Закон 48 «О землепользовании в городе Москве»

Статья 5. Принципы установления платы за землю (исключена)

1) коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями,
являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках объектов
капитального строительства, в том числе возведенных на месте разрушенных или
снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти
объекты капитального строительства были отчуждены из государственной или
муниципальной собственности;

2) гражданами и некоммерческими организациями, являющимися
собственниками расположенных на таких земельных участках объектов капитального
строительства, если право собственности указанных лиц на эти объекты
капитального строительства возникло до введения в действие Земельного кодекса
Российской Федерации и федеральными законами для указанных собственников не
установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

2. До 1 января 2012 года лица, не указанные в части 1 настоящей статьи
и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на
земельных участках, находящихся в государственной собственности, приобретают
такие земельные участки по цене, равной 30-кратному размеру ставки земельного
налога за единицу площади соответствующего земельного участка.

3. До 1 января 2012 года обладатели права постоянного (бессрочного)
пользования на земельные участки приобретают их в собственность по цене, равной
30-кратному размеру ставки земельного налога за единицу площади
соответствующего земельного участка.

4. С 1 января 2012 года собственники объектов капитального
строительства приобретают в собственность земельные участки, занятые такими
объектами и находящиеся в собственности города Москвы или государственной
собственности до ее разграничения, по цене, равной кадастровой стоимости
земельных участков, если иное не установлено федеральным законодательством.

5. С 1 января 2012 года обладатели права постоянного (бессрочного) пользования
на земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы или
государственной собственности до ее разграничения, приобретают их в
собственность по цене, равной кадастровой стоимости земельных участков, если
иное не установлено федеральным законодательством.

6. Решениями Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о
предоставлении в собственность земельных участков собственникам объектов
капитального строительства устанавливается срок внесения платы за приобретение
земельного участка, не превышающий 30 дней с момента заключения договора
купли-продажи земельного участка, и условие о необходимости единовременного
внесения платы за приобретение земельного участка.

7. В исключительных случаях с учетом особой социальной значимости
предприятия как имущественного комплекса может быть предусмотрена рассрочка
платежа. Сроки и размеры платежей устанавливаются Правительством Москвы
(уполномоченным им органом).

1. За право на заключение договоров аренды земельных участков,
находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков,
государственная собственность на которые не разграничена, взимается плата на
условиях, определенных Правительством Москвы.

2. Если решением о предоставлении земельного участка в аренду
предусмотрено внесение платы за право на заключение договора аренды, то в
соответствующий договор аренды земельного участка включается положение,
согласно которому арендатор приобретает право на совершение сделок с правом
аренды земельного участка при условии внесения платы за право на заключение
договора аренды в полном объеме.

1) передаче в аренду земельных участков собственникам расположенных на
них зданий, строений, сооружений. Площадь и границы таких земельных участков
устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы;

2) передаче в аренду земельных участков для целей, связанных с
обеспечением деятельности органов государственной власти Российской Федерации,
города Москвы, выполнением городом Москвой функций столицы Российской
Федерации, а также для целей, связанных с обеспечением деятельности органов
местного самоуправления;

3) передаче в аренду земельных участков для размещения объектов
производственного назначения, являющихся собственностью организаций,
оказывающих услуги по регулируемым государственным тарифам, и для размещения
производственных объектов городской инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального
комплекса;

4) продлении срока договора аренды земельного участка (заключении
договора аренды земельного участка на новый срок) в случае, если по окончании
срока действия договора не предусмотрено проведение торгов по продаже права на
заключение договора аренды такого земельного участка либо если указанные торги
не состоялись;

5) продлении добросовестному арендатору срока договора аренды
земельного участка, находящегося (полностью или частично) в границах красных
линий, в связи с чем при заключении договора аренды такого участка (его части)
установлен срок аренды меньший, чем на находящиеся рядом участки;

6) передаче в аренду земельного участка арендатору расположенного на
нем здания, строения, сооружения, находящегося в государственной собственности
города Москвы;

Закон 48 «О землепользовании в городе Москве»

7) передаче в аренду земельного участка на основании концессионного
соглашения, заключаемого в соответствии с законодательством о концессионных
соглашениях.

4. При изъятии земельных участков для государственных нужд города
Москвы у арендаторов, выкупивших право на заключение договора аренды на торгах,
наряду с убытками арендатора возмещению подлежит внесенная за право на
заключение договора аренды сумма в части, приходящейся на оставшийся срок
действия соответствующего договора аренды земельного участка.

