О гражданстве Российской Федерации (с изменениями на 26 июля 2019 года), Федеральный закон от 31 мая 2002 года №62-ФЗ

Глава V. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. гражданство недееспособных лиц (статьи с 24 по 27)

1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации.

2. Гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

1. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий на территории Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.

2. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.

3. Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.

4. Если один из родителей, приобретающий гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.

5. Если гражданство Российской Федерации одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином Российской Федерации, их ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

1. Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Изменения в законе

2. Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином Российской Федерации, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой — лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации.

3. Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка.

4. В случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство Российской Федерации со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории Российской Федерации.

1. Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с пунктом «в» части шестой статьи 14 настоящего Федерального закона.

2. Дети, помещенные под надзор в российские организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 155_1 Семейного кодекса Российской Федерации, приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с пунктом «г» части шестой статьи 14 настоящего Федерального закона.

2_1. Недееспособные лица, помещенные под надзор в российские образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные российские организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с пунктом «д» части шестой статьи 14 настоящего Федерального закона.

3. Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации одновременно с указанным гражданином по его заявлению.

4. Ребенок или недееспособное лицо, которые являются гражданами Российской Федерации и над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет гражданство Российской Федерации.

Стать гражданином РФ иностранцу можно или на общих основаниях, или при наличии оснований, используя льготы. Закон о гражданстве Российской Федерации 2019 года последней редакции упрощает регламент вхождения представителя иного государства в российское гражданство. Прежде всего, это относится к гражданам Украины.

Процедура отказа от украинской государственной принадлежности длительная – минимальный срок составляет до 2-х лет. Теперь украинским претендентам на гражданство РФ нет необходимости долгие годы ждать, когда документы будут рассмотрены и Президент Украины подпишет указ о лишении заявителя гражданского статуса.

Закон №62-ФЗ о гражданстве Российской Федерации в 2019 году дает возможность привлечь в страну инвесторов, бизнесменов, специалистов высокой квалификации. Для оформления российской государственной принадлежности необходимо иметь РВП. Этот документ выдается в соответствии с действующими квотами, которые обновляются ежегодно. Иностранец может получить РВП без квоты, если он относится к категории лиц, перечисленных в статье 6 ФЗ № 115.

Cкачать статью 6 ФЗ-115 (.DOCX)

Глава IV. Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации (статьи с 22 по 23)

О гражданстве Российской Федерации (с изменениями на 26 июля 2019 года), Федеральный закон от 31 мая 2002 года №62-ФЗ

1. Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в случае, если будет установлено, что данное решение принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, либо в случае отказа заявителя от принесения Присяги.В случае, если при обращении с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации заявитель не имел намерения нести обязанности, установленные законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации, а целью приобретения гражданства Российской Федерации являлось осуществление деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, решение о приобретении гражданства Российской Федерации также подлежит отмене на основании сообщения заявителем заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.

2. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. При этом установленный вступившим в законную силу приговором суда факт совершения лицом хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных статьями 205, 205_1, частью второй статьи 205_2, статьями 205_3-205_5, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282_1-282_3 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных статьями 277-279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности, приравнивается к установлению судом факта сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.

3. Если документы, на основании которых в отношении лица было принято решение о приобретении им гражданства Российской Федерации, представлялись им одновременно (совместно) с документами для приобретения гражданства Российской Федерации его супругом (супругой) и (или) детьми либо если в отношении указанного лица, его супруга (супруги) и (или) детей было принято общее решение о приобретении ими гражданства Российской Федерации и впоследствии было установлено, что в отношении указанного лица такие решения принимались на основании представленных им подложных документов или заведомо ложных сведений, отмена соответствующего решения о приобретении гражданства Российской Федерации в части, касающейся указанного лица, не влечет за собой отмену решения о приобретении гражданства Российской Федерации в части, касающейся супруга (супруги) и (или) детей указанного лица.

1. Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.

2. Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона считается недействительным со дня принятия такого решения.

Решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Изменения в статье №14

Отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации действия должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

Споры между родителями, между родителем и опекуном или попечителем о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

4 июня 2014 года Президентом РФ был подписан закон «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон вступает в силу через 60 дней после опубликования, а значит с 3 августа 2014 года начинается отсчет положенного законом срока в 60 дней, в течении которых лица, имеющие гражданство или вид на жительство других стран (или их законные представители), обязаны сообщить в установленном законом порядке органы в ФМС о наличии гражданства или вида на жительство других стран.

