Налоговое право. Ответы к экзамену.

Понятие основных начал законодательства о налогах и сборах

Положения статьи 57 Конституции РФ определяют обязанность каждого уплачивать установленные законодательством налоги и сборы. Это же время конституционным судом было отмечено, что взимание налогов и сборов, которые не установлены законодательным актом, незаконно. Это означает, что указы, постановления и другие акты органов исполнительной власти не обладают правовой возможностью устанавливать налоги и сборы.

Таким образом, исключая произвол и несанкционированное вмешательство исполнительной власти в налоговое законодательство, а также охраняя права и интересы налогоплательщиков, право регулирования налогообложения субъектами РФ должно осуществляться на основе положений статьи 18 Конституции РФ. Данная статья закрепляет конституционное положение о правах и свободах человека, исходя из которых определяется смысл, содержание, а также правовая возможность применения законодательства.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Исходя из выше сказанного, установление налогов и сборов представляет собой строго установленную законодательством процедуру, итогом которой будет фиксация всех существенных элементов налогового обязательства в издаваемом в законе, только если такие обязательства прямо перечислены в этом законе.

Шпоры по налогам и налогообложению

НАЛОГИ И
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1. Экономическая сущность налогов.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально без­возмездный
платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собст­венности, хозяйственного ведения или оперативного
управ­ления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности
государства и муниципальных образований.

Налог основывается на принципах:  1) обязанности уплаты налога всеми лицами, определенными
в качестве субъектов налогообложения, 2)  индивидуальности определения величины
налога в отношении каждого налогоплательщика,3)  безвозмездности уплачиваемых
сумм,  4) отчуждения доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому
лицу.

Налоги есть перераспределительные отношения, которые возникают между
государством и налогоплательщиками.   Именно в процессе производства товаров,
работ,  услуг формируются доходы субъектов.  Через налоги осуществляется
перераспределение совокупного продукта общества между реальными его производителями
и государством, посредством налогов перераспределяется и ВВП.

Налоговое право. Ответы к экзамену.

Цель указанного
перераспределения одна – формирование доходной части бюджета государства. 
Экономическая сущность налогов проявляется по разному. С позиции государства
налоги представляют собой денежные доходы государства. С позиции
налогоплательщика это изъятие части его собственного дохода. Если государство
заинтересованно в росте налогов, то налогоплательщик наоборот, желает низких
налогов, что позволяет ему уменьшать свой доход.

Принципы налогообложения: 
П равенства и справедливости должен лежать в основе налогообложения.
П  эффективности. Он состоит из   1) Налоги не должны оказывать
влияние на принятие экономических решений. 2) Налоговая система должна
содействовать развитию экономики страны. 3)  Не должны устанавливаться налоги
нарушающие налоговую систему страны.

П
универсализации – налоговая система  должна предъявлять одинаковые требования,
должен быть одинаковый подход к исчислению налогов. П одновременности
обложения.  П стабильности налоговых ставок.  П четкого
разделения налогов.  П удобства и времени взыскания налогов. П
разумного сочетания прямых и косвенных налогов.  П использования системы
льгот.

Налоговое законодательство предусматривает обязательное наличие таких
элементов налога, как: Субъект налога – это юридическое или физическое
лицо на которое по закону возложена обязанность платить налог  Объект
налогообложения – это предмет подлежащий налогообложению.  Единица
обложения – количественная мера измерения объектов обложения (стоимость,
площадь, вес товара);

Налоговая база;  Налоговая ставка – величина
налога на единицу измерения налоговой базы (налогов. ставки – твердые и
процентные)  Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от
уплаты налогов. Налоговый период.   Порядок и сроки уплаты налога. 
Функции налогов.   Фискальная – отражает предназначение налогов,
причину их появления, с помощью налогов формируются финансовые ресурсы
государства.

Экономическая включает в себя: Распределительную – в
качестве инструмента при распределении и перераспределении ВВП.  Стимулирующую
– проявляется в введении налоговых льгот, в дифференциации налоговых ставок.  Контрольную
– контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным
заполнением и своевременным  представлением налоговой отчетности.

