Права тракториста: как получить, категории, обучение, экзамены, замена

Разряды машинистов-трактористов: что нужно уметь

Для получения разряда тракторист должен пройти аттестацию с учетом категории, относящейся к трактору. После сдачи экзаменов инспектор присваивает разряд, который соответствует возможностям экзаменуемого:

  • 2-й. Дает право на ремонт механизмов погрузочного и самозахватывающего типа, но управление машиной предоставляется только под надзором профессионального тракториста.
  • 3-й. Даёт право на управление грузозахватными устройствами, обслуживанием тракторных механизмов.
  • 4-й. Машинисты этой категории имеют право самостоятельно выполнять работы по подъему, перемещению и хранению товаров при условии, что СМ оснащен двигателем объемом менее 100 л. с.
  • 5-й. Обеспечивает доступ к управлению самоходными транспортными средствами, мощность двигателя которых превышает 100 л. с. Его также должны получать операторы экскаваторов, скреперов и бульдозеров меньшей мощности.
  • 6-й. Обязателен для езды на тракторах-экскаваторах, бульдозерах и других машинах мощностью 200 лошадиных сил.
  • 7-й – тракторы с двигателем мощностью выше 380 – до 500 л. с.
  • 8-й – тракторы с силовым агрегатом от 500 л. с и выше.

Чтобы получить разряд, нужно подготовиться к сдаче экзамена, который состоит из практики и теории. Предварительно следует посмотреть лицензированность имеющихся прав.

Что грозит владельцу трактора, доверившему управление тс лицу, не имеющему права вождения

Водитель несет ответственность, управляя ТС без водительских прав. Даже в случае сельскохозяйственной техники, владелец трактора также будет подвергнут административному штрафу.

Согласно третьей части ст. 12.7 Кодекса России об административных правонарушениях, за передачу контроля над любым типом транспортного средства лицу, не имеющему на это особых прав, владелец (в данном случае трактор) может уплатить штраф в размере 30 тысяч рублей. Единственными исключениями являются обучения вождению.

Где пройти обучение

Выбор учебного заведения для обучения трактористов требует большого внимания, так как степень доверия к нему от клиентов, рейтинг зависит от специалистов. Если отнестись к этому критерию с пренебрежением, в будущем будет много проблем, может не получится получить водительские права.

Перед тем, как идти учиться туда, где чаще всего получают права на трактор, специалисты рекомендуют выяснить, имеет ли организация полномочия для обучения будущих трактористов и аккредитацию. Если специалисты организации отказали показывать соответствующие документы (соответствия нормам, лицензия) или говорят, что продемонстрируют их позже, то лучше оставить эту компанию, вероятно она работает незаконно.

По прибытии в учебное заведение, абитуриент должен подать заявление на получение документа, подтверждающего зачисление в школу.

Документы для сдачи теоретического и практического экзаменов на права

Перечень документов, на основании которых будет принято решение о допуске кандидата к выпускному экзамену для дальнейшей выдачи прав, указан далее:

  • паспорт гражданина России;
  • медсправка;
  • документ, полученный после обучения в автошколе (не требуется в случае самостоятельной подготовки);
  • карточка, заполненная личными данными и информацией о категории прав, заявленных кандидатом (бланк выдается до проверки удостоверения водителя трактора).
  • заявление;
  • 2 фотографии 3х4 см на матовой бумаге, кроме автоматизированного изготовления удостоверений в инстанциях Гостехнадзора.

Также понадобятся документы об уплате сборов, которые взимаются органами Гостехнадзора за прием экзаменов на право управления тракторами.

Как и где поменять удостоверения тракториста машиниста

Необходимость замены водительских прав на трактор может возникнуть в следующих случаях:

  • документ поврежден, утерян или украден;
  • истекшие права;
  • необходимость корректировки водительских навыков;
  • наличие заболевания, несовместимого с ездой на тракторе (требуется подтверждение с медицинской справкой).

