Ответственность за нарушение бюджетной отчетности кфх

Кто попадает под штрафы?

Согласно примечанию 1 к ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции) ответственность предусмотрена для должностных лиц всех организаций госсектора: государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления внебюджетных фондов и их территориальных подразделений, а также государственных и муниципальных учреждений.

Как показывает судебная практика, административная ответственность грозит прежде всегоглавным бухгалтерам (иным работникам, на которых возложена обязанность по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, формированию и представлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности). Причем по ст. 15.15.6 КоАП РФ (в прежней редакции) штрафуют бухгалтерских работников казенных учреждений и органов власти (см.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

, например, Постановление Хабаровского краевого суда от 13.11.2018 по делу № 4А-631/2018). А по ст. 15.11 КоАП РФ (в прежней редакции) привлекают работников бюджетных и автономных учреждений (см., например, Постановление Пензенского областного суда от 27.04.2018 по делу № 4а-167/2018, в котором назначение штрафа главному бухгалтеру муниципального автономного общеобразовательного учреждения признано правомерным).

Хотя приходится отвечать и руководителям: например, руководителю территориального подразделения госоргана, привлеченному по ст. 15.15.6 КоАП РФ (в прежней редакции) (Постановление ВС Республики Алтай от 22.08.2018 по делу № 4а-92/2018), директору муниципального автономного общеобразовательного учреждения, привлеченному по ст. 15.

11 КоАП РФ (в прежней редакции) (Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 21.03.2018 по делу № 4а-207/2018). Правда, во втором случае производство по делу было прекращено. Хотя нарушение заключалось в искажении показателей бухгалтерской отчетности более чем на 10%, учреждение своевременно устранило допущенное искажение.

Отметим, что виновное должностное лицо обычно определяется с учетом двух обстоятельств: в чьи полномочия входит ведение учета, представление отчетности и кто подписал спорный документ.

Старая и новая система штрафов

Раньше существовало три состава правонарушений, действующих в отношении органов власти и организаций госсектора. Бюджетные и автономные учреждения привлекались к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ (в прежней редакции) – за нарушение требований к бухучету и отчетности. К казенным учреждениям применялись ст. 15.15.6, 15.15.7 КоАП РФ (в прежней редакции), под которые подпадали нарушения требований к бюджетной отчетности и бюджетным сметам.

Обобщим эти нормы в схематичном виде.

Теперь правила изменились. Все нормы, адресованные органам власти, казенным, бюджетным и автономным учреждениям, объединены в ст. 15.15.6 и ст. 15.15.7 КоАП РФ, а ст. 15.11 КоАП РФ распространяется на остальные экономические субъекты. Составы правонарушений дифференцированы: появилась специальная норма для органов власти (главных распорядителей бюджетных средств), а суммы штрафов в большинстве случаев поставлены в зависимость от тяжести проступка.

Например, несоблюдение требований к документам, используемым в бюджетном процессе (ст. 15.15.7 КоАП РФ), как и раньше, влечет штраф в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб., но в данное понятие сейчас входит не только нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет. Согласно п. 1 и 3 ст. 15.15.7 КоАП РФ в эту группу также включены:

  • нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований;

  • нарушение более чем на десять рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет обязательство.

Аналогичные штрафы предусмотрены за непредставление или представление с нарушением установленных сроков бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ).

Но основные изменения касаются содержания бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности – искажения ее показателей. Остановимся на этом подробнее.

Нормативное регулирование правонарушения

Сотрудники и руководители компании несут ответственность за следующие ситуации:

  • Искажения отчетности умышленного и неумышленного характера.
  • Не приняты меры по профилактике ошибок.
  • Не приняты меры по устранению последствий ошибок.

Закон достаточно строг. Административное наказание ждет руководителя даже в том случае, если допущено искажение всего одного показателя.