Особенности законодательства о налогах и сборах

Совокупность законодательных актов о налогах и сборах представляет собой систему правил и норм, которые регулируют отношения в сфере налогообложения. Главным из этих НПА является Налоговый кодекс. Его положениями установлены и регламентируются различные виды налогов, а также:

  • порядок особенности и сроки проведения расчетов,
  • правила начисления и налоговых выплат,
  • перечень налоговых льгот,
  • субъекты (налогоплательщики) и объекты налогообложения (прибыль, различные доходы, имущество, разные категории сделок и финансовых операций и т. д.),
  • предусмотренная юридическая ответственность за неисполнение требований налогового законодательства.

students-library.com

Все налоговое законодательство РФ является иерархической системой, которая состоит из:

  • Федеральных законов, включая и НК РФ, в том числе и НПА, которые принимаются на федеральном уровне в соответствии с налоговым законодательством.
  • Региональных законодательных актов, которые определяют региональные налоги и сборы.
  • НПА, регулирующих порядок выплаты и начисления налогов и сборов местного значения, и издаваемых органами местного самоуправления.
  • нормативных актов, представляющих собой налоговое законодательство, которые не должны противоречить налоговому кодексу и другим НПА вышестоящего уровня.

Таким образом, только федеральное налоговое законодательство применимо на всей территории России. Положения статьи 4 НК РФ устанавливают правовую возможность федеральных органов исполнительной власти, в том числе и субъектов РФ, издавать нормативно-правовые акты, которые входят в пределы их компетенции. Однако такие документы, как правило, носят разъяснительный характер и не могут изменять либо дополнять налоговое  законодательство.

2. Налоговая политика государства

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Налоговая политика представляет собой  совокупность экономических,
финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны
в целях обеспечения финансовых потребностей государства. Отдельных социальных
групп общества а также развития экономики страны за счет перераспределения
финансовых ресурсов. Принципы налоговой политики 1) При
формировании налоговой системы большое значение имеет соотношения между прямыми
и косвенными налогами.

2) Применение прогрессивных ставок налогообложения. 

3) Непрерывность налогообложения. 4) Применение  налоговых льгот и их
характеристика. 5) Исследование системы вычетов, скидок и их целевая
направленность. 6) Степень единообразия налогообложения для различного рода
доходов и налогоплательщиков. 7) Методы формирования налоговой базы. 8) Соотношение
федеральных региональных и местных налогов.

В современных условиях в государстве с развитой экономикой  главной
целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми
ресурсами в достаточных объемах, бесперебойное пополнение бюджетных доходов –
основа экономического роста, повышение благосостояния населения , укрепление
обороноспособности, решение экологических  и др.

проблем общества. Важное
значение имеет осуществление при помощи налогов  распределительных и
перераспределительных процессов. Реализация налоговой политики осуществляется
через налоговый механизм, который представляет собой совокупность форм и
методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков.

students-library.com

Налоговый
механизм включаетналоговое Планирование , призванное обеспечить
оптимизацию налоговых платежей, Прогнозирование – основа для 
разработки социально – экономического  развития страны, региона, муниципальных
образований на определенный период. Регулирование налоговых
взаимоотношений осуществляются между центром и субъектами федерации, субъектами
федерации и районами, городами, муниципальными образованиями.

Теории налогообложения:  Классическая теория налогообложения.
А. Смит выдвинул 4 основных принципа налогообложения:  — равномерность,  —
определенность,  — удобство уплаты,  — дешевизна  налогового аппарата.  По
классической теории  налоги должны выполнять их основное предназначение т.е.
пополнение государственной казны на принципах равенства и справедливости.

Кейнсианская 
теория.  По Кейнсу должны быть достаточно высокие и прогрессивные ставки
налогообложения. Он отмечал , что излишние сбережения  необходимо изымать при
помощи налогов и через бюджетную систему использовать в качестве ресурсов для
инвестиций.  Неоклассическая  модель.   Наиболее ярким представителем 
является Лаффер.

Он вывел зависимость между доходом бюджета и ставкой налога.
Рост ставки налога только до определенного значения ведет к увеличению 
налоговых поступлений , дальнейшее  повышение ставок ведет напротив к
уменьшению налоговых поступлений. В следствии чего прекратится обновление
производственных фондов и начнется спад в экономике.

                                                               
1-нормальная зона

                                                       
        2-запрещенная зона

доход                    

бюдж.              
1      2                       Доходы бюджета растут

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

max.                                               до определенной
максималь

                 
Ставка налога           ной ставки налогов, если на       

                                                       
бюджета снижаются. 

Налоговая система представляет собой совокупность определяемых
законодательством правил исчисления , уплаты налогов и организации контроля за
соблюдением законодательства. Налоговая система является элементом  финансовой
системы государства, обеспечивающей поступление доходов в бюджеты и внебюджетные
фонды. От эффективности налоговой системы зависит полноценность реализации
программ, финансируемых из бюджетов и внебюджетных фондов.

Налоговая система, ее разнообразие зависят от типов хозяйственной
деятельности и их организации. Выделяют четыре сектора:  —  государственный
сектор;  — коммерческий сектор;  -финансовый сектор;  —
население.   Для оценки эффективности налоговой системы выделяют два
основных фактора. Первый – полнота охвата источников доходов в целях обложения
их налогом.  Второй – минимизация расходов по взиманию налогов.