Принятый закон заслуженно вызвал шквал критики, в первую очередь со стороны юристов и правоведов в связи с предусмотренной уголовной ответственностью за неподачу сведений о наличии гражданства или вида на жительство другого (других) государств – уголовная ответственность предполагает преступность деяния, за которое она предусмотрена, т. е.

общественную опасность. В чем заключается общественная опасность от наличия у гражданина РФ гражданства другой страны, особенно если данный гражданин не имеет никакого отношения к государственной службе, остается неясным. Также остается неясной и причина, по которой поступивший в Госдуму одновременно с этим законопроект №485143-6, запрещающий высокопоставленным чиновникам и членам их семей иметь гражданство иного государства либо право на постоянное проживание на территории иностранного государства, не прошел даже первое чтение. В то время, как закон, касающийся простых граждан, успешно прошел две палаты парламента и был подписан Президентом.

До вступления в силу закона осталось около полутора месяцев и не исключено, что в него будут внесены изменения. Так глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин не исключил, что в закон о сокрытии иностранного гражданства могут быть внесены изменения.

Не будем здесь подробно останавливаться на детальном юридическом анализе самого документа, достаточно подробный и грамотный анализ можно найти здесь, нас интересуют сугубо практические моменты.

Стандартная схема

Любой иностранный гражданин, желающий вступить в гражданство РФ и не имеющий основания для льготного оформления статуса, должен действовать по стандартной схеме. Порядок получения российского гражданства требует, чтобы были выполнены некоторые условия.

  1. Обладатель иностранного паспорта живет в России постоянно со статусом ВНЖ 5 лет.
  2. Иностранный гражданин оформил отказ от предыдущего гражданства. Этот пункт не требуется выполнять гражданам Таджикистана, так как с этой страной у России есть договор о двойном гражданстве.
  3. Претендент на гражданство РФ должен предоставить финансовые гарантии, имеет источники дохода.
  4. Знает русский язык на уровне, подтвержденном результатами проведенного теста.

Сократить срок пребывания иностранного гражданина в России в статусе ВНЖ закон о гражданстве позволяет тем из них, кто достиг высоких вершин в профессиональной сфере или специализируется в областях, интересующих РФ, имеет заслуги перед российским государством, оформил статус беженца или обратился за политическим убежищем. Вопрос о приеме в российский гражданский статус иностранцев в общем порядке рассматривает Президент России.

При положительном решении Президент РФ издает соответствующий указ. Получение паспорта регулирует постановление правительства по вопросу получения гражданства РФ. Общегражданский паспортный документ должен иметь каждый россиянин, в том числе и недавно получивший этот статус несовершеннолетний старше 14 лет.

Какие действия формально необходимо предпринять

а) фамилия, имя, отчество;

б) дата и место рождения;

в) место жительства (в случае отсутствия такового — место пребывания, а в случае отсутствия места жительства и места пребывания — место фактического нахождения);

г) серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации;

д) наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

е) дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

ж) сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;

з) сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения).

Конкретный порядок и форма уведомления должны быть разработаны профильными министерствами и ведомствами до вступления закона в силу.

Кто может воспользоваться упрощенным порядком

Новый закон о получении гражданства в России за 3 месяца начал действовать с сентября 2019 года. Основные изменения коснулись льготной схемы вхождения в гражданский статус. Упрощенной схемой могут воспользоваться иностранцы:

  • бывшие граждане Советского Союза, рожденные на территории РСФСР;
  • имеют хотя бы одного родителя, обладающего статусом гражданина РФ;
  • апатриды, рожденные в СССР;
  • состоящие в браке с гражданином России;
  • имеющие недееспособных детей с российским гражданским статусом;
  • участники госпрограммы возвращения на родину соотечественников.

Льготы студентам

Указ президента о гражданстве РФ содержит пункт, в котором говорится о том, что основания воспользоваться упрощенной схемой вхождения в статус имеют бывшие студенты российских вузов. Учебное заведение должно иметь государственную аккредитацию. Здесь важно соблюсти условие: образование получено после 01.07.