В каждом из этих случаев нужно связаться с региональным офисом Гостехнадзора и написать заявление для замены документа.

Замена сертификата — это простой процесс, если учитываются условия:

  1. При истечении срока действия последнего документа прошло не более 6 месяцев.
  2. У водителя есть документ, подтверждающий прохождение теста в нужной категории.

Для справки: при соблюдении этих условий, обмен правами не занимает много времени и не создает дополнительных проблем. Если одно из условий не соблюдается, Гостехнадзор может запросить сбор полного пакета документов (как при его первом получении) и повторное прохождение теоретических и практических испытаний.

Как отличить подделку

Юристы не советуют подделывать удостоверение. Сотрудник государственной инспекции научен и знает, как смотрятся настоящие права.

Типичные признаки фальшивки:

  • код региона, в котором проживает водитель, не соответствует региону, в котором технадзор выдал удостоверение;
  • печать с размытым текстом на документе;
  • отсутствует картинка орла на печати;
  • некорректно указаны категории;
  • липовая голограмма (или её нет);
  • неправильный формат даты, к примеру, сначала год, после месяц и день — должно быть иначе;
  • неправильный шрифт;
  • оформлена на бланке устаревшего типа;
  • плохо читается текст;
  • нет водяных знаков.

Иногда поддельное удостоверение делают как настоящее: изготавливая на самодельных бланках, очищают текст и, нанося новый поверх устаревшего, приклеивают остальные фотографии. Все это можно заметить невооруженным глазом.

Если выяснилось, что тракторное удостоверение в Гостехнадзоре не является подлинным, следует перестать использовать его. Часто водители думают, что фальшивый документ пройдет: инспектор не остановит, не увидит подделку или с ним получится договориться.

Как проверить удостоверение на подлинность

Имеет ли заявитель реальные права на трактор и погрузчик — это можно проверить с помощью технологического сервиса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Через сайт, запрос отправляется на базу (обслуживание абсолютно бесплатное, посторонние не узнают о данных машиниста и не смогут ими воспользоваться).

Какая медицинская справка требуется

Медицинская справка является важным документом, без которого кандидату не будет разрешено пройти сертификацию, не говоря уже об управлении транспортным средством.

Для получения документа необходимо пройти медицинское обследование у следующих специалистов:

  • окулист;
  • психиатр;
  • нарколог (специалист по зависимостям);
  • хирург;
  • невролог;
  • ЛОР;
  • главный лечащий врач (публикует резюме по результатам всех остальных врачей).

Категории прав для трактора

Чтобы урегулировать использование прав для определенного вида транспортных средств, были созданы специальные категории. К концу 2020 года, список был приведен к окончательному виду, который используется по сей день.

Кратко, список категорий выглядит так:

  • «А1». Мотоциклы-внедорожники до 50 км в час.
  • «А2». Можно описать, как внедорожник до 3,5 тонн.
  • «А3». Масса авто больше 3,5 тонн. Также внедорожники.
  • «А4». Внедорожники, где посадочных мест больше 8.
  • «В». Самоходы на колесах или гусеницах, но до 27,5 кВт.
  • «С». Самоходы на колесах, мощностью больше, чем «В», но меньше 110,3 кВт.
  • «Д». Аналогично категории «С», но мощностью больше 110,3 кВт.
  • «Е». Только на гусеницах, но мощностью больше 27,5 кВт.
  • «Ф». Самоход для сельского хозяйства.

Сегодня самоходные машины – это сложнейшие механизмы, к управлению которыми допускаются только машинисты, знающие нюансы каждого из них. Именно для этого водитель обязан получить конкретную «букву» в правах для конкретного транспортного средства.

Подробная расшифровка прав на трактор Список разновидности прав для самоходной техники в большинстве случаев включает А-категорию. Как известно, под этим пунктом скрывается автомототранспорт, который не должен быть использован на общих трассах. Также к этой категории относятся те ТС, которые могут разгоняться максимум до 50 километров в час.

