Формула рентабельности и примеры применения

Понятие и виды рентабельности

Формула рентабельности нужна для анализа хозяйственной деятельности и помогает сравнить показатели с другими предприятиями.

В отличие от прибыли (выручки и объема продаж), являющимися абсолютными показателями, рентабельность – относительный показатель.

Принято выделять несколько базовых видов рентабельности:

  • Продаж (продукции) – ROS (ROTR);
  • Себестоимости (ROTC);
  • Актива (ROA);
  • Инвестиции (ROI);
  • Персонала (ROL).

Формула рентабельности по балансу

RO=(П/К)*100%

Формула рентабельности и примеры применения

Здесь П – тип прибыли,

К – показатель, для которого рассчитывают уровень рентабельности.

Показатель рентабельности измеряется в процентах и отражает эффективность деятельности.

Тип прибыли, находящийся в числителе, может быть разным. В большинстве случаев используется прибыль от продаж (реализации) или чистая прибыль, но иногда расчеты проводят по валовой прибыли или операционной прибыли.

В отчете о прибылях и убытках (отчете о финансовых результатах) можно найти все типы прибыли.

В знаменателе находится показатель (в стоимостном выражении), для которого нужно рассчитать рентабельность.

Формула рентабельности и примеры применения

Например, если нужно определить ROTR (рентабельность продаж), то в знаменатель нужно поместить показатель объемов продаж, то есть выручку (TR).

TR=P*Q

Большая часть видов рентабельности определяется с помощью бухгалтерского баланса, который содержит сведения:

  • Активы компании,
  • Обязательства компании,
  • Собственный капитал.

Любой показатель, необходимый для расчета формулы рентабельности по балансу может быть взят на начало и конец периода, что позволяет оценить результаты деятельности в динамике.

При расчете рентабельности по балансу нужны следующие показатели:

  • Оборотные и внеоборотные активы;
  • Объем инвестиций,
  • Объем собственного капитала и др.

Для корректного расчета рентабельности, находят среднее арифметическое от сложения показателей на начало текущего (окончание предыдущего) и по окончанию текущего периода.

Например, если нужно найти рентабельность внеоборотных активов, то из баланса берут сумму величин внеоборотных активов начала и конца периода, при этом деля пополам.

Средние предприятия отражают величину внеоборотных активов по строке 190 (итог по разделу I), малые предприятия по сумме строк 1150 и 1170.

ROA(вн)=(ПР/(ВнАнп ВнАкп)/2)*100%,

Здесь ВнАнп – внеоборотные активы на начало текущего (окончание предыдущего) периода,

ВнАкп – внеоборотные активы (по окончанию текущего периода).

В общем виде формула рентабельности показывает количество рублей (копеек) прибыли, которое может принести 1 рубль, вкладываемый в активы (ресурсы).

Например, формулу рентабельности продаж можно прочитать так: сколько количество рублей находится в каждом рубле выручки.

Значение, полученное по формуле рентабельности внеоборотных активов, отражает, какое количество (в копейках) прибыли от реализации может принести 1 рубль, который вкладывается во внеоборотные активы.

Глобально рентабельность — это совокупность показателей, в комплексе характеризующих эффективность бизнеса, точнее его прибыльность. Рентабельность — это всегда отношение прибыли к тому объекту, эффект от которого требуется узнать. Фактически это доля прибыли на единицу анализируемого объекта.

С помощью показателей рентабельности можно выяснить, насколько эффективно используется собственный капитал или активы предприятия (см. «Определяем рентабельность активов (формула по балансу)»), прибыльно ли его производство. Но в данной статье мы остановимся непосредственно на рентабельности продаж.

Рент= П / P * 100%,

Здесь Рент  – показатель рентабельности;

П — сумма прибыли;

Р— показатель, для которого определяется коэффициент рентабельности.

Показатель рентабельности является относительным, выражается в процентном соотношении, поэтому результат формулы умножают на 100 %.

Для определения рентабельности объема продаж используется несколько формул. Рассмотрим две наиболее часто используемые:

  • классическая формула рентабельности продаж от прибыли от продаж;
  • алгоритм расчета рентабельности продаж по валовой прибыли.

