Приказы регулирующие бухгалтерский учет в муп в 2019 году

Ошибки

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н (далее – СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). Стандарт расставляет акценты в недостаточно урегулированных вопросах учетной политики, дает понятие оценочных значений, устанавливает порядок исправления ошибок, а также регулирует отражение в отчетности последствий изменений учетной политики, оценочных значений и исправления ошибок.

Ранее при формировании и применении учетной политики бухгалтеры государственного сектора довольствовались лишь отдельными положениями Инструкции № 157н, Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», СГС «Концептуальные основы». С 2019 года этот вопрос наряду с названными нормативными правовыми актами регулирует СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Рассмотрим наиболее интересные его положения.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

В стандарте прямо указано, что учетная политика формируется главным бухгалтером или лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, а утверждается – руководителем (п. 8 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Пунктом 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» установлен перечень документов, утверждаемых в рамках учетной политики.

Как и прежде, установлено требование о применении учетной политики последовательно из года в год (п. 11 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). То есть ежегодно формировать учетную политику не нужно.

В стандарте приведены случаи и порядок изменения учетной политики (п. 11-14 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Введены новые понятия перспективного и ретроспективного применения измененной учетной политики (п. 6 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Многие показатели бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности не поддаются точному определению, а могут быть лишь оценены. Этому посвящен раздел IV СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Так, к оценочным значениям относятся:

  • сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов;
  • величины оценочных резервов;
  • величины амортизационных отчислений;
  • величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.

В СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» дано понятие ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности: это пропуск, искажение информации при ведении учета, формировании отчетности. Причиной ошибки может являться неправильное использование или неиспользование информации о фактах хозяйственной жизни, доступной на дату подписания отчетности (п. 27 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Согласно СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» ошибки исправляются дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью, как и было ранее (в п. 18 Инструкции № 157н). Порядок исправления ошибки и отражения ее исправления в отчетности зависит от:

  • даты обнаружения ошибки;
  • ее существенности.

В стандарте даны определения различных дат и случаи, в которых важна существенность допущенной ошибки. Кроме того, подробный пример исправления ошибки приведен в Методических рекомендациях от 31 августа 2018 г. № 02-06-07/62480.

Таким образом, бухгалтеру госсектора нужно помнить, что при формировании учетной политики, определении оценочных значений и исправлении ошибок в бухгалтерском (бюджетном) учете в 2019 году нужно руководствоваться новым СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Он применяется во взаимосвязи с нормами продолжающих действие нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета.

Новые стандарты

Первоочередное и самое ожидаемое изменение: в силу вступили новые федеральные стандарты бухгалтерского учета 2019. Напомним, что обновление ПБУ бюджетной сферы началось еще в 2019 году. Так, с 01.01.2018 были введены первые пять ФСБУ. Год 2019 стал вторым этапом переходного периода.

В действие вступили новые Приказы Минфина, которые регламентируют порядок и ключевые принципы применения в учреждениях государственного сектора следующих направлений:

  1. Отчет о движении денежных средств — Приказ № 278н. Нормативы данного ПБУ следует применять к отчетности за 2019 год, но имеется исключение. Отчетную информацию о производных финансовых инструментах следует отражать в отчетности только за 2020 год.
  2. Учетная политика, оценочные значения и ошибки — Приказ № 274н. Положения данного НПА следует применять с начала нового года. Учетную политику учреждения на 2019 г. придется составлять уже по новым правилам.
  3. Доходы — Приказ № 32н. Устанавливает общие положения и требования к оценке и признанию такого объекта бухгалтерского учета, как доходы.
  4. События после отчетной даты — Приказ № 275н. Норматив определил ключевые инструкции об отражении событий, возникших после отчетной даты. Повторимся, что данные инструкции следует применять при составлении отчетности за 2019 г.
  5. Влияние изменений курсов иностранных валют — Приказ № 122н. Нововведения регламентируют порядок определения стоимости валютных объектов бухгалтерского учета.

Новая бюджетная классификация

Чиновники не стали ограничиваться введением новых кодов, а полностью изменили порядок применения БК и КОСГУ. Так, с 01.01.2019 вступает в силу Приказ Минфина № 209н, устанавливающий новый порядок применения КОСГУ.

Приказы регулирующие бухгалтерский учет в муп в 2019 году

А новые правила формирования и применения кодов бюджетной классификации отражены в Приказе № 132н. Отметим, что ранее этот порядок регламентирован Приказом № 65н. Новый НПА не содержит указаний об отмене действия положений Порядка 65н. Однако, по сути, новый документ полностью заменяет старую инструкцию.