Уже было отмечено, что категория «А» имеет несколько логичных подвидов:

  1. А-1 подразумеваются мототранспорт (именно внедорожник), которые могут разгоняться до 50 км в час. К ним может относиться, например, болотоход.
  2. А-2 подтипу относят все внедорожники, которые весят до 3,5 тонн. Сидячих мест в этом транспорте может быть до 8, не считая водительское кресло.
  3. А-3 подгруппы категории масса внедорожного транспорта может быть больше 3,5 тонны. Можно включить в эту категорию самосвалы, работающие на карьерах или другие рабочие вездеходы.
  4. Подгруппа А-4 — категории, то они могут перевозить больше 8 человек и относятся к ним автобусы для перевозки рабочих.
  5. К «В» категории могут относиться спецмашины на колесах, а также на гусеничном ходу. Важное условие – двигатель может быть мощностью не больше 27,5 кВт. А для транспортных средств «С» категории допустимы только колёсные машины. Причем мощность двигателя – от 27,5 и до 110,3 кВт.
  6. Если говорить о «Д» категории, к нему подходит колесный транспорт, мощностью 110,3 кВт и выше. Гусеничный транспорт попадает под букву «Е», если двигатель мощнее, чем 25,7 кВт. А если спецмашины используются в работе сельского хозяйства, то водителю придется обучиться на «Ф» категорию.

Интересное видео о правах для квадроцикла и снегохода, которые попадают под права для тракториста:

Если машинист овладел знанием и приобрел одно из удостоверений, то это не означает, что он имеет право садиться за управление самоходом другого типа.

Новые права для тракториста

Несколько лет в Российской Федерации действует удостоверение машиниста-тракториста нового типа. Основным отличием этого типа от предыдущих образцов является наличие штрих-кода, посредством которого работники ГИБДД могут быстро получить все нужные данные о владельце документа.

  1. Личные данные и фотография водителя находятся на передней части.
  2. На обороте сертификата указана категория и дополнительная информация о водителе, такая как: группа крови, опыт вождения и медицинские ограничения.
  3. Также на удостоверении должен быть штрих-код. Он содержит информацию о штрафах, регистрации транспортных средств и т. д. Это сделано для ускорения процесса анализа документов уполномоченными лицами.

Форма сертификации будет одинаковой везде, потому что она регулируется государственным техническим надзором, который также контролирует техническое состояние тракторов.

Сертификат нового образца водителя трактора должен выглядеть следующим образом (пример формы см. на фото ниже).

Все идентификационные данные заносятся в одну базу данных. Если права получены незаконно (например, приобретены без сдачи экзамена), штрих-код на них не будет действительным.

Нужны ли права на минитрактор

Ошибочно полагать, что специальные документы не нужны для управления минитрактором.

Чтобы понять, какие права необходимы для мини-трактора, нужно учитывать, в каких областях он используется и, соответственно, куда он движется.

Прежде всего, этот вид транспорта используется для сельскохозяйственных работ и не предназначен, чтобы ездить на нём по автомагистралям. Но из этого не следует, что водителю нужно сдавать экзамен по правилам дорожного движения. Зачастую минитракторы используют строительные компании и коммунальные услуги. Недопонимание правил дорожного движения у водителя в любом случае недопустимо.

Право на мини-трактор — не более чем свидетельство водителя трактора. Документ на управление таким транспортным средством предоставляется только водителям, прошедшим специальную подготовку и сдавшим экзамен в Гостехнадзоре. За несоблюдение этих правил, водителю грозит наказание административного плана.

Нужны ли права на мини-трактор

Есть мини-тракторы, которые не требуют сертификата — это транспортные средства, мощность которых не превышает 40 киловатт. Во всех остальных случаях необходимо получить соответствующий сертификат. Какая категория нужна на трактор и спецтехнику зависит исключительно от технических характеристик машины.

