Установление охранная зона горнодобывающая промышленность

Установление санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель промышленности

1.1. Настоящие Правила* регламентируют условия выемки угля под застроенными территориями и природными объектами с целью охраны зданий, сооружений, коммуникаций, водных объектов, лесонасаждений, сельскохозяйственных угодий и т.д. от влияния подземных горных разработок._______________* Правила охраны сооружений природных объектов от вредного влияния подземных горных разработок на угольных месторождениях ПБ 07-269-98, утв.

постановлением Госгортехнадзора России от 16 марта 1998 г. N 13.При проектировании перечисленных объектов на подрабатываемых территориях следует руководствоваться Положением о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых*, СНиП 2.01.09-91 «Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах» и другими строительными нормами и правилами.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

________________* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений. — Примечание изготовителя базы данных.

1.2. При выемке угля под водными объектами горные выработки подлежат охране от прорывов воды и увеличения ее притока в количестве, приводящем к нарушению нормальной эксплуатации шахты или представляющем опасность для работающих в ней людей.

1.3. Параметры процесса сдвижения, необходимые для определения границ зоны опасного влияния подземных разработок, расчета сдвижений и деформаций, являющихся исходными данными для назначения мер охраны, приведены в разд.2 и 7 настоящих Правил и в Прил.1. При этом учитываются геологические и горно-технические условия, рельеф подрабатываемого участка, уровень грунтовых вод и гидрогеологические условия.

1.4. Условия отработки угольных пластов под зданиями и сооружениями без мер защиты и условия назначения мер защиты для них определяются по разд.3 и 4 настоящих Правил: для гражданских зданий — сравнением расчетных показателей деформаций земной поверхности с допустимыми и предельными показателями; промышленных зданий, инженерных сооружений и коммуникаций — сравнением расчетных показателей деформаций земной поверхности с допустимыми и предельными показателями деформаций.

1.5. Условия подработки наклонных шахтных стволов и водных объектов устанавливаются согласно рекомендациям разд.6 и 8 Правил по безопасной глубине разработок.

1.6. Меры охраны эксплуатируемых зданий и сооружений на подрабатываемых территориях направлены на уменьшение величин деформаций земной поверхности и восприятие дополнительных от подработок нагрузок конструкциями зданий и сооружений. Меры охраны подразделяются на горные и конструктивные. Рекомендуемые меры охраны приведены в Прил.2, 3.

1.7. Горные и конструктивные меры охраны подрабатываемых эксплуатируемых объектов разрабатываются шахтами, акционерными обществами, проектными организациями и специализированными предприятиями, имеющими лицензию на выполнение таких работ.Проекты мер охраны должны включать мероприятия по рекультивации земной поверхности после подработки.

1.8. Горное предприятие может производить выемку угля под всеми сооружениями с конструктивными мерами охраны, выполненными перед подработкой, если горно-геологические условия, принятые при проектировании мер охраны, не изменились, приведенные в них деформации земной поверхности больше или равны ожидаемым, а реализованные меры защиты объектов соответствуют принятым в горно-геологическом обосновании.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

При неблагоприятном изменении горно-геологических условий (увеличение числа разрабатываемых лав или пластов, обнаружение ранее неизвестных нарушений и т.д.), а также, если выполненные конструктивные меры защиты не соответствуют принятым в горно-геологическом обосновании, подработка сооружений допускается по проекту, в котором следует предусмотреть дополнительные горные или конструктивные меры защиты.

1.9. Согласование и утверждение мер охраны производятся в соответствии с требованиями Инструкции о порядке утверждения мер охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок, утвержденной 23 марта 1996 г., Инструкции о порядке согласования подработки железных дорог на угольных и сланцевых месторождениях России, утвержденной 18 февраля 1994 г., ГОСТ 17.5.3.

Установление охранная зона горнодобывающая промышленность

Закон РФ о недрах (принят 21 февраля 1992 г., ред. 3 марта 1992 г.), Водный кодекс РФ (принят 18 октября 1995 г.), Основы лесного законодательства РФ* (приняты 6 марта 1993 г.).________________* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует Лесной кодекс Российской Федерации, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

1.10. Руководство горным предприятием не менее чем за шесть месяцев до начала очистных работ в районе влияния на охраняемый объект обязано известить об этом организацию, ответственную за сохранность и эксплуатацию объекта, а также местные органы комитетов охраны природы и земельных ресурсов. К уведомлению должен прилагаться акт, подтверждающий соответствие фактических горно-геологических условий принятым при проектировании.