Условия бизнесменам

Трудоустройство в РФ

Для лиц, ведущих частный бизнес в России в течение трех и более лет, ступившие в силу поправки в закон о гражданстве РФ 2019 года дают большие преференции. Получить гражданство России этой категории иностранцев можно по упрощенной схеме, предъявив такие бумаги:

  • выписку из реестра ИП;
  • данные об уплате налогов за последние 3 года (без учета земельного, транспортного налога, на имущество, госпошлины, возвратов излишне уплаченных сумм);
  • подтверждение внесения взносов в Пенсионный фонд;
  • если претендент на гражданство РФ является работодателем – сведения о внесении взносов в Пенсионный фонд за работников.

Многие иностранные бизнесмены вкладывают в экономику России денежные средства, организовывают рабочие места для россиян. Развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации привело к тому, что инвесторы получили право оформить государственную принадлежность к РФ по упрощенной схеме. Такой возможностью могут воспользоваться те иностранные бизнесмены, которые вложили сумму, равную или превышающую 10 млн. рублей. Компания, в уставный капитал которой была внесена эта сумма, должна выплачивать налогов и пенсионных взносов 6 и более млн. рублей.

Оформить гражданство РФ на льготных условиях могут и те иностранцы, которые осуществляют трудовую деятельность на российских просторах. Они вправе рассчитывать на льготы при получении гражданства РФ, если временной отрезок их официальной работы – не менее трех лет, а специальность включена в список профессий иностранцев, имеющих возможность оформить гражданский статус РФ по упрощенной схеме.

Практическая реализация

А вот с практической реализацией норм данного закона на данный момент полная абракадабра.

По сути дети, рожденные в США, сначала получают американское гражданство, а уже потом российское – ведь американское они получают на основании Конституции США, подтверждается оно американским свидетельством о рождении, которое получают в течении 2-5 дней с момента рождения. А после этого свидетельство апостилируется и документы подаются на российское гражданство и паспорт.

То есть получается нонсенс: законные представители (родители) подают документы американского гражданина на российское гражданство и паспорт, а потом абсолютно неясно с какого момента и как (находясь в США) обязаны сообщить в установленном порядке о наличии у своего ребенка гражданства США. И главное, зачем? В общем, по этому моменту ждем соответствующих разъяснений МИДа, посольств и профильных ведомств.

С детьми, которые были ранее рождены в США и сейчас находятся в России все проще – кем-то из родителей подается уведомление лично или по почте.

Если рассуждать с точки зрения здравого смысла, то подача уведомления родителями о наличии у ребенка, рожденного в США и имеющего свидетельство о рождении американского образца, а значит и американского гражданства, просто не имеет никакой логики. Ведь факт подачи документов родителями (включая свидетельство о рождении американского образца) на изготовление российских документов является в то же время добровольным и официальным уведомлением государственных органов РФ о наличии у ребенка другого гражданства.

Особняком здесь стоит выделить тех, кто специально шел на определенные хитрости ради получения свидетельства о рождении российского образца. Для его получения в том числе требовалась справка и подтверждение родителей о том, что ребенку не выдавалось свидетельство о рождении американского образца, а значит и гражданство.

Гражданство для несовершеннолетних

Статья 41

При рождении ребенка в семье, где отец и мать – граждане России, вопросов с оформлением гражданского статуса не возникает. Для этого надо получить свидетельство о рождении младенца и обратиться в отделение МВД с заявлением от родителей. В подтверждение гражданства родителей потребуются их паспорта. В учреждении на свидетельстве о рождении будет поставлен штамп о гражданстве. Если ребенок родился за границей, процедура происходит в дипломатическом представительстве Российской Федерации.

Иначе происходит оформление гражданства новорожденному, если один или оба родителя – представители зарубежных государств. В первом случае на это потребуется согласие родителя с гражданским статусом зарубежной державы. Документ оформляется в письменном виде и удостоверяется подписью нотариуса. Если оба родителя – иностранцы и подали ходатайство о гражданстве РФ, несовершеннолетние дети получат этот статус.

Если родители не могут принять согласованное решение по вопросу гражданства ребенка, в силу вступает статья 41 ФЗ о гражданстве Российской Федерации. В этой статье даны разъяснения, как в этом случае выйти из положения. Такой спор может разрешить только судебный орган, который должен исходить из интересов несовершеннолетнего.

Выводы

Итак, что же делать и чем грозит нам этот закон? Сам по себе закон по сути никакого негатива не несет, положения детей, рожденных в США и их родителей, никоим образом не ухудшает и вообще служит только одной цели – сбор сведений государством о своих гражданах, чьими еще гражданами они являются. Уголовная ответственность за непредоставление таких сведений служит в первую очередь цели не наказать, а убедить сведения добровольно предоставить.