Классификация налогов – это группировка их по ряду наиболее существенных
признаков. Классификация налогов позволяет выявить различия и сходства
разнообразных налогов.  Существует несколько вариантов классификации налогов:
1 По способу взимания– налоги подразделяются на прямые и
косвенные.  Прямые налоги построены на основе  постоянного характера заранее
определима сумма налоговых поступлений, взимаются в определенные сроки.

2 По поступлению в бюджеты соответствующих уровней  выделяют: Государственные,
Местные, Межгосударственные. Государственные налоги взимаются
центральным правительством на основе государственных законов. Они поступают в
общегосударственный бюджет.  Местные налоги взимаются местными органами
управления и обеспечивают доходами местные бюджеты.  Межгосударственные
налоги  взимаются по решению нескольких государств и поступают в общие
бюджеты или спец. фонды.

3 По плательщикам  она включает  три группы налогов:  с юридических
лиц,  с физических  лиц, с юридических и физических лиц.

4 По объекту обложения  она включает:  налог на доходы;  налог на имущество;
налог на действия (финансовые операции, обороты);  ресурсные налоги.

5 По назначению налогов  выделяют общие, специальные и чрезвычайные налоги.
Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет. Специальные налоги предназначены
для формирования централизованных целевых фондов они взимаются с конкретных
групп плательщиков.

— усиление справедливости путем выравнивания условий налогообложения
для всех плательщиков.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

— ослабление общего налогового бремени  путем постепенного снижения
ставок по основным федеральным налогам.

— упрощение налоговой системы путем установления оптимального состава
налогов и сборов.

— обеспечение стабильности налоговой системы

— обеспечение роста поступлений налогов и сборов в доходы бюджетов всех
уровней на основе повышения уровня собираемости  налогов и сборов.

4. Косвенные налоги и их характеристика

Косвенные налоги – это налоги на расход, т.е.на предметы потребления. К
ним относятся НДС, акцизы, Налог с продаж, Таможенные платежи.

НДС
используется как инструмент регулирования экономики. С 1992 г. НДС используется
в Российской налоговой системе, и стал одним из главных источников бюджетных доходов.
С 01.01.01 г. поступления  по НДС в полном объеме зачисляются в ФБ. Налогоплательщиками НДС признаются: организации; индивидуальные предприниматели;

Объектом налогообложения признаются след. операции

1)
реализация товаров (работ,  услуг) на территории РФ

Облагаемый оборот рассчитывается исходя из стоимости реализуемых
товаров с учетом действующих цен и тарифов, без включения в них НДС. НДС 
устанавливается в % :10% продукты питания, детские товары, школьн.
принадлежн. 20% промышленные товары.   

Льготы по уплате  НДС:  передача  на  безвозмездной  основе  жилых  домов,  объектов 
социально — культурного  и жи­лищно — коммунального назначения,  передача   имущества  
государственных  и  муниципальных  предприятий, выкупае­мого в порядке приватизации,
некоторые финансовые опера­ции связанные со страхованием и перестрахованием.

Порядок
исчисления НДС установлен единым для всех пла­тельщиков не зависимо от
их организационно-правовых форм 

видов деятельности, форм собственности. Сумма НДС рассчитывается как
разница между суммой налога, начисленной по отгруженным товарам (работам и
услугам) и суммами налога , фактически уплаченными.

Акциз. Акцизы включаются в структуру цены подакцизной продукции, определяют
уровень цены конечной продукции. Плательщики  акцизов: организации,
индивид. предприниматели. Объектами налогообложения являются операции по
: реализации на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;
Реализации организациями с акцизных складов алкогольной продукции;

Ввозу
подакцизных товаров на таможенную территорию РФ. Ставки устанавливается
либо в % к стоимости товаров, либо в твердых ставках за единицу измерения. В
настоящее время перечень подакцизной продукции упорядочен. Ставки акцизов в
соответствии с НК установлены едиными по территории страны. При реализации
подакцизных товаров налоговая база определяется отдельно по каждому виду
подакцизных товаров, в зависимости от налоговых ставок.

— Не позднее 30 числа 3 месяца, след. за отчетным месяцем, при реализации
с 16-го по последнее число отчетного месяца. Акцизы зачисляются в бюджеты
соответствующих уровней.