Изменений много, но они не глобальны. В основном бюджетная классификация сохранила свою структуру. Обновлены названия некоторых кодов и группировок. Но есть и смысловые изменения. Так, к примеру, детализированы группы расходов и доходов бюджетной классификации. Подробнее об изменениях читайте в специальной статье «Изменения по КБК с 2019 года: что важно знать бюджетникам и НКО».

Электронный годовой отчет

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты» утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 275н (далее – СГС «События после отчетной даты»). Методические рекомендации по применению СГС «События после отчетной даты» доведены письмом Минфина России от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005.

Понятие события после отчетной даты в контексте стандарта не меняется по сравнению с приведенным в п. 3 Инструкции № 157н (п. 2 СГС «События после отчетной даты»). К событиям после отчетной даты, к примеру, относятся (Методические рекомендации от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005):

  • изменение кадастровой оценки земли после отчетной даты;
  • завершение после отчетной даты судебного процесса, которым подтверждается наличие на отчетную дату актива или обязательства;
  • ошибка, обнаруженная после отчетной даты (с учетом условий принятия отчетности);
  • существенное поступление или выбытие активов, в том числе по результатам инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, но отраженным в протоколах, актах, подписанных комиссией по инвентаризации и ответственными лицами после отчетной даты.

В то же время поступление в бухгалтерию первичных документов (например, актов выполненных работ) за отчетный год после отчетной даты не относится к событиям после отчетной даты (п. 5 СГС «События после отчетной даты», п. 1.7 Методических рекомендаций от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005).

СГС «События после отчетной даты» устанавливает:

  • классификацию событий после отчетной даты;
  • правила их отражения в бухгалтерском учете;
  • правила раскрытия информации о них при составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности.

События после отчетной даты делятся на (п. 7 СГС раздела II «События после отчетной даты», раздел IV СГС «События после отчетной даты»):

  • подтверждающие условия деятельности. Такие события признаются последним днем отчетного периода и раскрываются в отчетности за отчетный период;
  • указывающее на условия деятельности. Такие события отражаются в периоде, следующем за отчетным, и раскрываются в Пояснительной записке и (или) Пояснениях, представляемых в составе полного комплекта бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств» утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 278н (далее – СГС «Отчет о движении денежных средств»). Этот нормативный акт устанавливает методические основы формирования Отчета о движении денежных средств. Отчет о движении денежных средств характеризует:

  • поступления и выбытия не только денежных средств, но и эквивалентов денежных средств по их экономическому содержанию;
  • изменение остатков денежных средств.

Эквиваленты денежных средств это вложения в высоколиквидные финансовые инструменты со сроком погашения не более трех месяцев, легко обратимые в заранее известные суммы денежных средств и подверженные незначительному риску изменения стоимости (п. 6 СГС «Отчет о движении денежных средств»).

СГС «Отчет о движении денежных средств» не содержит периодичности представления Отчета о движении денежных средств. В то же время Инструкции по составлению и представлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности № 191н и № 33н указывают на предоставление этого отчета на 1 июля и 1 января года, следующего за отчетным. Поэтому, по всей видимости, заполнять Отчет о движении денежных средств впервые в 2019 году необходимо будет за полугодие.

Как отмечено выше, состав и порядок составления отчетности для таких организаций установлен Приказом Минфина № 191н. С особенностями составления бюджетных отчетных форм и актуальными бланками можно ознакомиться в статье «Как отчитываются бухгалтеры бюджетных организаций».

Большинство вопросов бухгалтеров связаны с составлением пояснительной записки к годовому отчету казенного учреждения.

Отчетная форма состоит из пяти разделов:

  1. Организационная структура субъекта бюджетной отчетности (БО).
  2. Результаты деятельности субъекта БО.
  3. Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом БО.
  4. Анализ показателей финансовой отчетности субъекта БО.
  5. Прочие вопросы деятельности субъекта БО.

Приказы регулирующие бухгалтерский учет в муп в 2019 году

Каждый из разделов отчета содержит в себе специальные табличные формы и текстовую информацию — пояснения к показателям годовой отчетности.

С 2019 года действуют поправки в законе о бухгалтерском учете. Основание: Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ.

С отчетности за 2018 год и периоды 2019 года более 100 форм статистики придется сдавать на новых бланках. Среди самых распространенных – форма 1-предприятие, П-2, П-3,П-4, П-6, П-5 (м), ПМ, МП (микро) и другие.

Проверить перечень отчетности в статистику в 2019 году и сроки сдачи может каждая компания или предприниматель. Для этого воспользуйтесь специальным сервисом.

Обновления бухгалтерской отчетности учреждений бюджетной сферы скорректировали не только бланки, но и формат предоставления информации. Теперь бюджетники могут формировать отчетность только в электронном виде. Данные коррективы были подписаны Президентом РФ и опубликованы 28.11.2018 (изменения в закон № 402-ФЗ).

