 видно, какие отношения в сфере образования регулирует закон.

Законопроект «Об образовании в Российской Федерации»: вопросы и ответы

Отличительной особенностью нового закона стало регулирование самого содержания образования. В частности установлены на законодательном уровне требования к образовательным стандартам и программам. Четко регламентируются взаимоотношения, обязанности и права всех участников образовательного процесса. Следует отметить, что по новому закону граждане практически не потеряли в своих правах. К исключениям можно отнести отмену ограничения на плату в дошкольных учреждениях.

В законе обозначены все уровни общего образования:

  • дошкольное образование;
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование.

Данная структура показывает, что согласно закону об образовании, дошкольное образование включается в структуру общего образования. Соответственно финансирование дошкольных учреждений проходит по тому же принципу, что и школьное. Часть финансирования возложена на субъекты РФ и лишь часть на муниципалитеты. Положительные результаты такого решения очевидны.

В законе уделено внимание и дополнительному образованию. Все дополнительное образование делиться на три основные группы:

  • дополнительное образование детей;
  • дополнительное образование взрослых;
  • дополнительное профессиональное образование.

Отличительной особенностью текущей редакции закона можно считать введение такой категории, как дополнительное образование взрослых. Данная категория предполагает существование образовательных программ направленных на личностное развитие взрослого человека.

Закон в части 2 статьи 3 обязывает Правительство РФ каждый год предоставлять Федеральному Собранию доклад о реализации государственной политики в сфере образования и публиковать его на своем официальном сайте в сети «Интернет».

Закрыт вопрос о получении религиозного и теологического образования и изучении духовной культуры. Этому посвящена статья 87 закона. Все образовательные программы, касающиеся духовно-нравственного образования должны проходить экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям данной организации.

Закон обязывает разрабатывать образовательные программы на основе ФГОС и после проведения экспертизы, на основании полученных результатов включаются в реестр примерных образовательных программ (ООП). Данный реестр является частью государственной информационной системы.

Статья 15 закона посвящена использованию сетевой формы реализации образовательных программ, а статья 16 описывает вопросы реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Эти статьи были продиктованы требованиями времени.

Статья 95 регламентирует проведение независимой оценки качества образования.

В девяностые годы двадцатого века в области издания учебников царил хаос. Статья 18 закона «Об образовании» определяет порядок, согласно которого происходит отбор организаций, выпускающих учебные пособия.
В предыдущих законодательных актах обязанностям обучающихся уделялось мало внимания. Это были оторванные друг от друга части. Сегодня, в статье 43 очень подробно определены ответственность и обязанности обучающихся. Обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в т.ч. посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, а также выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы (п. 1 ч. 1 ст.43). В законе, согласно которого сегодня ведется процесс обучения дано разграничение понятий «учащийся» и «обучающийся».

Учащийся – это лицо, осваивающее образовательную программу начального общего, основного общего или среднего общего образования, а также дополнительную общеобразовательную программу.

Обучающийся – это лицо, осваивающее любую образовательную программу. Таким образом ученики школ, гимназий, лицеев и других общеобразовательных учреждений считаются учащимися.

Если же в образовательный комплекс входят школа и дошкольное учреждение, то всех детей, которые его посещают, корректно называть обучающимися.
На сегодняшний день законодательно закреплено право родителей получать необходимую информацию обо всех обследованиях учеников. Это закреплено в статье 44. Родители имеют право отказаться от таких обследований, а так же получать результаты исследований.

В законе №273-ФЗ определен гарантированный уровень заработной платы педагогов. Их заработная плата должна быть не ниже средней заработной платы в субъекте РФ. Определены льготы в части продолжительности рабочего времени. Рабочее время, согласно закону, включает в себя не только учебную деятельность, но и воспитательную, индивидуальную работу, время на творческие и исследовательские изыскания.

Статьи 47 и 48 посвящены академическим правам и свободам, ответственности и обязанностям педагогических работников.

В заключении еще раз следует отметить, что закон «Об образовании в РФ» должен отражать текущую ситуацию в сфере образования и четко ее регламентировать. Соответственно закон будет претерпевать изменения и дорабатываться.

Законопроект «Об образовании в Российской Федерации»: вопросы и ответы

Законопроект направлен на интеграцию российского и европейского об­
разовательных пространств.

Будет ли новый Закон способствовать интеграции российского и зарубежного
образования?

  1. Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных
    формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно
    обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу.

  2. Расширяются возможности получения знаний. В законодательстве впервые
    закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.

  3. Расширится выбор образовательных организаций, в которых можно получить
    образование на бесплатной основе: бюджетноефинансирование получат граждане,
    обучающиеся в негосударственных образовательных организациях.

  4. Студенты и школьники получат возможность выбирать учебные курсы, причем
    не только в своем образовательном учреждении, но и за его пределами.

  5. Среднее профессиональное образование станет общедоступным.

  6. Повышен уровень начального профессионального образования: оно включено в
    систему среднего профессионального образования.