Судебная практика показывает, что наиболее распространенное искажение – это несоответствие сведений из отчетных форм и главной книги. Расхождения, как правило, выявляются в ходе контрольных мероприятий. В данном случае на должностных лиц накладывается ответственность на основании статьи 15.15.6 КоАП РФ. Рассмотрим конкретные примеры судебной практики:

  • Руководитель казенного субъекта привлечен к ответственности на основании того, что данные баланса и отчета не соответствуют информации, приведенной в главной книге. Подобные расхождения противоречат части 3 статьи 264.1 БК РФ. Руководитель пытался оспорить наличие умысла при совершении правонарушения, однако его доводы были опровергнуты. Соответствующее решение приведено в Постановлении Ивановского суда от 31 августа 2016 года.
  • В бюджетной отчетности неправильно приведена сумма кредиторского долга, не учтен аванс, направленный контрагенту. В ходе судебного заседания была доказана умышленность действий, а потому состав правонарушения сформирован на основании статьи 15.16 КоАП РФ. Решение по делу принимал Смоленский областной суд.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Лицо, на которое наложена ответственность, имеет право оспорить вердикт суда. Однако для оспаривания нужно подготовить аргументы. Как показывает судебная практика, фирмы обычно пытаются доказать малозначительность выявленного искажения. В статье 2.9 КоАП РФ указано, что суд может освободить руководителя от ответственности в случае, если удалось доказать малозначительность ошибки.

  • Имущественное состояние фирмы.
  • Добровольное устранение ошибки.
  • Возмещение ущерба, если он был нанесен.

Однако эти факторы на основании частей 2-3 статьи 4.1 КоАП РФ принимаются во внимание при назначении наказания. То есть если они имеют место, степень ответственности может быть уменьшена.

Как видим, до вступления поправок в силу существовало два состава правонарушений, действующих в отношении разных организаций госсектора. Приведем их в таблице.

Параметр для сравнения

Статья 15.11 КоАП РФ

Статья 15.15.6 КоАП РФ

В чем заключается нарушение?

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Непредставление или представление с нарушением сроков бюджетной отчетности.
Формирование и представление сведений, необходимых для планирования и исполнения бюджета, с нарушением.
Представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для планирования и исполнения бюджета

Кто несет ответственность?

В том числе должностные лица бюджетных и автономных учреждений

Должностные лица органов власти и казенных учреждений

Какова административная ответственность?

За совершение проступка впервые – штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб., повторно – штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от года до двух лет

Штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Искажение показателей отчетности

Раньше степень искажения показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности определялась исходя из довольно общих понятий: «грубое нарушение требований к бухучету и отчетности» (ст. 15.11 КоАП РФ в прежней редакции) и «представление недостоверной бюджетной отчетности» (ст. 15.15.6 КоАП РФ в прежней редакции).

В итоге получалось, что одинаковые штрафы назначались и при занижении стоимости имущества на 25 тыс. руб., и при представлении недостоверной информации об объектах незавершенного строительства госсобственности стоимостью более 10 млн руб. В первом случае на учет не была поставлена немецкая овчарка (впоследствии данное имущество не было отражено в отчетности).

Причем судьи не признали такое нарушение малозначительным (см. Решение ВС Республики Марий Эл от 19.03.2018 по делу № 7Р-94/2018). Во втором случае недостоверные сведения подавались в отношении шести объектов незавершенного строительства, в том числе поликлиники, колледжа и центра единоборств (Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.08.2018 № 7-614/2018). В обеих ситуациях виновным – главным бухгалтерам казенных учреждений – был назначен штраф в размере 10 тыс. руб.

Сейчас оснований для разнообразных трактовок недостоверности бухгалтерских документов у контролеров не будет: все нарушения требований к учету, повлекшие искажение показателей отчетности, разделены по степени допущенного искажения. Признаки, позволяющие установить ту или иную степень, перечислены в примечаниях 2 – 4 к ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Степень искажения показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности

Признаки искажения в отчетности

Искажение денежного показателя по активам, обязательствам или финансовому результату

Занижение сумм налогов, взносов и сборов

Незначительное

– от 1% до 10% и на сумму до 100 тыс. руб.;
– до 1% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.

На сумму до 100 тыс. руб.

Значительное

– от 1% до 10% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.;
– до 1% и на сумму свыше 1 млн руб.