Стоит отметить, что ранее отчетность считалась составленной только после того, как бумажный вариант бухотчета подписан руководителем учреждения. В 2019 году бумажный отчет не обязателен, требуется только электронный формат.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

Обратите внимание, что если в отношении учреждения имеются распоряжения, постановления, законы, либо иные НПА, обязывающие формировать отчетность на бумажных носителях, то придется подготовить и бумажный вариант бухотчетности.

Данные изменения не касаются обязательств учреждений перед ФНС. Как и ранее, годовые бухгалтерские отчеты можно сдавать на бумажных носителях либо в электронном формате. Срок остался прежним — не позднее 3 месяцев с окончания отчетного периода, то есть до 31 марта. Но 31.03.2019 — воскресенье, следовательно, отчитаться перед ФНС нужно до 01.04.2019.

Госзадание и ПФХД

Чиновники изменили сроки, в которые необходимо утвердить государственной задание. Так, Постановление Правительства РФ № 849 от 19.07.2018 устанавливает, что госзадание на 2019 год нужно утвердить не позднее 15 рабочих дней с момента доведения ЛБО получателю средств федерального бюджета. Напомним, что ранее срок исчислялся от дня, в котором главный распорядитель утвердил ЛБО. Срок также исчислялся 15 рабочими днями.

ПФХД на 2019 год составляйте по старым правилам. Обратите внимание, законодатели уточнили порядок заполнения некоторых граф ПФХД. Все коррективы закреплены в Приказе Минфина России от 30.10.2018 № 221н. Учтите, что план финансово-хозяйственной деятельности в текущей редакции будет действовать последний год.

Бюджетные сметы

Бюджетные сметы на 2019 год все казенные учреждения обязаны составлять по новым правилам. Порядок вступил в действие уже с 25.03.2018. Но применять его следовало только при составлении бюджетных смет на 2019 г. (Приказ Минфина № 26н).

Чиновники изменили структуры сметы, ввели новые разделы. Теперь в документе придется отражать не только показатели текущего финансового года, но и сведения о плановом периоде. Дополнительно к новому формату чиновники утвердили 95 новых обоснований для бюджетной сметы. Заполнять данные обоснования придется по новым правилам — Приказ Минфина России от 20.06.2018 № 139н.

Изменены и сроки утверждения бюджетных смет, сведения о которых являются государственной тайной. Такой документ должен быть утвержден не позднее 20 рабочих дней с момента доведения ЛБО. В остальном сроки сохранили — 10 рабочих дней с доведения ЛБО.

Утвержденную смету с обоснованиями следует направить в адрес ГРБС не позднее следующего дня за датой утверждения.

Налоговые изменения

Приказы регулирующие бухгалтерский учет в муп в 2019 году

Многочисленные коррективы коснулись и действующего фискального законодательства. Налоги 2019 изменились существенно. Один только НДС поднялся на 2 % и составил 20 %. А движимое имущество исключили из объектов обложения по налогу на имущество организаций. Чиновники скорректировали некоторые формы отчетности. Например, обновили справку 2-НДФЛ, декларацию по имуществу и многое другое.

Подробнее обо всех изменениях 2019 г. читайте в специальной статье «Все изменения по налогам на 2019 год».

С 4 января 2019 года действуют новые формы документов, которые налоговики используют при налоговых проверках. Например, это решение о проведении выездной налоговой проверки. Всего обновили 63 документа. Основание: Приказ ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.

С 5 января 2019 года действует новый перечень стран, с которыми налоговики обмениваются страновыми отчетами. Основание: Приказ ФНС от 04.12.2018 № ММВ-7-17/785.

Новый налог на профессиональный доход

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» утвержден приказом Минфина России от 27 февраля 2018 г. № 32н (далее – СГС «Доходы»). СГС «Доходы» применяется при учете доходов и раскрытии о них информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В п. 4 СГС «Доходы» перечислен перечень доходов, в отношении которых его положения не применяются. Это, например, доходы, полученные:

  • по договору аренды или безвозмездного пользования;
  • от продажи основных средств, нематериальных активов и материальных запасов (за исключением товаров, готовой и биологической продукции) и другие.

Дело в том, что учет перечисленных в п. 4 СГС «Доходы» доходов регулируется соответствующими стандартами, уже вступившими в силу, такими как, СГС «Аренда», СГС «Основные средства» или ожидающими своей очереди (п. 3, п. 44 СГС «Доходы»).

Приказы регулирующие бухгалтерский учет в муп в 2019 году

Для целей бухгалтерского учета критерием признания дохода является возможность получения экономических выгод или полезного потенциала, связанных с совершаемыми операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена (п. 7 СГС «Доходы»).

