НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ В КАЗЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ В 2019 ГОДУ. Журнал «Советник Бухгалтера»

Договор купли-продажи обязателен

Имущество казенного учреждения, находящееся у него на праве оперативного управления, – собственность соответствующего публично-правового образования (ст. 120, 214, 215, 296 Гражданского кодекса РФ). При этом казенное учреждение не вправе распоряжаться имуществом без согласия собственника (ст. 298 Гражданского кодекса РФ).

Порядок получения согласия на реализацию имущества определяется собственником (учредителем) (подп. «л» п. 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 537).

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

Собственник (учредитель) определяет перечень документов, необходимых для согласования реализации, порядок их представления и рассмотрения. Данный перечень включает:

  • сопроводительное письмо с пояснительной запиской о необходимости реализации и причинах нецелесообразности дальнейшего использования;
  • отчет об оценке рыночной стоимости имущества;
  • копию лицензии оценщика;
  • копию технического паспорта;
  • справку о балансовой стоимости объекта;
  • копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
  • сведения о прохождении последнего техосмотра.

Также при реализации актива выставляются счета-фактуры, которые регистрируются продавцом в книге продаж. Формы и правила их заполнения определены постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

Реализация автомобиля оформляется договором купли-продажи. Порядок его оформления регулируется положениями главы 30 Гражданского кодекса РФ. При этом казенное учреждение выступает непосредственно в роли продавца. В преамбуле договора купли-продажи целесообразно указать реквизиты документа, дающего разрешение на реализацию. Также необходимо предусмотреть обязательное проведение оценки независимыми оценщиками (ст. 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ).

Учреждение вправе заключить с контрагентом договор купли-продажи напрямую, то есть без проведения торгов, если иное не предусмотрено внутренними актами собственника имущества или самого учреждения. › |

Госрегистрация сделок с автотранспортными средствами в настоящее время законом не предусмотрена.

Отражение операций по реализации металлолома и учету доходов

Исходя из положений п. 25, 106, 118 Инструкции № 157н и п. 23 Инструкции № 162н металлолом, полученный по результатам ремонтных работ, в ходе демонтажа (разборки) списываемого имущества, подлежит оприходованиюв составе материальных запасовна счете 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» по текущей оценочной стоимости (справедливой стоимости) на дату его принятия к учету.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ В КАЗЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ В 2019 ГОДУ. Журнал "Советник Бухгалтера"

Определяется такая стоимость комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов методом рыночных цен, то есть на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами, совершенных без отсрочки платежа (п. 52, 54, 55 СГС «Концептуальные основы»).

Содержание операции

Дебет

Кредит

Принят к учету металлолом по справедливой стоимости:

– при ликвидации основных средств

1 105 36 346

1 401 10 172

– при проведении ремонтных работ

1 105 36 346

1 401 10 199

Казенное учреждение не может отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, без согласия собственника имущества. Поэтому осуществлять реализацию металлолома, полученного от демонтажа (разборки) списанного с учета имущества, следует по согласованию с вышестоящим главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств (п. 1 ст. 296, п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Реализация металлолома является одним из видов приносящей доход деятельности, которой казенные учреждения вправе заниматься, только если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ).

Согласно положениям бюджетного законодательства средства, полученные от продажи имущества казенного учреждения, относятся к неналоговым доходам и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ по нормативу 100 % (п. 3 ст. 41, п. 1 ст. 51, ст. 57, 62 БК РФ).

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списана стоимость металлолома при его реализации

1 401 10 172

1 105 36 446

В соответствии с Порядком № 209н начисление доходов от реализации металлолома отражается в бюджетном учете по подстатье 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ, а при кассовом поступлении этих доходов в бюджет – по подстатье 446 «Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)» КОСГУ.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислен доход, полученный от реализации металлолома

1 205 74 564

1 401 10 172

Содержание операции

Дебет

Кредит

Если учреждение является администратором доходов бюджета

Поступили в доход бюджета денежные средства, полученные от реализации металлолома

1 210 02 446

1 205 74 664

Если учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет

Отражена задолженность по перечислению в бюджет денежных средств, полученных от реализации металлолома*

1 304 04 446

1 303 05 731

Поступили в доход бюджета денежные средства, полученные от реализации металлолома

1 303 05 831

1 205 74 664

* Казенное учреждение направляет в адрес администратора кассовых поступлений извещение (ф. 0504805) в двух экземплярах с информацией об ожидаемом поступлении доходов бюджета.

Налоговый учет

Казенные учреждения не вправе использовать доходы, полученные от продажи имущества. Это связано с тем, что операции по реализации имущества относятся к приносящей доход деятельности, которая, согласно пункту 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, подлежит зачислению в соответствующий бюджет.

Казенные учреждения будут являться плательщиками налога на прибыль в обязательном порядке. Объектом налогообложения признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (п. 1 ст. 247 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 248 и пунктом 1 статьи 249 Налогового кодекса РФ выручка от реализации имущества, без учета НДС, признается доходом от реализации (письма Минфина России от 1 марта 2012 г. № 03-03-10/18, от 10 ноября 2011 г. № 03-03-05/105).