а) площади застройки;

б) площади незастроенной части имеющегося при здании обособленного земельного массива;

в) площади, приходящейся на долю в жилом квартале или ином земельном массиве, соответствующую зданию или сооружению, уменьшенной на непосредственно занимаемую зданием или сооружением площадь. Доля, соответствующая зданию или сооружению, рассчитывается в порядке, установленном в части 2 статьи 6 настоящего Закона;

— особый порядок установления ставок арендной платы за землю — порядок, в соответствии с которым отдельным арендаторам или их группам ставки арендной платы за землю устанавливаются в ином порядке и размерах, чем ставки арендной платы для аналогичных по виду деятельности, местоположению и иным характеристикам, влияющим на расчет арендной платы, арендаторов или их категорий.*1.

В Москве применяются виды прав на земельные участки, установленные действующим законодательством Российской Федерации: право аренды (субаренды), право безвозмездного временного пользования, право пожизненного наследуемого владения, право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право ограниченного пользования (сервитут) (статья в редакции, введенной в действие с 24 ноября 1999 года Законом города Москвы от 29 сентября 1999 года N 34.

  • удостоверение личности;
  • выписка из ЕГРН;
  • кадастровый паспорт или план;
  • декларация, заверенная у нотариуса по всем постройкам на земельном участке;
  • квитанция об оплате государственной пошлины.

Что такое прирезка?

После 1.03.2015 года за перераспределением муниципальной земли в Уполномоченный орган (УО) может обратиться гражданин, обладающий участком, который предназначен для выполнения действия, относящегося к огородничеству, садовничеству, сельскохозяйственной деятельности, индивидуальному строительству. Порядок перераспределения по новому законодательству выполняется в соответствии с главой V.4, ст. 39.29 ЗК.

Однако поскольку на момент принятия данного правила многие государственные и муниципальные, а также созданные государственными академиями наук учреждения уже являются арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, законодатель ввел для них специальное регулирование арендных отношений, исключающее возможность передачи таких земельных участков в субаренду, в перенаем, а также передачи арендных прав в залог и внесения арендных прав в качестве вкладов в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевых взносов в производственные кооперативы.

О внесении изменений в Закон города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 «О землепользовании в городе Москве»

Закон 48 «О землепользовании в городе Москве»

Многих интересует, можно ли бесплатно получить в собственность земельный участок от государства, кто имеет право на такое получение и что для этого необходимо сделать. Кроме того, с вступлением в силу масштабных изменений в Земельный кодекс, введенных Федеральными законами от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 21.07.

2014 N 217-ФЗ, N 224-ФЗ, от 29.12.2014 N 487-ФЗ, особенно актуальным стал вопрос: остались ли в новом Кодексе соответствующие положения, позволяющие гражданам реализовать свои права на бесплатное получение земли в определенных случаях. На этот, и некоторые другие вопросы, мы постараемся ответить в рамках настоящей статьи.

В новую редакцию Земельного кодекса введены статьи 39.5 «Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно» и 39.19. «Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно».

1. некоммерческие организации граждан, созданные для ведения садоводства и огородничества — в отношении участка земель общего пользования, образованного из ранее предоставленного данной организации земельного участка;

2. гражданин – по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование на срок не более чем шесть лет для ведения личного подсобного хозяйства (пп. 4 ст. 39.5, пп. 6 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ), при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием.

3. гражданин – по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях на срок не более чем шесть лет при условии, что гражданин использовал земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по установленной законом специальности (пп. 5 ст. 39.5, пп. 7 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ). Перечень муниципальных образований и специальностей устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

4. гражданин в чьем фактическом пользовании находится земельный участок, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (п.4 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);

5. граждане, имеющие трех и более детей – в определенных законами субъектов РФ случаях.

При этом каждый субъект РФ устанавливает свои критерии признания семьи многодетной. Например, в г. Москве на основании ст. 2 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60, многодетной признается семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей, в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы, до достижения младшим из них возраста 16 лет, а учащимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, — 18 лет.

Среди многодетных семей отдельно выделяются многодетные малообеспеченные семьи — это семьи, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной Правительством Москвы в расчете на душу населения.

Предоставление земельного участка в собственность бесплатно этим лицам осуществляется однократно, независимо от количества оснований, предусматривающих такое предоставление.