Обучение на права тракториста

Для всех самоходных машин, как и в любом другом случае, потребуется обучение. Оно длится не более 1,5 месяцев. Программа, по которой обучаются студенты, утверждается в Гостехнадзоре и всегда делится на теорию и практику. Будущие водители тракторов обязаны изучить:

  1. конструкцию специальной техники;
  2. правила ведения работ с грузом;
  3. если прав раньше не было, то обучение включит еще и ПДД.

Не избежать и практических занятий. Ученики обучаются управлять сложной техникой, обращаться с грузами и маневрировать.

Также меняются и локации: свои силы нужно попробовать не только в условиях полигона, но и на неровных площадках.

Если студенту «повезло» попасть в не совсем добросовестные руки, а обучение происходит весьма поверхностно, ученик рискует не только не наработать нужный для работы опыт, но и завалить экзамен без оснований.

Открытие категории д на трактор

Перед тем, как открыть категорию «Д» на трактор, нужно узнать, соответствует ли кандидат необходимым требованиям:

  • в начале обучения у него в удостоверении тракториста должны быть открыты категории «C», «B» или одна из них;
  • возрастной ценз при поступлении не менее 21 года, а для тех, кто на службе, эта цифра ниже, — 19 лет;
  • подтверждение нормального состояния здоровья — отсутствие заболеваний: сложной болезни сердца, центральной нервной системы, психические расстройства и т. д. (список утвержден приказом Министерством здравоохранения России №. 302);
  • общий стаж вождения должен быть более 3-х лет.

Чтобы получить пропуск, необходимо предоставить: действительные водительские права с открытыми категориями «C», «B»; две стандартные фотографии 3,5 на 4,5; паспорт и справка, подтверждающая, что прошёл медицинский осмотр.

Порядок аттестации

После подачи всех документов в региональное отделение государственного надзорного органа по мониторингу технического состояния СМ, определяется дата аттестации, которая состоит из последовательных этапов: теории, практики.

Порядок получения и замены прав на трактор/квадроцикл

Чтобы получить права на спецтехнику, нужно пройти стандартное обучение и собрать все документы, которые могут понадобиться. Различие только одно – в отличие от обычного водительского удостоверения, права на эту технику выдают в Гостехнадзоре. Обучение платное, но, точные тарифы неизвестны и во многом зависят от учебного центра.

Менять права старого образца, если таковые еще есть у кого-либо на руках, на новые – не обязательно. Водитель может сделать это только при личном желании.

Согласно Правилам, водитель, уже имеющий права должен их поменять только если:

  1. они были потеряны или украдены;
  2. срок действия документа закончился;
  3. есть изменения, которые нужно внести в документ;
  4. права были испорчены и текст стал не читаем;
  5. состояние здоровья водителя изменилось.

Поменять права тракториста на новые можно в органах Гостехнадзора. Чтобы сделать это без проблем, нужно обязательно подтвердить, что обучение было пройдено успешно. В этом случае, не придется тратиться на обучение, лишь оплатить госпошлину.

Если водитель по какой-либо причине был лишен прав на определенную технику, он автоматически лишается права находиться за рулем любой категории автотранспорта. Чтобы вернуть права, придется сдать только теорию.

Возрастные ограничения для получения прав на трактор Существует несколько ограничений на получение категории водительских прав для спецтехники. Чтобы начать обучение, придется «подрасти» до определенного возраста.

  • «А1». Доступна после 16-летнего возраста.
  • «А2». Только после 19 лет.
  • «А3». Аналогично, по достижении 19 лет.
  • «А4». Только после 22 лет.
  • «В». Только после 17 лет.
  • «С». Аналогично, после 17 лет.
  • «Д». Будет доступна после 18-летнего возраста.
  • «Е». По достижении 17 лет.
  • «Ф». После 17 лет.