На сумму от 100 тыс. руб. до 1 млн руб.

Грубое

– более чем на 10%;
– от 1% до 10% и на сумму свыше 1 млн руб.

На сумму свыше 1 млн руб.

Установлены и дополнительные признаки, на основании которых искажение будет оценено как грубое:

  • искажение денежного показателя бюджетной отчетности, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;

  • включение в отчетность показателей, не подтвержденных регистрами бухгалтерского учета и первичными документами;

  • регистрация в регистрах бухучета мнимого (неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта учета;

  • ведение счетов вне применяемых регистров бухучета;

  • отсутствие первичных документов, регистров бухучета, отчетности в течение установленных сроков хранения.

Степень искажения показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности

Ответственность за проступок

Совершенный впервые

Совершенный повторно

Незначительное

Предупреждение или штраф в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.

Штраф в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб.

Значительное

Штраф в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб.

Штраф в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Грубое

Штраф в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Какое наказание предусматривается за нарушение порядка учета принимаемых и отложенных обязательств?

В статье 15.15.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых бюджетных и денежных обязательств.

Следует отметить, что инструкциями № 157н и 162н установлен порядок бюджетного учета казенными учреждениями бюджетных и денежных обязательств, а также принимаемых и отложенных обязательств.

Ответственность за нарушение бюджетной отчетности кфх

В связи с вышесказанным в законопроекте предлагается внести изменения в ст. 15.15.7 КоАП РФ, установив административную ответственность за нарушение порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей принимаемых и отложенных обязательств с ее выделением в отдельную ст. 15.15.6-1 КоАП РФ «Нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета санкционирования расходов бюджета».

В силу вводимой статьи нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета санкционирования расходов бюджета, выразившееся в нарушении бюджетного учета показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых обязательств, принятых денежных обязательств, принимаемых и отложенных обязательств, повлечет за собой наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

При этом в ст. 15.15.7 КоАП РФ предлагается предусмотреть конкретные составы нарушений порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнении бюджетов бюджетной системы РФ и ответственность за них, в том числе ответственность за нарушение порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований, порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, а также установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств.

Например, согласно ч. 1 ст. 15.15.7 КоАП РФ (в редакции законопроекта) нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований повлечет за собой наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Аналогичный штраф будет наложен на должностных лиц казенного учреждения вследствие нарушения ими порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет (ч. 2 ст. 15.15.7 КоАП РФ в редакции законопроекта). Такой же штраф будет предусмотрен для должностных лиц получателя бюджетных средств в случае нарушения ими установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств (и (или) сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство) более чем на десять рабочих дней (ч. 3 ст. 15.15.7 КоАП РФ в редакции законопроекта).

Теперь все нормы, адресованные организациям госсектора, объединены в ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции), а ст. 15.11 КоАП РФ (в новой редакции) распространяется на остальные экономические субъекты. Причем поправки предусматривают ответственность за нарушение требований как к бюджетному (бухгалтерскому) учету, так и к бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

В частности, за непредставление отчетности или ее подачу с нарушением установленных сроков грозит штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб., а санкции за нарушение требований к учету, повлекшее искажение показателей отчетности, будут дифференцированы в зависимости от степени допущенного искажения. Чтобы установить ту или иную степень, достаточно наличия одного из признаков, приведенных в примечаниях к ст. 15.15.

Степень искажения показателей отчетности

Признаки искажения в отчетности

Ответственность за проступок

Искажение денежного показателя по активам, обязательствам или финансовому результату

Занижение сумм налогов, взносов и сборов

Совершенный впервые

Совершенный повторно

Незначительное

– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму до 100 тыс. руб.;
– не более чем на 1% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.

На сумму

до 100 тыс. руб.

Предупреждение или штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб.

Штраф в размере от 5 000 до 15 000 руб.

Значительное

– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.;
– не более чем на 1% и на сумму свыше 1 млн руб.

На сумму от 100 тыс. руб. до 1 млн руб.

Штраф в размере от 5 000 до 15 000 руб.

Штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб.

Грубое

– более чем на 10%;
– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму свыше 1 млн руб.

На сумму свыше 1 млн руб.

Штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб.

Штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Установлены и дополнительные критерии, на основании которых искажение будет оценено как грубое:

  • включение в отчетность показателей, не подтвержденных регистрами бухгалтерского учета и первичными документами;

  • регистрация в регистрах бухучета мнимого (неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта учета;

  • ведение счетов вне применяемых регистров бухучета;

  • отсутствие первичных документов, регистров бухучета, отчетности в течение установленных сроков хранения.

Кто ответит за нарушения?

Ответственность за нарушение бюджетной отчетности кфх

Согласно примечанию 1 к ст. 15.15.6 КоАП РФ ответственность предусмотрена для должностных лиц организаций госсектора: государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления внебюджетных фондов и их территориальных подразделений, а также государственных и муниципальных учреждений. Но кто именно понимается под должностными лицами?

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Как показывает судебная практика, сложившаяся в части применения ст. 15.11 и 15.15.6 КоАП РФ (в прежней редакции), административная ответственность грозит прежде всего главным бухгалтерам (иным работникам, на которых возложена обязанность по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, формированию и представлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности).

На это указывают, например, решения Приморского краевого суда от 02.03.2017 по делу № 7-21-177/2017, Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.08.2018 № 7-614/2018, Постановление Пензенского областного суда от 27.04.2018 по делу № 4а-167/2018. Правда, в последнем случае производство по делу было прекращено, поскольку судьи признали нарушение малозначительным.

Но отвечать за «бухгалтерские» нарушения приходится и руководителям (хотя подобная практика все же не так обширна). Например, судьи признали, что:

  • начальник управления (органа власти) был правомерно оштрафован за представление бюджетной отчетности с нарушением установленного срока (Решение ВС Республики Саха (Якутия) от 26.10.2017 по делу № 7/1-294/2017);

  • начальник казенного учреждения виновен в направлении сведений о принятом бюджетном обязательстве позднее установленного срока (Решение ВС Республики Коми от 22.11.2017 по делу № 21-909/2017);

  • глава исполкома муниципального района допустил искажение строк в бухгалтерском балансе более чем на 10% (Решение Альметьевского городского суда № 12-596/2018 от 12.11.2018 по делу № 12-596/2018).

А вот директора бюджетного учреждения, привлеченного к ответственности за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления отчетности, судьи поддержали. Они выявили несоблюдение контролерами процессуальных требований (в выписанном протоколе об административном правонарушении те не указали конкретную норму, по которой квалифицированы действия должностного лица учреждения), в связи с чем производство по делу было прекращено (Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 08.06.2017 № 4а-377/2017).

Вероятно, практика привлечения к ответственности как главных бухгалтеров, так и руководителей учреждений продолжится. Косвенно это подтверждает и Минфин. Не так давно представители ведомства заявляли, что за достоверность бюджетной (бухгалтерской) отчетности все равно отвечает руководитель учреждения – независимо от того, кто составляет и подписывает данные документы (письма от 28.02.2019 № 02-07-05/13459, от 17.05.2019 № 02-07-10/35722).

В каких случаях можно избежать ответственности?

Вместе с новыми составами правонарушений поправки КоАП РФ предусматривают некоторые послабления. Так, согласно примечаниям 5 и 6 к ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции) лиц, на которых возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, не станут привлекать к административной ответственности, если искажение отчетности допущено в результате чужих ошибок – из-за несоответствия первичных документов, составленных другими работниками, свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Кроме того, должностные лица будут освобождены от штрафов, если своевременно исправят ошибки. Сделать это можно несколькими способами.

Во-первых, надо подать уточненную налоговую декларацию (расчет) и на этом основании перечислить в бюджет сумму налога (сбора, страхового взноса), не уплаченную вследствие нарушения требований к учету, искажения показателей отчетности. При этом должны быть соблюдены условия, предусмотренные ст. 81 НК РФ, в том числе уплачены соответствующие пени.