6. Граждане, которым такое право предоставлено иными федеральными законами и законами субъектов РФ.

К таким лицам относятся:

  • Ветераны ВОВ и участники горячих точек, а также члены их семей, утратившие трудоспособность. Здесь действует закон «О ветеранах», принятый в январе 1995 года. Данная категория льготников имеет право на бесплатное получение земельных участков не только под строительство жилья, но и под сады и огороды, а также на получение земель под сенокосы и пастбища.
  • Военнослужащие. Данная категория лиц может претендовать на бесплатные наделы по месту прохождения службы, при условии, что фактический срок контрактной службы составляет не менее десяти лет. Такими же правами наделены контрактные военнослужащие при увольнении в связи с достижением предельного возраста, по состоянию здоровья или попавшие под сокращение штата, если срок выслуги минимум 15 лет. В этом случае военнослужащему предоставляется земельный надел по месту службы или по другому предпочтенному месту жительства.
  • Сотрудники ОВД, прослужившие более 15 лет. Льготное предоставление земельных участков также распространяется на сотрудников ОВД, перешедших на службу в уголовно-исполнительную систему.
  • Граждане, подвергшиеся радиоактивному облучению (Чернобыльская АС).
  • Герои труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы, Герои Советского Союза и др.
  • В установленных законом случаях право на бесплатное получение земли также могут иметь граждане, поставленные на учет, как нуждающиеся; дети, потерявшие родителей (сироты), инвалиды, одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, работники бюджетной сферы, работающие по трудовому контракту, молодые специалисты, направленные по трудовому контракту работать в сельскую местность и др.

В общих чертах порядок действий по приватизации земельного участка можно описать следующим образом:

  1. Подготовка пакета документов для предоставления земельного участка (п. 1, п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ). В зависимости от оснований предоставления земельного участка, список необходимых документов может отличаться. Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
  2. Предоставление собранных документов в уполномоченный орган: в зависимости от того, находится ли испрашиваемый участок в государственной или муниципальной собственности, заявление нужно подавать в администрацию муниципального образования, орган государственной власти субъекта РФ или в территориальное управление Росимущества.
  3. Уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предварительном согласовании в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления. Принятое решение направляется заявителю (п. 7 ст.

    Порядок присоединения земельного участка к основному без проведения торгов

    39.15 ЗК РФ).

  4. Постановка приватизируемого участка на кадастровый учет: если земельный участок предстоит образовать или уточнить его границы, необходимо осуществить выполнение кадастровых работ в отношении участка (за счет заявителя), подготовку межевого дела, после чего участок можно будет поставить на кадастровый учет.
  5. Получение решения уполномоченного органа о предоставлении участка в собственность бесплатно: в соответствии с п. 16 ст. 39.15 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка.
  6. Регистрация права собственности заявителя на земельный участок.

Хотелось бы отметить, что на настоящий момент практика применения нового законодательного регулирования еще не сложилась, что не позволяет сделать однозначных выводов о том, как вышеуказанные процедуры применяются на практике.

Поскольку отдельные случаи предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно во многом урегулированы непосредственно законодательством субъектов РФ, каждый раз при рассмотрении конкретной ситуации необходимо уточнить, не имеется ли оснований для приватизации земельного участка данным лицом.

назад

3) передаче в аренду земельных участков для размещения объектов
производственного назначения, являющихся собственностью организаций,
оказывающих услуги по регулируемым государственным тарифам, и для размещения
производственных объектов городской инженерной инфраструктуры
жилищно-коммунального комплекса;

4. При изъятии земельных участков для государственных нужд города Москвы
у арендаторов, выкупивших право на заключение договора аренды на торгах, наряду
с убытками арендатора возмещению подлежит внесенная за право на заключение
договора аренды сумма в части, приходящейся на оставшийся срок действия
соответствующего договора аренды земельного участка.