  7. Родители, работодатели и учащиеся получат больше возможностей для влияния на
    образовательный процесс и его организацию за счет расширения полномочий
    общественных советов.

  8. Студенты получат возможность заниматься научной деятельностью под
    руководством научных работников. Будут расширены возможности прохождения
    практики на предприятиях реального сектора экономики, ведения преподавательской
    деятельности специалистами предприятий-работодателей.

  9. Расширятся возможности для реализации уникальных образовательных
    программ. В законе учтены особенности получения образования для детей
    с ограниченными возможностями, образования в сфере культуры и искусства и т. п.

Вторая статья документа гласит, что образование является единым процессом
обучения и воспитания. Таким образом, все нормы законопроекта, регулирующие
процесс образования, в равной мере относятся и к воспитанию.

Да. В этом документе государство впервые законодательно признает
особый статус педагогических работников. Кроме того, он гарантирует право
учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную
переподготовку за счет работодателя, прохождение аттестации на присвоение
квалификационной категории, а также детально прописывает меры их социальной
поддержки.

Законопроект «Об образовании в Российской Федерации»: вопросы и ответы

Права и меры поддержки педагогических работников образовательных организаций
впервые распространены и на педагогических работников других организаций
(медицинских, организаций соцзащиты и т. д.), которые ведут образовательную
деятельность.

Новый закон четко говорит о том, что затраты на оказание государственных
(муниципальных) услуг в сфере образования включают в себя расходы на оплату
труда педагогов. Причем с учетом обеспечения определенного среднего уровня
зарплаты, определяемого в соответствии с решениями президента Российской
Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (например,
школьные учителя должны будут получать не меньше средней зарплаты по экономике
региона).

Действительно, непрерывное образование упоминается и в существующем законе, но
новый законопроект упорядочивает эту систему. Более того, он
включает дошкольное образование в систему общего образования в качестве
отдельного уровня, чего раньше никогда не было.

Что касается уровней профессионального образования, то они только сейчас
приводятся в соответствие с Конституцией РФ: законопроект обеспечивает
общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования и
гарантирует безвозмездное получение на конкурсной основе третьего уровня
высшего образования (сейчас это послевузовское профессиональное образование).
Определяет новый закон и уровни образования, наличие которых дает право на
занятие профессиональной деятельностью (образовательные цензы).

Все это в совокупности дает возможность каждому человеку повышать свой
образовательный уровень на протяжении всей жизни.

Сохранятся ли льготы при поступлении в вузы?

Новый закон сохраняет право на поступление в вузы без вступительных
экзаменов для победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников,
членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных
олимпиадах по общеобразовательным предметам, а также чемпионов и призеров
Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдолимпийских игр (по направлениям
подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта).

Закон РФ «Об образовании»

При этом система льгот и преимуществ, предоставляемых при приеме в высшие
учебные заведения, будет упорядочена. Главная цель — обеспечить равные
возможности для поступления всем абитуриентам. В частности, в новом законе
предусмотрена замена права на поступление вне конкурса следующими формами
государственной поддержки:

  • прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения
    вступительных испытаний;
  • обучение за счет средств бюджета на подготовительном отделении;
  • преимущественное право приема в вузы при условии успешного прохождения
    вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

Такая система позволит обеспечить не только реализацию права на доступ к
образованию, но и будет способствовать успешному освоению профессиональных
образовательных программ.

Категории граждан, которые
смогут воспользоваться льготами

  1. Дети-­инвалиды и инвалиды
    I и II групп (они будут иметь право
    на все перечисленные выше формы
    поддержки).
  2. Дети­-сироты и дети, оставшиеся без
    попечения родителей (они получат
    право на обучение на подготовительных отделениях государственных вузов или
    преимущественное
    право зачисления).
  3. Другие категории граждан, которым
    в настоящее время федеральными
    законами предоставлены льготы
    (преимущества) при приеме в вузы.

Какие новые возможности появятся
для профессиональной подготовки?

В соответствии с новым законом
общее и профессиональное образование реализуется по уровням:

  • Общее образование:
    • дошкольное образование;
    • начальное общее образование;
    • основное общее образование;
    • среднее общее образование;
  • Профессиональное образование:
    • среднее профессиональное образование;
    • высшее образование — бакалавриат;
    • высшее образование — специалитет, магистратура;
    • высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Для каждого уровня создаются свои федеральные государственные образовательные
стандарты (ФГОС).

Он никуда не исчез, а его статус повысился. Теперь он включен в систему
среднего профессионального образования в качестве первого уровня — подготовки
квалифицированных рабочих (служащих). Сделано это для того, чтобы обеспечить
необходимый уровень подготовки рабочих. Получаемых сейчас на этом
уровне знаний уже не хватает для профессиональной деятельности, так как
повсеместно внедряются наукоемкие технологии, требуется умение учиться и
профессионально совершенствоваться.

Поэтому в рамках среднего профессионального образования
предусмотрено два вида образовательных программ:

  • программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
  • программы подготовки специалистов среднего звена.