Ответственность за нарушение бюджетной отчетности кфх

Во-вторых, нужно представить отчетность, содержащую исправленные показатели:

  • до ее принятия финансовым органом, органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • после ее принятия одним из названных выше органов, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ, ошибок в отчетности;

  • после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проверки, по результатам которой в отчетности не были обнаружены исправленные ошибки.

Штрафы за ошибки в бухгалтерской отчетности

Как сказано в примечаниях 5 и 6 к ст. 15.15.6 КоАП РФ, лиц, на которых возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета (то есть главных бухгалтеров), и лиц, с которыми заключен договор об оказании услуг по ведению учета (например, руководителей централизованных бухгалтерий), не станут привлекать в административной ответственности, если искажение отчетности допущено в результате чужих ошибок.

Кроме того, законодатели предусмотрели возможность исправить свои ошибки. Если это сделать своевременно, должностных лиц, подпадающих под действие норм ст. 15.15.6 КоАП РФ, тоже освободят от штрафов. Исправить «бухгалтерские» ошибки можно двумя способами.

1. Подать уточненную налоговую декларацию (расчет) и на этом основании перечислить в бюджет сумму налога (сбора, страхового взноса), не уплаченную вследствие нарушения требований к учету, искажения показателей отчетности, а также соответствующие пени.

2. Повторно подать отчетность, содержащую исправленные показатели. Сделать это можно в любой момент:

  • до принятия отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • после принятия отчетности одним из названных органов, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ, ошибок в отчетности;

  • после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ, проверки, по результатам которой в отчетности не были обнаружены исправленные ошибки (иными словами, при выявлении контролерами искажений показателей отчетности).

Отметим, что перечисленные послабления не распространяются на должностных лиц, которые привлекаются к ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ. То есть если, например, получатель бюджетных средств (а им может быть не только казенное учреждение, но и бюджетное, автономное учреждение, которому орган власти передал полномочия государственного (муниципального) заказчика) вовремя не поставил на учет бюджетное и (или) денежное обязательство, на должностное лицо учреждения будет наложен штраф. Избежать административной ответственности здесь не получится.

В законе не существует понятия штрафа за ошибки в бухотчетности, но при этом предусмотрены санкции за:

  • неправильное ведение (или не ведение) учета;
  • последствия, которые наступили из-за допущенных ошибок и выразились в искажении реальной картины финансового состояния компании.

Важен результат, поэтому речь в законодательстве идет не об ошибках в учете, а о том, к чему они приводят. Но если бухгалтер, сдав отчетность, обнаружил неточность и, как следствие, искажение данных, то исправив ситуацию подачей уточненного отчета по установленному порядку, он избавит себя от наложения штрафных санкций.

Кто может назначить штраф?

В то же время контролеров станет больше. По прежним правилам рассматривать дела об административных нарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ и назначать штрафы могли:

  • должностные лица Федерального казначейства (руководитель, его заместители, руководители структурных подразделений, а также руководители территориальных органов);

  • представители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (руководители и их заместители).

Сейчас список должностных лиц расширился. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 23.7 и п. 2 ч. 2 ст. 23.7.1 КоАП РФ (в новой редакции) сюда добавились руководители (заместители руководителей) структурных подразделений территориальных органов Федерального казначейства и соответствующих региональных органов власти. Правда, начальники отделов и их заместители будут вправе рассматривать только проступки, квалифицированные по ч. 1 – 6 ст. 15.15.

* * *

Прежняя редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ распространялась только на казенные учреждения и органы власти, в то время как новая – еще и на бюджетные, автономные учреждения (раньше нарушение ими требований к бухучету и отчетности квалифицировалось по ст. 15.11 КоАП РФ). А значит, за несоблюдение требований Инструкции № 33н должностные лица АУ будут привлекаться к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ, в которой размер штрафа теперь ставится в зависимость от характера и масштаба допущенного проступка.

Но есть и хорошая новость: от штрафа могут освободить. Главное – как можно раньше исправить ошибки в отчетности. Хотя сделать это не поздно и после проверки, в ходе которой контролеры выявили искажения.