При реализации амортизируемого имущества расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу, являются остаточная стоимость реализуемого имущества и расходы по продаже.

Если же реализуемое имущество приобретается за счет целевого финансирования либо получено от учредителя, то стоимость имущества не облагается налогом на прибыль. То же самое касается и расходов, связанных с реализацией.

Расчет НДС

Операции казенных учреждений по реализации подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 1 ноября 2012 г. № 03-07-11/474, от 6 июня 2012 г. № 03-03-05/48, от 5 апреля 2012 г. № 03-07-11/100).

Порядок определения налогооблагаемой базы по НДС при реализации имущества установлен статьями 153–154 Налогового кодекса РФ, налоговые ставки и порядок исчисления налога определены в статьях 164 и 166 Налогового кодекса РФ соответственно. 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ В КАЗЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ В 2019 ГОДУ. Журнал "Советник Бухгалтера"

Как правило, казенные учреждения реализуют имущество, в первоначальную стоимость которого уже включен «входной» НДС, то есть налог еще не возмещался. В этом случае налоговая база определяется как разница между ценой реализации, исчисленной исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Налогового кодекса РФ, с учетом НДС, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок) (п. 3 ст.

154 Налогового кодекса РФ). При этом остаточная стоимость определяется по данным бухгалтерского учета (письма Минфина России от 26 марта 2007 г. № 03-07-05/16, от 9 октября 2006 г. № 03-04-11/120). Сумма НДС в этом случае определяется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Если же разница между ценой реализуемого имущества и его остаточной стоимостью равна нулю либо получен убыток, налог не исчисляется ( письмо Минфина России от 3 июля 2012 г. № 03-07-05/18).

В тех случаях, когда актив, подлежащий реализации, числится на балансе без учета НДС (налог был предъявлен к вычету), сумма НДС начисляется с цены реализации этого актива по ставке 18 процентов (п. 1 ст. 154 Налогового кодекса РФ).

Согласно пункту 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ, при реализации товаров должны быть выставлены соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки (передачи имущественных прав). › |

Реализация лома и отходов черных и цветных металлов с 01.01.2018 подлежит обложению НДС. Однако исчислять и уплачивать налог в данном случае должны не казенные учреждения, а налоговые агенты – покупатели лома и отходов (п. 8 ст. 161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ). Налоговая база рассчитывается налоговыми агентами исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога.

В связи с этим операции по реализации металлолома в разд. 3 декларации по НДС (форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС РФ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@) учреждениями-продавцами не отражаются, за исключением случаев, предусмотренных абз. 7 и 8 п. 8 ст. 161 НК РФ, а также при реализации таких активов физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями (Письмо ФНС РФ от 16.01.2018 № СД-4-3/480@).

Наряду с этим казенные учреждения обязаны составлять счет-фактуру без учета сумм налога с проставлением отметки: «НДС исчисляется налоговым агентом», поскольку гл. 21 НК РФ не предусмотрено выставление счетов-фактур налоговыми агентами при реализации металлолома (абз. 2 п. 5 ст. 168 НК РФ, письма Минфина РФ от 12.04.2019 № 03-07-11/26057, 03-07-11/26184).

Налог на прибыль.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ В КАЗЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ В 2019 ГОДУ. Журнал "Советник Бухгалтера"

В целях гл. 25 НК РФ стоимость материалов (или иного имущества), полученных в результате демонтажа или разборки при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, включается в состав внереализационных доходов (п. 13 ч. 2 ст. 250 НК РФ). Внереализационные доходы в натуральной форме принимаются к учету при определении налоговой базы исходя из цены сделки на основании положений ст. 105.3 НК РФ (п. 5 ст. 274 НК РФ).

Исходя из изложенного стоимость металлолома, полученного в результате списания основного средства, оцененная в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, является для учреждения внереализационным доходом. В силу пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения внереализационного дохода в виде таких отходов при применении метода начисления признается день составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного по требованиям бухгалтерского учета.

Выручка от реализации металлолома является доходом от реализации. Как указано в пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, доход, полученный от реализации, учреждение вправе уменьшить на стоимость реализованного имущества (металлолома), определенную в порядке, установленном абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.

Таким образом, выручка, полученная от реализации металлолома, может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе доходов при списании имущества (см. также Письмо Минфина РФ от 04.04.2019 № 03-03-07/23385).

Пример 1.

После проведения демонтажа морально устаревшего оборудования оприходован металлолом на сумму 3 000 руб., который в последующем сдан в пункт приема лома. Средства, полученные от его реализации, в размере 3 000 руб. поступили напрямую в доход бюджета. Казенное учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджете.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Оприходован металлолом по справедливой стоимости

1 105 36 346

1 401 10 172

3 000

Списана стоимость металлолома при его реализации

1 401 10 172

1 105 36 446

3 000

Начислен доход, полученный от реализации металлолома

1 205 74 564

1 401 10 172

3 000

Отражена задолженность по перечислению в бюджет денежных средств, полученных от реализации металлолома

1 304 04 446

1 303 05 731

3 000

Поступили в доход бюджета денежные средства, полученные от реализации металлолома

1 303 05 831

1 205 74 664

3 000

Пример 2.