В законе много неясностей, откровенных нестыковок и многие моменты отданы на откуп министерствам и ведомствам, которые должны сформулировать порядок практической реализации норм данного закона. До вступления закона в силу осталось еще полтора месяца, поэтому надеемся, что к тому времени будет составлен четкий механизм реализации, в том числе и касательно новорожденных граждан США и России.

Как быть родителям новорожденных граждан США и России? Пока не совсем понятно, что делать и «куда бежать», самым разумным будет перестраховаться и избавить себя от возможных неприятностей в будущем — сделать соответствующее уведомление о наличии у ребенка гражданства США. Да, государственные органы и так осведомлены о наличии у вашего ребенка гражданства США, т.к.

Сотрудники миграционной службы

Спать спокойно и надеяться, что на этом законодательные инициативы такого рода закончатся и следующим шагом не будет, например, введение законодательного запрета на наличие иного гражданства, кроме российского, и введение ответственности за несоблюдение этого требования.

Впрочем, даже в таком случае, детям с гражданством США и их родителям ничего не угрожает, по крайней мере до наступления совершеннолетия ребенка по законодательству США, то есть 21 года. Только тогда граждане США и России смогут отказаться (если захотят, конечно) от гражданства США. До этого любые требования к родителям подписать отказ от гражданства США за ребенка (даже если такие требования будут), не будут иметь какой-либо юридической силы, т. к. от гражданства в США может отказаться только сам гражданин, после достижения совершеннолетия.

Может ли повлиять принятие этого закона на решение родить в США? Наверное, нет, т.к. роды в США – это в первую очередь поступок, нацеленный на средне- и дальнесрочную перспективу. Ведь основные «бонусы» от гражданства США ребенок начнет ощущать не тогда, когда сможет без виз ездить по всему миру с родителями (виза – не такая уж и проблема), а когда будет получать образование в США как гражданин США, и тем более когда (и если) решит остаться жить и работать в США.

Данная статья является всего лишь частным мнением автора и не претендует на то, чтобы быть истиной.

15 июня 2014 года

Процесс восстановления гражданского статуса

а) дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;

б) дееспособные дети лиц, указанных в пункте «а» настоящей части, достигшие возраста восемнадцати лет, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;

в) дети лиц, указанных в пункте «а» настоящей части, не достигшие возраста восемнадцати лет (далее — несовершеннолетние дети), если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;

г) совершеннолетние недееспособные лица, находящиеся под опекой лиц, указанных в пункте «а» настоящей части, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;

д) лица, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 января 2010 года, у которых впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

2. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, могут урегулировать свой правовой статус на основании волеизъявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом или о выдаче вида на жительство в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

3. Настоящая глава также устанавливает условия и порядок признания гражданами Российской Федерации проживающих на территории Российской Федерации лиц, получивших паспорт гражданина Российской Федерации до 1 января 2010 года и не приобретших гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства или действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве, а также их несовершеннолетних детей.

4. Лица, указанные в части третьей настоящей статьи, не желающие быть признанными гражданами Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Изменения к закону РФ О гражданстве от 4 июня 2014 г. Чего ждать?

5. Лица, указанные в настоящей статье, не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию, режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, незаконное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации или нарушение иммиграционных правил, если такие нарушения были выявлены в связи с подачей данными лицами заявления о признании их гражданами Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации или о выдаче вида на жительство.

1. Гражданами Российской Федерации признаются лица, указанные в части третьей статьи 41_1 настоящего Федерального закона, если они обратились с заявлением о признании их гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, и если отсутствуют основания отклонения заявлений, предусмотренные пунктами «а», «б» и «в» части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

2. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, признаются гражданами Российской Федерации на основании решения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее — территориальный орган).

3. Несовершеннолетние дети лиц, указанных в части третьей статьи 41_1 настоящего Федерального закона, признаются гражданами Российской Федерации, если они ранее не приобрели гражданства Российской Федерации в установленном порядке. При этом признание гражданами Российской Федерации несовершеннолетних детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляется при наличии их согласия.