Заключение

Теперь в отношении органов власти, казенных, бюджетных и автономных учреждений действуют две статьи, по которым проверяющие могут привлечь к административной ответственности за «бухгалтерские» нарушения, – ст. 15.15.6 и 15.15.7 КоАП РФ. Вместо трех составов правонарушений законодатели предусмотрели десять – увеличение произошло прежде всего из-за того, что нарушения дифференцированы по степени искажения отчетности. Диапазон сумм штрафов стал шире.

Но введены и послабления. Должностным лицам во многих случаях удастся избежать ответственности. Их не накажут за чужие «бухгалтерские» ошибки и при исправлении своих.

Непредставление отчетности или ее представление с нарушением сроков

Ответственность за нарушение бюджетной отчетности кфх

Согласно положениям п. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, бухгалтерской отчетности должностные лица учреждения привлекаются к ответственности в виде административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. Напомним, что ранее в силу ст. 15.11 КоАП РФ размер штрафа за подобное нарушение составлял от 5 000 до 10 000 руб.

Штраф за неправильное ведение бухгалтерского учета: налоговая ответственность

Ст. 120 НК РФ определяет ответственность компании за грубое нарушение правил учета доходов/расходов. Под этой формулировкой понимаются:

  • отсутствие первичных документов, учетных регистров;
  • повторяющееся дважды и более раз некорректное или несвоевременное фиксирование в учете и отчетности операций или объектов учета – ОС и НМА, финансов и ТМЦ, инвестиций и резервов.

Подобные нарушения, установленные впервые, повлекут штраф 10 тыс. руб. При повторении такой ситуации более чем в одном периоде компания обязана будет уплатить 30 тыс. руб. Если из-за нарушений в учете произошло занижение налоговой базы – фирме насчитают штраф в размере 20% от суммы невыплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб.

Ст. 126 НК РФ предусматривает штраф 100 000 руб., если компания, выступающая контролирующим лицом иностранной фирмы, отказывается от сдачи отчетности или представила ее с заведомо недостоверными сведениями.

Пунктом 2 ст. 15.15.6 КоАП РФ в новой редакции установлена следующая классификация нарушений требований к ведению бухгалтерского учета.

В примечании к ст. 15.15.6 КоАП РФ разъяснено, какие нарушения являются незначительными, значительными и грубыми. Ниже в форме таблицы отобразим условия отнесения нарушений к той или иной группе.

Вид нарушения

Критерии

Незначительное нарушение

Значительное нарушение

Грубое нарушение

Искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате

– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму, не превышающую 100 000 руб.;
– не более чем на 1% и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб.

– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб.;
– не более чем на 1% и на сумму, превышающую 1 000 000 руб.

– более чем на 10%;
– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму, превышающую 1 000 000 руб.

Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов

На сумму, не превышающую 100 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности

На сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности

На сумму, превышающую 1 000 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности

Помимо нарушений, указанных в таблице, под грубым нарушением требований к ведению бухгалтерского учета, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской отчетности понимаются:

  • включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;

  • регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

  • ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

  • отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Административная ответственность не применяется

Пункт 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ в редакции Федерального закона № 113-ФЗ устанавливает, что предусмотренная настоящей статьей административная ответственность за искажение показателей отчетности не применяется:

  • к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета;

  • к лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

Административная ответственность за искажение показателей отчетности не применяется в случае, если искажение показателей отчетности допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

1) при представлении уточненной налоговой декларации (расчета) и уплате на основании такой налоговой декларации (такого расчета) суммы налога (сбора, страхового взноса), не уплаченной вследствие нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и (или) искажения показателей бухгалтерской отчетности, а также при уплате соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ;

https://www.youtube.com/watch?v=upload

2) при представлении бухгалтерской отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели (в том числе вследствие исправления выявленных ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности):

  • до принятия бухгалтерской отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – субъект консолидированной отчетности);

  • после принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, ошибок в отчетности;

  • после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, закрепленных в ст. 15.15.6 КоАП РФ, проверки бухгалтерской отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в отчетности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Adblock
detector