1.11. Подрабатываемые здания, сооружения и другие объекты до начала и после окончания влияния на них горных работ, а при необходимости и в процессе подработки обследуются комиссией в составе представителей шахты, подрабатывающей охраняемый объект, и организации, эксплуатирующей его. В комиссию могут быть включены представители проектных организаций, разработавших проект мер охраны и проект сооружения в целом, а также организаций, ведущих ремонт и внедрение мер защиты.

Комиссией перед подработкой составляется акт, в котором устанавливаются конструктивные особенности сооружения, отступления от проектов строительства и выполнения мер защиты; имеющиеся деформации и повреждения несущих и ограждающих конструкций; определяется износ и состояние сооружения.В последующих актах указываются в основном деформации сооружения от подработки и степень их влияния на его эксплуатационную способность, а при необходимости вносятся предложения по корректировке мер охраны объекта.

1.12. Приложения к настоящим Правилам, содержащие возможные технические решения или методики расчетов, являются рекомендательной частью Правил и могут быть дополнены или заменены на основании заключения специализированной организации (ВНИМИ и др.) и по согласованию с органами Госгортехнадзора России.

1.13. С целью контроля за состоянием подрабатываемых охраняемых объектов и накопления данных по опыту их подработки, необходимых для дальнейшего уточнения рекомендаций, определения эффективности выбранных мер охраны, организуются наблюдения за сдвижением земной поверхности и горных пород (как визуальные, так и инструментальные), за состоянием охраняемых объектов, за режимами напоров в водоносных горизонтах, за водопроявлениями в горных выработках и др.

Организация и проведение наблюдений и обследований выполняются в соответствии с действующими нормативно-методическими документами: Инструкцией по наблюдениям за сдвижением горных пород, земной поверхности и подрабатываемыми сооружениями на угольных и сланцевых месторождениях, утвержденной 30 декабря 1987 г.

1.14. Проекты мер охраны или другие технические решения для городов, поселков, заводов и других ответственных охраняемых объектов, определяемых комиссией (п.1.11), выполненные в соответствии с настоящими Правилами, до представления в органы Госгортехнадзора должны пройти обязательную экспертизу в специализированных организациях, имеющих лицензии.

1.15. Предохранительные целики, утвержденные на основе ранее изданных Правил охраны сооружений и природных объектов от вредного влияния подземных горных разработок на угольных месторождениях (1981 г.), пересмотру не подлежат.

1.16. Отступление от норм настоящих Правил допускается по согласованию с органами Госгортехнадзора на основании заключения специализированной организации.

1.17. Правила охраны сооружений и природных объектов от вредного влияния подземных горных разработок на угольных месторождениях согласованы с Комитетом Роскомнедра, Министерством путей сообщения РФ, Роскомвод, Рослесхозом, Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству РФ.

К
сожалению, действующее российское законодательство достаточно
разрозненно и неоднозначно, в некоторой части даже скупо, подходит
к вопросам установления и регулирования правового режима зон с
особыми условиями использования территорий.Несмотря на то, что
категория «зоны с особыми условиями использования территории»
раскрывается в Градостроительном
кодексе РФ посредством перечисления возможных ее видов
(перечень которых остается открытым), а отдельные вопросы
использования указанных территорий регламентируются Земельным кодексом РФ, в то же время ни
Градостроительный кодекс РФ, ни
Земельный кодекс РФ не
устанавливают единых правил и требований в раскрытии общей
характеристики таких зон.

Так, в соответствии со
ст.1
Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями
использования территорий — это охранные, санитарно-защитные зоны,
зоны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
народов РФ, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны
санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые
в соответствии с законодательством РФ.