ГОРОДА МОСКВЫ

от 16 июля 1997 года N 34

Об основах платного землепользования в городе Москве *О)

(с изменениями на 7 июня 2006 года)____________________________________________________________________Утратил силу с 5 января 2008 годана основании закона Москвыот 19 декабря 2007 года N 48____________________________________________________________________

____________________________________________________________________Документ с изменениями, внесенными:Законом Москвы от 29 сентября 1999 года N 34 (Тверская, 13, N 47, 18 — 24.11.99);Законом Москвы от 11 мая 2001 года N 19 (Тверская, 13, N 24, 14-19.06.2001) (утратил силу с 9 июля 2006 года на основании Закона Москвы от 7 июня 2006 года N 24);

Законом Москвы от 10 апреля 2002 года N 19 (Тверская, 13, N 61-62, 23.05.2002);Законом Москвы от 11 июня 2003 года N 35 (Тверская, 13, N 85, 15.07.2003) (утратил силу с 9 июля 2006 года на основании Закона Москвы от 7 июня 2006 года N 24);Законом Москвы от 7 июня 2006 года N 24 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 36, 28.06.2006).________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 июля 2006 года N 5-Г06-57 решение Московского городского суда от 19 декабря 2005 года об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими с момента вступления в законную силу Налогового кодекса РФ (с 1 января 1999 года) ряда положений Закона города Москвы от 16 июля 1997 года N 34 «Об основах платного землепользования в городе Москве» отменено, производство по данному делу прекращено.____________________________________________________________________

Статья 1. Основные термины

Земля, в соответствии с данными принципами, является важным производственным ресурсом в лесном и сельском хозяйстве. Использование участков должно осуществляться свободно, однако такие действия не должны наносить вред природе и людям; мнение граждан, общественных и религиозных объединений следует учитывать при решении вопросов, затрагивающих права на землю;

необходима защита  ценных и особо оберегаемых территорий. Кроме того, в нормативном акте оговорены:  запрет перевода отдельных участков в другую категорию; разделение земель по целевому характеру; государственное регламентирование перехода земель в коммерческую собственность; определены единая судьба участков и расположенных на них зданий, сооружений.

Принципы российского земельного права также включают: обособление федеральной собственности на землю от аналогичного имущества субъектов РФ; различные подходы к установлению режима земель, соблюдение баланса интересов общества и граждан в земельных отношениях, дифференциация норм гражданского и земельного права. Правила Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), регулирующие порядок развития земельных отношений, не должны противоречить ЗК РФ.

39.15 ЗК РФ).

Полномочия Правительства

С 1 января 2009 г. вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 23.07.2008 N 160-ФЗ. Эти изменения касаются, в том числе, полномочий Правительства РФ в области земельного контроля, которые ранее отражались в Земельном кодексе РФ. Ранее были установлены следующие полномочия Правительства РФ:

  • определение порядка установления цены на земельный участок (п. 1.2 ст. 36 ЗК РФ);
  • определение порядка организации и проведения торгов по продаже земельных участков и права на заключение договора аренды на них (п. 4 ст. 38 ЗК РФ);
  • определение периодического печатного издания, в котором должно публиковаться сообщение о проведении аукциона по продаже земельных участков либо приобретении права аренды на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (п. 9 ст. 38.1 ЗК РФ);
  • установление формы предупреждения, которое выносится виновному лицу при нарушении земельного законодательства (п. 3 ст. 54 ЗК РФ);
  • определение порядка осуществления государственного мониторинга земель (п. 4 ст. 67 ЗК РФ);
  • определение порядка осуществления государственного земельного контроля (п. 2 ст. 71 ЗК РФ);
  • определение порядка представления сведений лицом, использующим земельный участок (п. 2 ст. 73 ЗК РФ).

Теперь эти функции будет выполнять уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти.

Соответствующие изменения были внесены и в Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве». Полномочия Правительства РФ, ранее предусмотренные этим Законом, перешли к органу исполнительной власти, который будет уполномочен Правительством РФ.

Объединение Росрегистрации, Росземкадастра и Агентства геодезии и картографии

Предполагается, что объединение указанных ведомств будет проходить поэтапно в течение двух лет начиная с 1 января 2009 г. Реорганизация ведомств связана с тем, что накоплен большой негативный опыт обращения с недвижимостью: многочисленные жалобы населения; отсутствие электронных карт, которые позволили бы регистрировать сделки с недвижимостью;

развитие системы кадастрового учета и перерегистрации сделок практически буксует на месте. Это видно на примере так называемой дачной амнистии: граждане, несмотря на внесенные в законы поправки, ходят от одного ведомства к другому и не могут зарегистрировать свое имущество, которым владеют уже долгое время.

Объединение трех ведомств позволит сократить бюрократические процедуры, связанные с регистрацией недвижимости. При этом при внедрении новой системы учета и регистрации прав на недвижимое имущество старую систему ломать не будут.

Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с возложением на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных РФ (Указ Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»).