От стандартных водительских прав, получение документа на использование трактора может быть произведено только по месту прохождения учебы. Либо права могут быть получены по месту жительства.

Права на трактор при нахождении в снг

В странах народного государства этапы получения водительских прав аналогичны тем, что в России:

  • повышение квалификации;
  • медицинский осмотр;
  • теоретический экзамен;
  • практический экзамен;
  • выдача сертификата после успешного завершения предыдущих пунктов.

Водители, желающие работать на территории Российской Федерации, должны учитывать, что сертификаты, полученные за рубежом, являются недействительными в России.

Для работы в России, водитель должен получить удостоверение тракториста машиниста с учётом норм, установленным законом по части ГИБДД.

Практический

Состоит из 2-х последовательных этапов. Сначала экзаменуемый показывает знания и навыки на крытой площадке, а после – на построенном маршруте, который имитирует настоящие эксплуатационные условия.

В пределах площадки осуществляется проверка таких навыков:

  • способность начинать движение с места на дороге с уклоном;
  • умение разворачиваться на ограниченном пространстве;
  • парковка в ангаре (задний ход);
  • для экзаменующихся по B, C, D и Е – парковка с прицепом задним ходом;
  • агрегатирование — СМ с трейлером; на категории B, C, D и Е – СМ с навесной машиной;
  • способность тормозить быстро на разных скоростных режимах.

На реальном маршруте проверяются: соблюдение правил дорожного движения, использование знаний о безопасной эксплуатации самоходных транспортных средств, умение правильно оценивать дорожную обстановку, а также правильность и скорость реагирования на нее.

Программа обучения на права тракториста

Программа включает такие дисциплины: «Правила дорожного движения», «Устройство», «Техническое обслуживание и ремонт», «Основы управления движением и безопасности», «Первая помощь».

Для справки: теоретические занятия проходят с использованием деталей, сборочных узлов, устройства и агрегаты. Изучение устройств, механизмов и приборов сопровождается демонстрацией на моделях и устройствах. При необходимости применяются схемы, плакаты, баннеры, слайды, кинофильмы, а также видеофильмы.

При изучении дисциплины «Устройство» водитель узнаёт про:

  • назначение конкретной машины;
  • элементы (рабочие части) машин, предназначенных для реализации технологического процесса;
  • расположение и крепление исследуемых рабочих элементов;
  • принципиальные схемы устройства и действия отдельных рабочих элементов и автомобилей в целом;
  • технологические корректировки;
  • возможные технологические и технические неполадки, их признаки;
  • методы выявления как дефектов, так и их причин;
  • средства, позволяющие устранять неисправности и их причины;
  • правила технического обслуживания и условия долгосрочного и бесперебойной работы машины;
  • экономические и экологические характеристики машины и технологического процесса;
  • требования безопасности труда.

Каждая тема изучается с последующим закреплением полученных знаний на практике, после чего проходят уроки производственного обучения.

Стоимость получения и замены прав

Четкого ответа на этот вопрос нет. Все зависит от региона и желаемой категории. Цены варьируются от 10 до 25 тысяч рублей. Кроме того, водителю придется оплатить государственную пошлину в размере 500 рублей. Но можно получить 30% скидку, если оплата государственной пошлины будет происходить через официальную страницу государственной службы. Промежуточная сертификация обойдется в 800 рублей.

Стоимость получения и замены удостоверения

Для того, чтобы понять, сколько стоит пошлина на трактор, необходимо учесть стоимость других документов.

Когда водитель получает сертификат в первый раз, он должен спланировать следующие расходы:

  1. Стоимость обучения — она, в среднем, составляет 10000 руб., зависит от прайс-листа подобранной автошколы. Стоимость этого предмета можно игнорировать, если планируется самостоятельное обучение.
  2. Оформление медицинской справки — средняя стоимость 2000 руб. Этих затрат можно избежать, если вы обращаетесь к врачам в государственной клинике, а не в специализированных медицинских учреждениях, которые предоставляют эту услугу за плату.
  3. Государственная пошлина за получение удостоверения (в т.ч. временного). Размер комиссии зависит от материала, выбранного для изготовления документа: 500 рублей — на бумаге; 2000 рублей — на пластиковой основе.