СГС «Доходы» делит все доходы на 2 обширные группы:

  • доходы от необменных операций (например, доходы от налогов, сборов, в том числе государственных пошлин, таможенных платежей, доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование, доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов, доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба);
  • доходы от обменных операций (доходы от собственности, доходы от реализации).

Классификация доходов осуществляется на основании экономического содержания хозяйственной операции (п. 8 СГС «Доходы»). От группы, к которой будет отнесен доход, будет зависеть порядок его принятия к бухгалтерскому учету – СГС «Доходы» подробно рассматривает каждый случай.

СГС «Доходы» дает понятие доходов будущих периодов. Это доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (п. 7 СГС «Доходы»). В стандарте прямо указаны такие доходы, например, субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания (п. 54 СГС «Доходы»).

В НК РФ внесено дополнение, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности в случае, если:

  • расчет представлен в установленный срок;
  • в расчете корректно отражены необходимые сведения и отсутствуют ошибки, приводящие к занижению суммы налога;
  • налоговым агентом самостоятельно перечислены сумма налога и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки.

Основание: Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ (действует с 28 января 2019 года).

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

С 1 января 2019 года действуют новые формы (Приказ ФНС от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566):

  • справки 2-НДФЛ;
  • справки, которую налоговый агент выдает работникам и другим физлицам о выплаченных доходах;
  • реестра сведений о доходах физлиц;
  • сообщения о невозможности удержать налог.

Плательщикам ЕНВД необходимо увеличивать базовую доходность на коэффициенты К1 и К2 (п. 4 ст. 346.29 НК). Его используют, чтобы учесть инфляцию. В 2019 году коэффициент К1 вырастет с 1,868 до 1,915.

Коэффициент К2 определяют власти городских округов и муниципальных районов (п. 7 ст. 346.29 НК РФ). Власти вправе его менять как в большую, так и меньшую сторону. Поэтому следите за изменениями в местных законах. Регионы должны были определить К2 до 1 декабря 2018 года (п. 1 ст. 5 НК РФ).

В новую форму добавили разд. 4 для отражения расходов ИП на покупку онлайн-кассы. Эти затраты отражаются и в разд. 3 – для них добавили строку 040.

Есть и другие несущественные различия форм, например: в них заменены штрихкоды, из титульного листа удалили строку для кода ОКВЭД. Основание: Приказ ФНС России от 26.06.2018 N ММВ-7-3/414@

С 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года в Москве, Московской, Калужской областях и Татарстане власти хотят провести эксперимент по выводу из тени самозанятых физических лиц. Для этого ввели новый спецрежим – налог на профессиональный доход.

Новый спецрежим смогут применять физлица и ИП, ведущие деятельность в регионе, где проходит эксперимент.

Важно, что физлицам регистрироваться в качестве предпринимателей, в общем случае, не нужно.

После перехода на уплату налога на профдоход можно будет не платить:

  • НДФЛ с доходов, которые облагаются налогом на профдоход;
  • НДС (кроме “ввозного”);
  • страховые взносы (их можно будет платить добровольно).

Вместо таких платежей предлагают вносить в бюджет:

  • 4% с дохода от реализации физлицам;
  • 6% с дохода от реализации ИП для использования в предпринимательской деятельности и юрлицам.

Подробнее о новом налоге см. “Налог на профдоход с 2019 года: кто и как сможет его платить“.

Чтобы платить налог на профессиональный доход, надо соблюсти ряд условий и встать на учет в ИФНС через мобильное приложение «Мой налог» или личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

Приказы регулирующие бухгалтерский учет в муп в 2019 году

ИП не вправе совмещать спецрежим самозанятых с другими спецрежимами или общей системой.

5. Влияние изменений курсов иностранных валют

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Влияние изменений курсов иностранных валют» утвержден приказом Минфина России от 30 мая 2018 г. № 122н (далее – СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют»). СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» устанавливает:

  • единый порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации;
  • методы пересчета показателей активов и обязательств, финансовых результатов деятельности загранучреждений;
  • порядок раскрытия информации о результатах пересчета в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.

СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» весьма специфичен и не будет так востребован у бухгалтеров госсектора, как, например, СГС «Основные средства», СГС «Аренда» или СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». В то же время данный стандарт применяется всеми учреждениями государственного сектора (п.

1 СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют»). Поэтому тот факт, что учреждение не является загранучреждением и у него отсутствуют объекты бухгалтерского учета, выраженные в иностранной валюте, не говорит о том, что о стандарте можно забыть. Более правильно сказать, что отсутствует (вполне возможно даже временно) объект для применения СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют».

Продолжение будет опубликовано в ближайшее время.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Материал подготовлен экспертами компании «Учет в БГУ», Компания Гарант (Саранск).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Adblock
detector