Во исполнение Указа Президента РФ в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Единый государственный реестр юридических лиц 23 марта с.г. внесена запись о полном и сокращенном наименовании Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

В переходный период функции одной структуры будут временно исполнять различные органы. Так, к примеру, до 1 января 2010 г. кадастровый паспорт на здание, строение, помещение можно будет получить только в БТИ, а для проведения сделок с землей необходимо получить кадастровый план. Вот и получается что на сегодняшний день система «одного окна» пока не работает. И гражданам, как и прежде, приходится ходить по инстанциям для оформления прав на строения и земельные участки.

Огромное количество законов о внесении поправок говорит о том, что российское законодательство несовершенно. Надо учитывать и еще одну российскую особенность: к сожалению, не всегда у нас на практике работает тот или иной порядок, предусмотренный законом. Насколько жизнеспособными окажутся рассмотренные выше нововведения и поправки в земельное законодательство, покажет правоприменительная практика.

Е.Абрамов

Юрисконсульт

Департамента консалтинга

ЗАО АК «АРТ-Аудит»

Если Ваш земельный участок не является ранее учтенным объектом недвижимости, то ответ однозначен: ЗАКОННЫМ ПУТЕМ – НИКАК!

В виду того, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду за плату (бесплатное предоставление земли осуществляется только отдельным категориям граждан), можно сделать вывод, что расширение участка просто невозможно, возможно только новое предоставление (и в любом случае – за деньги).

Ну а теперь об исключении из правила, то есть о «ранее учтенных объектах недвижимости».

Ранее учтенные – это земельные участки, кадастровый учет или государственный учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.07г. №221-ФЗ (далее Закон о кадастре), т.е.

Статья 12. Установление льгот

Закон 48 «О землепользовании в городе Москве»

Льготы в виде отсрочки (рассрочки) внесения земельного налога, иных платежей, связанных с приобретением прав на землю, и налогового (платежного) кредита предоставляются в порядке, установленном законами Российской Федерации и города Москвы (часть в редакции, введенной в действие с 24 ноября 1999 года Законом города Москвы от 29 сентября 1999 года N 34.*12.

Установленные льготы не применяются в случае, когда плательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду или субаренду другому лицу или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договорам о совместной деятельности.

Часть исключена Законом Москвы от 10 апреля 2002 года N 19..Часть исключена с 9 июля 2006 года Законом Москвы от 7 июня 2006 года N 24..

Часть исключена с 24 ноября 1999 года Законом города Москвы от 29 сентября 1999 года N 34..Право безвозмездного временного пользования земельными участками предоставляется юридическим и физическим лицам, полностью освобожденным законами Российской Федерации от уплаты земельного налога (часть дополнительно включена с 24 ноября 1999 года Законом города Москвы от 29 сентября 1999 года N 34).

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности города Москвы, могут переходить в собственность юридических и физических лиц, в том числе общую долевую или совместную, на возмездной и безвозмездной основе после принятия законов города, регламентирующих правила и условия приобретения и применения такого права.

Часть исключена с 9 июля 2006 года Законом Москвы от 7 июня 2006 года N 24..

  1. Уточнение возможно только в случае, когда кадастровые сведения о земельном участке не соответствуют нормативным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (п.3 ст.25 и п.4 ст.27 Закона о кадастре).
  2. Уточненная площадь земельного участка, не должна быть больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка (определяется нормативными Актами органов власти), или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% площади по документу (ч.1 п.5 ст.27 Закона о кадастре).
  3. Соблюдение процедуры согласования местоположения границ, установленной законом (ст.39 Закона о кадастре).
  4. Соблюдение требования п.9 ст.38 Закона о кадастре, согласно которому при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (графические материалы). В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности 15 и более лет, позволяющие определить местоположение границ земельного участка (заборы).

Таким образом, если при подготовке Межевого плана кадастровый инженер, руководствуясь Вашими первичными документами и материалами, а также фактической ситуацией местоположения границ земельного участка определит, что площадь земельного участка подлежит уточнению, а Ваши соседи не будут иметь претензий к тому, как установлен забор по смежной границе и согласуют эту границу, то площадь Вашего фактически используемого участка может быть увеличена до 10% от площади по документу, без решения органов власти о предоставлении земли.

Других способов бесплатного увеличения площади земельных участков, кроме как уточнение ранее учтенных участков, действующим Законодательством не предусмотрено.

Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Ранее границы описывались и удостоверялись в установленном порядке.

Остановимся более подробно на вопросе определения границ земельного участка, поскольку исходя из определения, данного в ЗК РФ, можно сделать вывод, что в случае если границы не определены в установленном законом порядке, часть земной поверхности нельзя считать земельным участком. Соответственно, в отношении такой земельной поверхности нельзя осуществлять вещные права, предусмотренные гражданским законодательством (продавать, сдавать в аренду, вносить в залог и т.д.).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон N 221-ФЗ) описание местоположения границ объекта недвижимости (земельного участка) входит в состав сведений государственного кадастра недвижимости.

В соответствии со ст. 38 Закона N 221-ФЗ границы земельного участка также отражаются в межевом плане. В п. 7 данной статьи указано, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, «то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части» (данное уточнение внесено Законом N 141-ФЗ).

Таким образом, определение границ неразрывно связано с определением координат характерных точек границ. Установление порядка определения характерных точек границ земельных участков отнесено к полномочиям Минэкономразвития России (п. 5.2.23 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437).

Согласно Закону N 141-ФЗ п. 9 ст. 38 Закона N 221-ФЗ изложен в новой редакции: «При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа — из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка».

Закон 48 «О землепользовании в городе Москве»

Новая глава Земельного кодекса закрепляет перечень оснований образования земельных участков. Так, согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе (ст. 11.4 ЗК РФ), объединении (ст. 11.6 ЗК РФ), перераспределении земельных участков (ст. 11.7 ЗК РФ) или выделе из земельных участков (ст. 11.5 ЗК РФ), а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Каждая из указанных статей регламентирует тот или иной вид образования земельного участка. При этом обособленно стоит образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, за исключением случаев:

  1. раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения;
  2. образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
  3. образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом РФ принято решение о ее развитии и заключен соответствующий договор;
  4. перераспределения земельных участков;
  5. иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Стоит особо обратить внимание на косвенно упомянутые в ст. 11.3 ЗК РФ иные способы образования земельных участков помимо тех, что указаны в Земельном кодексе отдельными статьями (ст. ст. 11.4 — 11.7).

Косвенно упоминаются:

  • образование земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
  • образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом РФ принято решение о ее развитии и заключен договор;
  • иные предусмотренные федеральными законами случаи.

Таким образом, можно сделать вывод, что перечень оснований образования земельных участков не является исчерпывающим.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 5 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними. Исключение составляет выдел земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. В этом случае применяется порядок, предусмотренный Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Образование земельных участков может происходить в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков на основании решения суда.

  • паспорта;
  • доверенности (при обращении в геодезическую компанию не собственника имущества, а его представителя);
  • правоустанавливающие документы, то есть, документы, подтверждающие переход права собственности от одного лица к другому;
  • кадастровый план или кадастровая выписка на земельный участок;
  • документы на имущество, дополнительно требующиеся для регистрации кадастром земельного участка или выписку из БТИ, в случае отсутствия имущества кроме земли.

Статья 15. Переходные положения

До принятия законов о зонировании территории, сервитутах и иных обременениях недвижимости, разработки и утверждения схем зонирования территории города с планом использования земель, а также создания единой системы государственной регистрации прав на земельные участки и другую недвижимость обременения и ограничения прав на земельные участки устанавливаются в договорах, заключаемых землепользователями с уполномоченным органом Правительства Москвы.

Регистрация (перерегистрация) прав бессрочного (постоянного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельными участками, которые были предоставлены в соответствии с законами и иными актами органов власти СССР и Российской Федерации, принятыми до вступления в силу настоящего Закона, осуществляется Московским земельным комитетом с выдачей правоустанавливающих документов до 1 января 1999 года.

Лица, которым земельные участки на территории Москвы предоставляются (ранее предоставлены) в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение, обязаны заключить с уполномоченным органом Правительства Москвы договор, предусмотренный частью 1 настоящей статьи (часть в редакции, введенной в действие с 9 июля 2006 года Законом Москвы от 7 июня 2006 года N 24.

При заключении договоров аренды или безвозмездного временного пользования земельными участками, которые ранее были предоставлены в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение или бессрочное (постоянное) пользование, пересмотре договоров аренды земли с целью установления в них обременений и ограничений, при заключении отдельных договоров на обременения и ограничения прав владения или пользования земельными участками, а также при регистрации (перерегистрации) прав на земельные участки, занимаемые бюджетными учреждениями, плата за регистрацию (перерегистрацию), заключение и оформление указанных договоров не взимается.