Как видим, правовое
регулирование зон с особыми условиями использования территорий
имеет разноотраслевой аспект. На это также указывает п.3
ст.52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды», согласно которому порядок установления и
создании защитных и охранных зон регулируется
законодательством.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Правовой режим таких зон
регламентируется не только градостроительным и земельным
законодательством, но и законодательством в области
электроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйства
и охранные зоны объектов по производству электрической энергии),
законодательством в области промышленной безопасности (охранные
зоны магистральных трубопроводов и охранные зоны
газораспределительных сетей), законодательством о железнодорожном
транспорте (охранные зоны железных дорог), законодательством о
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
(санитарно-защитные зоны), природоресурсным законодательством
(водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранные
зоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны и
зеленые зоны и т.д.

) и другими отраслями российского
законодательства.Многоотраслевой характер
зоны с особым условием использования территорий предопределяет
особенности ее правового режима, порядка установления, определения
границ, совокупности устанавливаемых требований.В
силу требований ст.56
Земельного кодекса РФ особые условия использования земельных
участков и режим хозяйственной деятельности в охранных и
санитарно-защитных зонах являются ограничениями прав на землю.

При этом ограничения прав
на землю устанавливаются актами исполнительных органов
государственной власти, актами органов местного самоуправления,
решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ для охранных
зон.Лицами, деятельность
которых вызвала необходимость установления охранных,
санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав
собственников земельных участков, землепользователей,
землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение
качества земель, осуществляется возмещение убытков.

В
соответствии с ч.3
ст.87 Земельного кодекса РФ в состав земель промышленности и
иного специального назначения в целях обеспечения безопасности
населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов
промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и
ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и
радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут
включаться охранные, санитарно-защитные зоны и иные зоны с особыми
условиями использования земель.

Земельные участки,
которые включены в состав таких зон, у собственников земельных
участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов
земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен
особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те
виды деятельности, которые несовместимы с целями установления
зон.

Порядок использования
отдельных видов земель промышленности и иного специального
назначения, а также установления зон с особыми условиями
использования земель данной категории, если иное не установлено
Земельным кодексом РФ,
определяется:-
Правительством РФ в отношении указанных земель, находящихся в
федеральной собственности;


органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении указанных
земель, находящихся в собственности субъектов РФ;-
органами местного самоуправления в отношении указанных земель,
находящихся в муниципальной собственности.В
соответствии со ст.52
Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды» в целях обеспечения устойчивого функционирования
естественных экологических систем, защиты природных комплексов,
природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от
загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной
деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.

В
целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания
растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и
объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное
воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные
зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах,
микрорайонах городских и сельских поселений — территории, зеленые
зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом
природопользования.

Анализ нормативных
правовых актов, устанавливающих соответствующие требования,
позволяет говорить о том, что, к сожалению, не все вопросы нашли
законодательное закрепление и правовую регламентацию, отсутствует
единообразие в установлении правового режима указанных зон, из-за
правовых пробелов и коллизий много вопросов по процедуре
установления таких зон возникают в правоприменительной практике.

Приходится констатировать, что по некоторым вопросам при наличии
материальных норм (правил и требований) отсутствуют процессуальные
нормы. В результате получается, что обязательные для исполнения
требования существуют, а ответственность за их несоблюдение
отсутствует. Так, например, отсутствуют самостоятельные составы
административных правонарушений, предусматривающие административную
ответственность за нарушения правового режима санитарно-защитных
зон, охранных зон объектов электросетевого хозяйства и охранных зон
объектов по производству электрической энергии зон и др.

Федеральная собственность на земли промышленности

Согласно действующему законодательству некоторые земельные участки промышленного назначения находятся исключительно в федеральной собственности и не являются подведомственными муниципалитету. К ним относятся:

  • те организации и объекты, главная цель которых защита и контроль целостности границы государства;
  • те организации и объекты, которые осуществляют транспортное сообщение любого типа;
  • те объекты и организации, которые занимаются космической деятельностью;
  • те объекты и организации, первоочередная задача которых оборона и безопасность, как всего государства, так и его части;
  • объекты атомной энергетики, а также любой другой энергетической системы федерального уровня (муниципальные объекты в данный список не входят).

Все земельные участки, отведенные под описанные выше нужды, не подведомственны муниципальным нормативно-правовым актам, находятся на контроле у федеральных органов исполнительной власти, ими же регулируются и обеспечиваются.

Так, государственный земельный контроль имеет право в порядке плановой или неплановой проверки запросить документацию у землепользователей, проверить исполнение норм земельного законодательства, в случае обнаружения нарушений – вынести и проследить за исполнением предписаний.