Стоимость замены существующих прав не отличается от стоимости получения новых, за исключением обучения в автошколе. Размер денежных средств на удостоверение тоже не меняется. Поэтому за бесплатно невозможно восстановить сертификат и получить новый.

Теоретический этап

Кандидаты должны продемонстрировать свои знания в следующих областях:

  1. Правила управления трактором или другими самоходными машинами, в зависимости от того, какая категория прав открыта на трактор.
  2. Законодательство, регулирующее безопасность жизни, здоровья и окружающей среды при эксплуатации трактора, ​​а также ответственность, предусмотренную законодательством в случае несоблюдения.
  3. Факторы несчастного случая и травмы в работе тракториста.
  4. Методы первичной медицинской помощи (остановка кровотечения, наложение гипса при травмах и т.д.).
  5. ПДД, а также законодательная ответственность в случае несоблюдения правил.

В случае неудовлетворительных результатов теста теоретических знаний, экзамен может быть переписан. Есть 3 попытки подтвердить свои знания, после чего придется проходить переподготовку. Экзаменующимся не разрешается переходить к практической части, пока они не получат оценку для успешного завершения теории. Положительный теоретический результат экзамена остается в силе в течение следующих 3-х месяцев.

Экзамен и получение прав на трактор

Чтобы пройти аттестацию, придется вспомнить как теорию, так и практику. В первом случае, будущий водитель спецмашины отвечает на тестовые вопросы или на компьютере, или в письменной форме, или в устной. Если все проходит успешно, ученик может быть допущен к практической части.

Практический экзамен очень важен, так как позволяет воочию убедиться, что машинист знает свое дело и умеет профессионально обращаться с спецтехникой. Условно это испытание разделяется на две части:

  1. сначала испытуемый проходит испытание в идеальных условиях, на ровной дороге полигона (обычно первая часть практики проверяется там же, где и обучался студент);
  2. затем экзаменуемый отправляется для испытания на реальный объект, а за его работой наблюдает сотрудник Гостехнадзора и именно от него будет зависеть решение комиссии.

При условии, что у тракториста не получилось выполнить какую-либо из частей, ему дадут еще один шанс, который будет назначен не раньше, чем через 7 суток. Если снова будут ошибки, возможна вторая и даже третья попытка.

Интересное видео — сдача экзаменационных билетов на права тракториста смотрите ниже:

Если даже с третьей попытки испытуемый провалил задания, придется проходить все обучение с самого начала. Также нужно будет потратиться и на оплату.

Тот, кто выполнит все задания верно, получит вожделенную категорию и может управлять необходимым транспортным средством без препятствий. Получить права можно либо сразу, либо через несколько дней.

При необходимости, получить права на спецтехнику может каждый (при достижении соответствующего возраста, конечно). Важно серьезно подойти к обучению, так как работа со сложной техникой – это огромная ответственность.

Этапы экзаменационного процесса

В зависимости от желаемой категории, заявитель должен выучить:

  1. Теоретическую часть, согласно правилам и стандартам безопасной эксплуатации СМ. Это нужно для тех, кто сертифицирован во всех категориях, за исключением «F».
  2. Теоретическую часть о правилах и положениях по безопасной эксплуатации СМ, ​​сельскохозяйственной техники и средств для заявителей категории «F».
  3. Теоретическую часть о знаниях правил дорожного движения.
  4. Практическую часть (контроль навыков управления, соблюдения правил дорожного движения и правил и стандартов безопасности при эксплуатации самоходных транспортных средств.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Adblock
detector