Финансирование выполняемых при этом Московским земельным комитетом работ производится за счет средств, отчисляемых на эти цели от земельных платежей, поступающих в бюджет города, а также средств, выделяемых в установленном порядке из федерального бюджета на выполнение работ по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель города Москвы.*15.7)

Закон 48 «О землепользовании в городе Москве»

При переоформлении прав на земельные участки без изменения их границ и режима разрешенного использования земель в случаях продления срока аренды или безвозмездного временного пользования земельным участком (пролонгации договора), изменения вида прав на земельный участок, изменения названия или организационно-правовой формы юридического лица, наследования или дарения взимается плата в размере расходов, необходимых на изготовление соответствующих документов, но не свыше 1 минимального размера оплаты труда — для физических лиц и не свыше 20 минимальных размеров оплаты труда — для юридических лиц, за исключением лиц, указанных в части 7 настоящей статьи.

Порядок распределения средств от платы за переоформление прав на земельные участки устанавливается Правительством Москвы в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы (часть в редакции, введенной в действие с 24 ноября 1999 года Законом города Москвы от 29 сентября 1999 года N 34; в редакции, введенной в действие с 9 июля 2006 года Законом Москвы от 7 июня 2006 года N 24.

При регистрации (перерегистрации) прав на используемый по целевому назначению земельный участок изменение правового режима, площади и конфигурации этого земельного участка без согласия землепользователя не допускается, если это не предусмотрено градостроительной документацией. Землепользователь вправе отказаться от части используемых земель с сохранением участка, минимально необходимого для его деятельности, но не менее удвоенной площади застройки здания, строения, сооружения, находящегося на этом участке.

Для лиц, отнесенных законами Российской Федерации и города Москвы к категориям, которым установлен льготный порядок уплаты земельного налога, после регистрации (перерегистрации) прав на земельный участок земельные платежи устанавливаются в порядке предусмотренном статьей 12 Закона Российской Федерации «О плате за землю», иными законами Российской Федерации и города Москвы, устанавливающими льготный порядок и размеры земельных платежей (часть в редакции, введенной в действие с 24 ноября 1999 года Законом города Москвы от 29 сентября 1999 года N 34.*15.

10)Налог за земли, занятые автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта, взимается в размере 3 процентов от ставок земельного налога в части, подлежащей зачислению в бюджет города Москвы (часть дополнительно включена с 24 ноября 1999 года Законом города Москвы от 29 сентября 1999 года N 34).

Арендная плата за земельные участки, предоставленные гражданам или их объединениям для жилищного или гаражного строительства в некоммерческих целях, рассчитывается в течение нормативного срока по ставкам, установленным для жилищного фонда и гаражей соответствующего типа, если законами города Москвы не установлено иное (часть дополнительно включена с 24 ноября 1999 года Законом города Москвы от 29 сентября 1999 года N 34).*15.12)

Льготы по земельным платежам, не установленные законами Российской Федерации и города Москвы, утрачивают силу с 1 января 1998 года.

Земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются санаторно-курортным, детским оздоровительным учреждениям, организациям и учреждениям культуры, здравоохранения, туризма, физкультурно-оздоровительным организациям, основная деятельность которых финансируется из бюджета Российской Федерации или города Москвы либо за счет средств профессиональных союзов, а также религиозным организациям (объединениям) (часть в редакции, введенной в действие с 24 ноября 1999 года Законом города Москвы от 29 сентября 1999 года N 34.

С 1 января следующего года вступает в действие запрет на распоряжение земельными участками, по которым не определено местоположение границ. Владельцы земельных наделов, которые своевременно не сделают межевание участков, лишатся возможности продавать или дарить свои участки.

Закон 48 «О землепользовании в городе Москве»

При этом наличие права собственности не будет влиять на принцип действия данной нормы. Провести межевание обязаны также владельцы участков, которые поставили наделы на кадастровый учет до 2008 года (когда данная процедура была не обязательной).

После успешного прохождения процедуры межевания собственник надела получает кадастровую выписку. Согласно оценкам экспертов, более половины участков, которые находятся на кадастровом учете, остаются с неуточненными границами.

В том числе данная ситуация связана с упрощенной процедурой регистрации, зафиксированной в «дачной амнистии».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Adblock
detector