Рентабельность продаж определяется по показателям бухгалтерского баланса за определенный период. В расчете участвуют следующие показатели:

  • валовая прибыль (ВП) – доход предприятия, получаемый из разницы между выручкой и себестоимостью продукции (стоимость продукции и производственные затраты без учета налогов и взносов);
  • операционная прибыль (ОП) – валовая прибыль с вычетом текущих операционных расходов (проценты и комиссии по кредитам, списание товаров, брака и т.п.), но без налогов;
  • чистая прибыль (ЧП) —  операционная прибыль с вычетом налогов.

Все данные для расчета рентабельности продаж берутся из бухгалтерского отчета.

РП = ЧП (чистая прибыль)/выручка*100%

ЧП = В ПД – С – УЗ – ПР– Н, где

  • В – выручка;
  • ПД — прочие доходы;
  • С – себестоимость;
  • УЗ – коммерческие и управленческие затраты;
  • ПР — прочие расходы;
  • Н — сумма налогов за анализируемый период.

Выручка рассчитывается по простой формуле

В = Ц * ОБ, где

  • Ц – цена единицы продукции;
  • ОП – объем продаж за анализируемый период.

Это алгоритм вычисления рентабельности продаж используется на предприятиях различных сфер деятельности, в том числе производящих продукцию или предлагающих определенные виды услуг.

Если расчет рентабельности продаж кажется вам сложной процедурой, обратитесь за помощью к специалистам сервиса Главбух Ассистент. Бухгалтеры-эксперты помогут держать текущие дела под контролем, вести учет и отчетность и отслеживать основные экономические показатели компании.

ВР = ВП/В

Данный вариант расчета рентабельности продаж наиболее показателен для оценки эффективности торговых предприятий. Здесь показатель выручки получается путем умножения цены товара на количество проданных единиц. Валовая прибыль высчитывается как результат вычитания себестоимости товара из выручки.

Рентабельность производства — это отношение общей суммы прибыли (балансовой прибыли) к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств.

Rпроизв = Пр / (ОФ ОбС) × 100,

Rпроизв — рентабельность производства;

ОФ — средняя для расчетного периода стоимость основных производственных фондов;

ОбС — средняя стоимость оборотных средств.

Как рассчитать рентабельность продаж по балансу

Для расчета рентабельности продаж используется информация из отчета о финансовых результатах (форма 2).

О форме 2 читайте статью «Заполнение формы 2 бухгалтерского баланса (образец)».

При этом формула рентабельности продаж по балансу зависит от того, какая рентабельность интересует пользователя:

  1. Рентабельность по валовой прибыли. В этом случае формула расчета рентабельности продаж будет следующей:

ROS = строка 2100 / строка 2110 × 100.

  1. Рентабельность по операционной прибыли:

ROS = (строка 2300 строка 2330) / строка 2110 × 100.

  1. Рентабельность по чистой прибыли:

ROS = строка 2400 / строка 2110 × 100.

Рентабельность продаж

RO=(П/К)*100%

TR=P*Q

Рент= П / P * 100%,

П — сумма прибыли;

Как рассчитать рентабельность продаж по балансу

Безусловно, есть. Это отдельные виды рентабельности, три самостоятельных показателя. Выше уже говорилось, что рентабельность производства показывает долю прибыли на 1 руб. затраченных производственных фондов.

Формула рентабельности и примеры применения

Rпр = Пр / Сс × 100,

где: Rпр — рентабельность продукции;

Пр — прибыль;

Сс — себестоимость.

Подробнее о рентабельности продукции вы можете узнать из статьи «Как рассчитать рентабельность продукции?».

ROS = Пр / Оп × 100%,

где: ROS — рентабельность продаж;

Пр — прибыль;

Оп — объем продаж или выручка.

Подробнее о ней см. статью «Формула для расчета рентабельности продаж по балансу».

Как видим, показатели действительно различаются и по смыслу, и по расчету. И путать их не следует.

Рентабельность продаж дает представление о том, какова доля прибыли в выручке предприятия. В анализе ее принято обозначать ROS (сокращение от английского return on sales).

Пр — прибыль;

Рентабельность продаж — показатель относительный, он выражается в процентах.

Специальных нормативов для рентабельности продаж нет. Рассчитываются среднестатистические значения рентабельности по отраслям. Для каждого вида деятельности нормальным считается свой коэффициент.

В целом коэффициент в пределах от 1 до 5% говорит о том, что предприятие низкорентабельно, от 5 до 20% — среднерентабельно, от 20 до 30% — высокорентабельно. Свыше 30% — это уже сверхрентабельность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Adblock
detector