Налог с продаж. Цель введения этого налога в практику налогообложения – приток в
региональные и местные бюджеты дополнительных финансовых ресурсов. Плательщиками
являются юридические лица, иностранные юр. лица, компании, индивид. предприниматели.
Объектом налогообложения является стоимость товаров(работ,услуг), реализуемых
в розницу или оптом за наличный расчет физ.лицам. Ставка 5% Сроки уплаты
устанавливают соответствующими законами суб РФ до 15 числа след. за отчетн.
месяцем.

Нормы законодательства о налогах и сборах

На сегодняшний день основным правовым актом, регулирующим налоговые отношения является Налоговый кодекс РФ. Необходимо отметить, что  статьей 1 НК РФ установлен принцип верховенства или правового приоритета Налогового кодекса в системе актов налогового законодательства.

Положениями пункта 2 ст. 1 НК РФ раскрыто основное содержание этого документа, а также установлено, что правовая возможность определения общих принципов налогообложения в система налогов и сборов, которые взимаются в федеральный бюджет, принадлежит только Налоговому кодексу. Это соответствует положению ст. 71 и 72 Конституции РФ.

Вся система налогов и сборов, а также юридический состав налогов, определены отдельными положениями Налогового кодекса.

Федеральными налогами считаются:

  • налог на прибыль предприятия;
  • НДС;
  • НДФЛ;
  • Акцизы;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы, которые взимаются за использование объектов животного мира и водных ресурсов (биологический);
  • а также госпошлина.

В перечень региональных налогов входят:

  • налог на имущество предприятий;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Местными налогами считаются:

  • земельный;
  • на имущество физлиц.

Положения статьи 17 НК устанавливают правовую возможность взимания налога только в случаях, когда определён налогоплательщик, а также элементы налогообложения, к которым относятся:

  • Объект налогообложения;
  • Налоговая база;
  • Налоговый период;
  • Ставка налога;
  • Порядок начисление налогов;
  • А также порядок и сроки, в которые уплачивается налог.

Положениями статьи 38 НК РФ дано определение объекта налогообложения. Содержание понятия реализации товаров, работ или услуг установлено положениям статьи 39 НК РФ. Стоимостная, физическая или другая характеристика объекта налогообложения, к примеру, денежное выражение прибыли, определено положениями статьи 53 Кодекса, как налоговая база.

Также касаемо налоговых ставок указано, что ни они могут быть трех видов:

  • пропорциональными;
  • прогрессивными;
  • регрессивными.

Понятие налогового периода, состоящие из одного либо нескольких отчетных периодов, установлено положениями статьи 55 НК РФ

Также положение законодательства относительно определения суммы налога и сроков их уплаты устанавливают порядок, в котором устанавливаются эти строки в каждом конкретном случае, применительно к налогу или сбору (ст. 57 НК РФ).

Принципы законодательства о налогах и сборах

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Отдельные принципы законодательства о налогах и сборах сформулированы положениями статьи 3 НК РФ. Конечно, эта норма является существенной для всей системы правового регулирования налогового бремени субъектов налоговых отношений. Однако большинство прописанных в ней положений носят декларативный характер. Указанная правовая норма к основным началам налогового законодательства относит следующие положения:

  • Обязанность каждого лица платить налоги и сборы, которые установлены на основе признания всеобщности и равенства, касаемо налогообложения.

  • Дискриминационный характер налогов и сборов не допустим.

  • Недопустимо применение дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот,  в зависимости от того, где произошел капитал, формы собственности, а также гражданства физлиц.

  • Экономическая обоснованность налогов и сборов и недопустимость создания препятствий при их применении и реализации гражданами их конституционных прав.

Налоги и сборы не могут нарушать экономического пространства России. Это означает недопустимость прямого или косвенного ограничения перемещения товаров, денежных средств, работ либо услуг в пределах России в процессе применения налогового законодательства. Это же касается и недопустимости создания препятствий для ведения экономической или хозяйственной деятельности физ. лиц или организаций.

Никого нельзя обязать к уплате любых видов платежей, взносов, налогов или сборов, которые не предусмотрены Налоговым кодексом либо не установлены в другом — законном порядке, который определяет действующий НК РФ.

При установлении налогового бремени должны определяться все его элементы. Законодательные акты, регламентирующие правила начисления, порядок уплаты налогов и сборов должны формулироваться таким образом, чтобы каждый знал, какие именно налоги он должен оплачивать, а также понимать, когда и в каком порядке это должно происходить.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Положение статьи 3 НК РФ фактически устанавливается принцип, определяющий правовой характер налоговых отношений. Указания на то, что «каждое лицо» является субъектом налоговых отношений в рамках, установленных налоговым законодательством, и обязано его соблюдать, касается всех абсолютно физических лиц, таких как граждане РФ или иностранцы, лица без гражданства или юридические лица.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Adblock
detector