Перевод земель из категории федерально-промышленных в любую другую возможен только в том случае, если это предусмотрено нормами действующего законодательства. Так, нередко охранные объекты переводятся в разряд транспортных или же атомных. В свою очередь земли атомной энергетики после использования нуждаются в длительном восстановлении, поэтому их переход в другую категорию невозможен в течение долгого времени по экологическим мотивам и соображений безопасности.

I.
Общая характеристика зон с особыми условиями использования
территории

Наиболее полно установление санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования прописаны в Постановлении Правительства РФ № 384. Действующими правилами установлено, что целями таких зон является безопасность и защита со стороны государства и его представителей на местном уровне земель в ходе промышленной деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Землеустройство санитарно-охранных зон земель промышленности возложено, согласно Постановлению РФ №384, на Федеральное агентство кадастра. Именно представители этой структуры обязаны установить, какого размера будет санитарно-охранная зона, что в нее будет входить, как она будет расположена, кем обслуживаться. Как показывает практика, санитарно-охранные зоны находятся в обслуживании у тех организаций, которые осуществляют промышленную деятельность.

После установления границ санитарно-охранной зоны и иной зоны, которая подразумевает особые условия использования, на кадастровый план и документацию наносятся соответствующие выкопировки. Документация в обязательном порядке содержит не только текстовое, но и графическое описание границ и объектов промышленных земель и прилегающих к ним территорий, в том числе и санитарно-охранных зон. Кроме того, земельному участку присваивается соответствующий кадастровый номер.

Те, кто являются собственниками земельных участков, находящихся в зоне санитарно-защитных зон и прочих особых зон, или в промышленной зоне, не могут в полной мере владеть и распоряжаться своими участками. На них накладываются ограничительные права, о которых собственников извещают заранее путем отправки специального уведомления в течение 15 (календарных) дней с момента присвоения землям соответствующего статуса.

Предоставление земельных участков для разработки полезных ископаемых организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности

Земельным законодательством предусмотрены некоторые правила организации предоставления земли под разработку и добычу полезных ископаемых. Однако пункт 4 статьи 88 Земельного кодекса России, в котором описывались все вопросы, связанные с деятельностью организаций, горнодобывающих и нефтегазовых, утратил свою силу с 1 марта 2015 года.

Сейчас организация земель под разработку полезных ископаемых осуществляется на общих условиях, как и для всех земельных участков промышленности. Размер определяется в соответствии с необходимой для этого документацией и планами, участку присваивается кадастровый номер, он выделяется в плане района или субъекта, устанавливаются санитарные и охранные зоны, обслуживание и использование участка находится на контроле у государства, если иное не предусмотрено какими-то нормативно-правовыми актами муниципалитета.

При этом нефтегазовые компании, как и горнодобывающие, не могут находиться в собственности только частных лиц. Одним из собственников организации обязательно является государство или его представитель, который и осуществляет контроль за реализацией и исполнением норм законодательства.

а) мощности, угла падения и глубины разрабатываемых пластов;

б) размеров очистных выработок, последовательности прохождения и взаимного положения границ очистных выработок в одном пласте и свите пластов;

в) структурных особенностей массива горных пород (строения вмещающих пород, наличия разрывных и пликативных нарушений, изменчивости залегания пород и физико-механических свойств пород);

г) способа управления горным давлением;

д) скорости подвигания забоя и скорости развития работ вкрест простирания.

2.2. При определении границ зоны влияния подземных разработок, по данным наблюдений, приняты следующие значения деформаций земной поверхности при расстояниях между реперами 15-20 м:наклоны 0,5·10, растяжение 0,5·10.Границы зоны влияния подземных разработок определяются по граничным углам. Граничными углами называются внешние относительно выработанного пространства углы, образованные на вертикальных разрезах по главным сечениям мульды сдвижения горизонтальными линиями и линиями, последовательно проведенными в коренных породах, мезозойских отложениях и наносах, соединяющими границу очистной выработки с границей зоны влияния подземных разработок на земной поверхности (рис.2.1).