При поступлении на образовательные программы среднего профессионального
образования после 9­го класса обучающиеся будут в обязательном порядке получать
среднее общее образование одновременно с получением избранной профессии
(специальности).

Следует также отметить, что в новом законе отдельно прописывается положение об
общедоступности среднего профобразования. Это позволит повысить его
привлекательность для молодежи.

Образовательные учреждения начального профобразования будут переименованы в
профессиональные образовательные организации.

Возможности для профессиональной подготовки, которая про­водится и сейчас, после вступления
в силу нового закона значительно расширятся. Существующие в настоящее
время программы профессиональной подготовки становятся вариативными. Они
позволят не только пройти
профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки рабочих, но
и повысить квалификацию по имеющейся профессии
или пройти переподготовку и получить смежную профессию (например,
вождение в сложных условиях).

Учиться можно будет не только
в образовательных организациях,
но и в специализированных учебных
центрах, на производстве, а также
у индивидуальных предпринимателей. При этом организации, которые
проводят профессиональное обучение, смогут сами устанавливать
и утверждать программы на основе
действующих профессиональных
стандартов или квалификационных
требований, учитывая, что профобучение предполагает большую
вариативность, прикладную направленность и приобретение компетенций,
необходимых для выполнения
конкретных функций или работы на
конкретном оборудовании.

Это связано с необходимостью убрать избыточное дробление образовательных
организаций, которое создавало необоснованные административные барьеры, а также
трудности при лицензировании и государственной аккредитации
образовательных организаций.

При этом существующая градация при всем своем многообразии не давала
развиваться новым формам обучения, так как оставляла за рамками закона
использование дистанционных технологий, выстраивание индивидуальных
образовательных
программ, возможности совместной образовательной деятельности организаций
различных типов или обучения с участием научных организаций и промышленных
предприятий.

Все образовательные
организации разделятся по
уровням образовательных
программ

  1. Дошкольные образовательные
    организации.
  2. Общеобразовательные организации.
  3. Профессиональные образовательные организации.
  4. Образовательные организации высшего образования.

Дополнительным образованием
займутся

  1. Организации дополнительного образования.
  2. Организации дополнительного профессионального
    образования.

Образовательные организации в рамках одного типа получат возможность
использовать в наименовании специальные названия в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности.

Лицеи, гимназии, консерватории и пр. продолжат свою работу.

Почему в новом Законе уменьшено количество типов
образовательных органиЗаций, а их разделение на виды
исчезло совсем?

Согласно законопроекту
образовательные программы делятся на основные и дополнительные.

К основным образовательным программам относятся следующие:

  1. Основные общеобразовательные программы:
    • образовательные программы дошкольного образования;
    • образовательные программы начального общего образования;
    • образовательные программы основного общего образования;
    • образовательные программы среднего общего образования.
  2. Основные профессиональные образовательные программы:
    • образовательные программы среднего профессионального образования
      • программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих),
      • программы подготовки специалистов среднего звена;
    • образовательные программы высшего образования
      • программы бакалавриата,
      • программы специалитета,
      • программы магистратуры,
      • программы подготовки научно­педагогических кадров (в аспирантуре, адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры­стажировки.
  3. Программы профессионального обучения:
    • программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих
      и должностям служащих;
    • программы переподготовки рабочих и служащих;
    • программы повышения квалификации рабочих и служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся следующие:

  1. Дополнительные общеобразовательные программы:
    дополнительные общеразвивающие программы;
    дополнительные предпрофессиональные программы.
  2. Дополнительные профессиональные программы:
    программы повышения квалификации;
    программы профессиональной переподготовки.

Из числа образовательных программ исключается и становится самостоятельным
видом — подготовка научных кадров (докторантура). Правовое регулирование
подготовки в докторантуре отнесено к Федеральному закону «О науке и
государственной научно­технической политике».

Вернется ли распределение выпускников?

Обязательное распределение выпускников нарушает право на свободу
выбора профессии и рода занятий, гарантированное Конституцией РФ.

В качестве альтернативы и гарантии трудоустройства законопроектом вводится
институт целевого приема, предусматривающий заключение договора о целевом
приеме между вузом и организацией­работодателем и договора о целевом обучении
между гражданином, направленным на обучение в рамках целевого приема,
и организацией-работодателем.

В новом законе будет отдельная статья, регулирующая правоотношения всех
заинтересованных сторон. В частности, закрепляются существенные условия
договора о целевом обучении, которые включают меры социальной поддержки
учащегося. Среди них могут быть материальное стимулирование, оплата
дополнительных образовательных услуг, предоставление в пользование или оплата жилья в период
обучения, обязательства по организации производственной практики и, конечно,
по трудоустройству.

Наряду с правами и гарантиями предусмотрена и ответственность сторон за
неисполнение взятых на себя обязательств. Так, выпускник, который откажется
работать в организации, с которой был заключен договор, будет обязан возместить
расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки в полном
объеме, а также выплатить штраф в двукратном размере этих затрат.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Adblock
detector