Казенное учреждение оприходовало металлолом, образовавшийся в ходе ремонта отопительной системы и демонтажа радиаторов. Его справедливая стоимость составила 5 000 руб. и равна цене реализации. Специализированная организация по приему лома перечислила денежные средства напрямую в доход бюджета. Казенное учреждение является администратором доходов бюджета.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Оприходован металлолом по справедливой стоимости

1 105 36 346

1 401 10 199

5 000

Списана стоимость металлолома при его реализации

1 401 10 172

1 105 36 446

5 000

Начислен доход, полученный от реализации металлолома

1 205 74 564

1 401 10 172

5 000

Поступили в доход бюджета денежные средства, полученные от реализации металлолома

1 210 02 446

1 205 74 664

5 000

Налогооблагаемая прибыль от реализации в рассматриваемых примерах равна нулю, поскольку выручка, полученная от продажи металлолома, согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе внереализационных доходов.

* * *

Остановимся на основных моментах. Учитывать металлолом, полученный в ходе разборки списываемого имущества, следует на счете 1 105 36 000. Доходы от его реализации подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

В 2019 году начисленные доходы от реализации металлолома отражаются в бюджетном учете по подстатье 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ, а при кассовом поступлении этих доходов в бюджет – по подстатье 446 «Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)» КОСГУ.

При реализации металлолома формирование налоговой базы по НДС, исчисление и уплату налога в бюджет осуществляет покупатель – налоговый агент. При этом казенное учреждение обязано выставить счет-фактуру без НДС с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом». При заполнении им налоговой декларации данная операция в разд. 3 не вносится.

Стоимость металлолома, полученного при демонтаже объектов основных средств, признается внереализационным доходом учреждения (п. 13 ч. 2 ст. 250 НК РФ). Выручка от продажи металлолома в целях налогообложения прибыли является доходом от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ). Согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход от продажи металлолома учреждение вправе уменьшить на стоимость реализованного металлолома, которая определяется в порядке, установленном п. 2 ст. 254 НК РФ.

Бухгалтерский учет

Согласно пункту 9 Инструкции № 162н, списание (выбытие) основных средств вследствие реализации отражается на основании первичного учетного документа – Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001).

Для уплаты налогов на прибыль и НДС казенному учреждению доводятся лимиты по бюджетным обязательствам по виду расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей» и подстатье 290 «Прочие расходы» Классификации операций сектора государственного управления (письмо Минфина России от 1 августа 2012 г. № 02-03-09/3040).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

Порядок отражения в учете операций, связанных с продажей автомобиля, рассмотрим на примере.

Пример

На балансе казенного учреждения числится автомобиль первоначальной стоимостью 3 000 000 руб. Сумма начисленной амортизации составляет 2 000 000 руб. Учредитель дал согласие на реализацию автомобиля. В результате независимой оценки рыночная стоимость автомобиля – 2 118 000 руб. Стоимость услуг оценщика равна 3000 руб. По этой цене заключен договор купли-продажи. В соответствии с Инструкцией № 162н в учете необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Списан автомобиль с баланса учреждения
Списана сумма начисленной амортизации 1 104 35 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости транспортных средств – иного движимого имущества учреждения»
1 101 35 410
«Уменьшение стоимости транспортных средств – иного движимого имущества учреждения»
2 000 000
Списана остаточная стоимость автомобиля 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
1 101 35 410
«Уменьшение стоимости транспортных средств – иного движимого имущества учреждения»
1 000 000 (3 000 000 – 2 000 000)
Начислены расходы на независимую оценку 1 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
1 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
3000
Начислен доход от реализации с учетом НДС 1 205 71 560
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с основными средствами»
1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
2 118 000
Начислен НДС с выручки 1 401 20 290
«Прочие расходы»
1 303 04 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
170 542,37 (2 118 000 – (3 000 000 – 2 000 000) x 18/118)
Начислен налог на прибыль с выручки 1 401 20 290
«Прочие расходы»
1 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
38 9491,53 (2 118 000 – 170542,37) x 20%
Отражено поступление в доход бюджета средств от продажи
Если учреждение является администратором доходов бюджета 1 210 02 410
«Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия основных средств»
1 205 71 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с основными средствами»
2 118 000
Если учреждение не является администратором доходов бюджета по кассовым поступлениям › | 1 304 04 410
«Внутриведомственные расчеты по доходам от выбытия основных средств»
1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
2 118 000

Звезда
за правильный ответ

Тест

Неправильно

Правильно!

При реализации амортизируемого имущества расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу, является:

остаточная стоимость, расходы по продаже

балансовая стоимость, расходы по продаже

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Adblock
detector