3.1. Изложенные в настоящем разделе условия безопасной выемки угля в зонах влияния на объекты, меры охраны объектов и порядок их выбора распространяются на гражданские и промышленные здания, технологическое оборудование, транспортные коммуникации, инженерные сооружения, опоры ЛЭП, санитарно-технические сети и другие объекты.

3.2. Условия безопасной выемки угля в зонах влияния на здания и сооружения и выбор мер их охраны определяются на основании расчетных деформаций (показателей деформаций) земной поверхности и их сравнения с допустимыми и предельными деформациями (показателями деформаций) и скоростями деформаций для железных дорог.

Расчетные деформации определяются по Прил.1, а показатели деформаций — по разд.4.Допустимыми деформациями (показателями деформаций) земной поверхности (основания сооружений) считаются деформации, которые могут вызвать такие повреждения в сооружениях, при которых для дальнейшей их эксплуатации по прямому назначению достаточно проведения текущих ремонтных и наладочных работ.

Значения допустимых деформаций (показателей деформаций) для различных объектов приведены в разд.4.Предельными деформациями (показателями деформаций) земной поверхности (основания сооружений) считаются такие, превышение которых вызывает аварийное состояние сооружений с угрозой опасности для жизни людей. Значения предельных деформаций (показателей деформаций) для различных объектов приведены в разд.4.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

; (3.1)

, (3.2)

где — вынимаемая мощность пласта.Под вынимаемой мощностью пласта понимают суммарную мощность пачек угля и прослоев пород, если порода не остается в выработанном пространстве.При выемке пластов с закладкой выработанного пространства материалом, доставляемым извне области влияния горных работ на объект, рассчитывается по эффективной мощности пласта , определяемой по разд.3 Прил.1;

— допустимые значения горизонтальных деформаций (показателей деформаций) или наклонов для объекта.Если для объекта установлены допустимые величины горизонтальных деформаций и наклонов (показателей деформаций), то из рассчитанных по формуле (3.1) значений безопасной глубины принимается наибольшее .

Если в качестве допустимых значений деформаций для объекта установлены допустимые уступы , то при определении безопасной глубины разработки в этом случае вначале по рекомендациям Прил.1, исходя из допустимых уступов, находят допустимые наклоны, которые используются при расчете по формуле (3.1); — при допустимых горизонтальных деформациях (показателях деформаций) для объекта;

— при допустимых наклонах для объекта.Значения коэффициентов и определяются по табл.5 и 6 Прил.1.Учет влияния подвижек пород по напластованию производится только на тех месторождениях, где они установлены по данным инструментальных наблюдений.В этом случае для планирования горных работ и выбора мер защиты объектов из рассчитанных по формулам (3.1) и (3.2) принимается ее наибольшее значение.

, (3.3)

. (3.4)

При ; безопасная глубина определяется из выражения (3.3); решение уравнения (3.3) выполняется методом итераций или каким-либо другим методом;Примечание. В Кузнецком бассейне при определении безопасной глубины разработки следует учитывать два наиболее влияющих пласта свиты.

, (3.5)

где — суммарная вынимаемая мощность свиты пластов в пределах зоны влияния на охраняемые объекты; зона влияния выработок на охраняемый объект определяется по углам , на разрезе вкрест простирания и углом — на разрезе по простиранию (зона , см. рис.3.1, б);

где , , — расстояния по горизонтали между выбранным первым пластом свиты и каждым рассматриваемым пластом; в качестве первого принимается пласт с максимальной вынимаемой мощностью или пласт, находящийся в центре свиты.

4.1. Нормы настоящего раздела распространяются на эксплуатируемые гражданские и промышленные здания, построенные без конструктивных мер охраны от вредного влияния подработок, а также на инженерные сооружения, наружные трубопроводы, линии электропередач, железные дороги и транспортные сооружения.

4.2. Условия подработки и применения мер охраны зданий, сооружений и коммуникаций устанавливаются сравнением расчетных показателей деформаций в пятне застройки рассматриваемых объектов с допустимыми и предельными показателями деформаций для этих объектов.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

4.3. Допустимые и предельные показатели деформаций для зданий и сооружений, не указанных в настоящем разделе, можно принимать по аналогии с перечисленными, близкими по конструктивным особенностям и условиям эксплуатации. Меры охраны в этом случае подлежат утверждению в порядке, установленном Госгортехнадзором России.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Adblock
detector