а) паспорт гражданина Российской Федерации был выдан лицу на основании сообщенных им заведомо ложных или недостоверных персональных данных заявителя;

б) паспорт гражданина Российской Федерации был оформлен лицу на утраченном (похищенном) бланке паспорта гражданина Российской Федерации, о чем лицу, обратившемуся с заявлением о признании его гражданином Российской Федерации, было известно;

в) лицо ранее как иностранный гражданин или лицо без гражданства было выдано Российской Федерацией по запросу иностранного государства для уголовного преследования или исполнения приговора;

г) после первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации лицо приобрело гражданство Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

д) после первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации лицу был разрешен выход из гражданства Российской Федерации на основании добровольного волеизъявления в установленном законом порядке;

е) после первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации лицо приобрело гражданство иностранного государства или действительный документ, подтверждающий право на проживание в иностранном государстве, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации лицо может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство).

1. Лица, указанные в части первой статьи 41_1 настоящего Федерального закона, принимаются в гражданство Российской Федерации без учета требования о соблюдении ими условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, без представления разрешения на временное проживание и вида на жительство при отсутствии оснований отклонения заявлений, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.

2. Прием в гражданство Российской Федерации несовершеннолетних детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляется при наличии их согласия.

1. Заявления о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации лиц, указанных в статье 41_1 настоящего Федерального закона, подаются заявителем лично в письменном виде на бланке установленной формы в территориальный орган по месту жительства или месту пребывания заявителя (при наличии регистрации по месту жительства или месту пребывания) либо по месту фактического проживания заявителя, не имеющего регистрации по месту жительства или месту пребывания.

2. Признание гражданами Российской Федерации несовершеннолетних детей и прием их в гражданство Российской Федерации осуществляются на основании заявлений родителей, в которых указываются сведения о несовершеннолетних детях.

3. О принятии к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации заявителю выдается справка на бланке установленной формы вместе с описью принятых от него документов. Форма бланка справки утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Заявителю, не имеющему действительного документа, удостоверяющего личность, в том числе в результате изъятия паспорта гражданина Российской Федерации, в день принятия к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации выдается документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения его заявления о признании гражданином Российской Федерации, содержащий указанные заявителем его персональные данные и фотографию.

5. В период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, принятого от заявителя, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, проводится установление его личности в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

6. Форма заявления о признании гражданином Российской Федерации и перечень прилагаемых к нему документов определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

7. Форма заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и перечень прилагаемых к нему документов определяются в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

1. Рассмотрение заявления о признании гражданином Российской Федерации и принятие решения по такому заявлению в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляются территориальным органом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи заявления и всех надлежащим образом оформленных документов.

2. Рассмотрение заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и принятие решения по такому заявлению осуществляются в срок, не превышающий шести месяцев со дня подачи такого заявления и всех надлежащим образом оформленных документов.

3. В случае необходимости установления личности заявителя срок, указанный в частях первой и второй настоящей статьи, продлевается на срок, необходимый для установления личности заявителя, но не более чем на три месяца.

а) рассматривают заявления о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации и принимают решения по таким заявлениям;

Федеральный закон О гражданстве Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О гражданстве Российской Федерации  

(с изменениями на 26 июля 2019 года)

ПринятГосударственной Думой19 апреля 2002 года

ОдобренСоветом Федерации15 мая 2002 года

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

а) не достигшие возраста восемнадцати лет;

б) признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности вступившим в законную силу решением суда;

в) неспособные вследствие ограниченных возможностей здоровья прочитать или произнести текст Присяги и (или) собственноручно его подписать;

г) иные лица в соответствии с решениями Президента Российской Федерации.

3. Присяга приносится лицом после принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, решения о приобретении этим лицом гражданства Российской Федерации.

4. Порядок принесения Присяги устанавливается Президентом Российской Федерации.

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

2. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года.

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

а) пункт исключен с 15 декабря 2003 года Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 151-ФЗ;

б) пункт исключен с 15 декабря 2003 года Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 151-ФЗ;

в) пункт исключен с 15 декабря 2003 года Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 151-ФЗ;

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

4. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой настоящей статьи, и без представления вида на жительство.

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) пункт утратил силу с 5 июля 2014 года — Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 157-ФЗ;

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, — в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, — в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации.

ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности.

При этом в указанный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 1 миллиона рублей;

з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации.

При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;

Новый спектр полномочий сотрудников миграционной службы

После принятых изменений в Закон о гражданстве РФ соответствующие корректировки были внесены в положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. Ходатайство о предоставлении гражданства подается в территориальный миграционный орган, который изучает все поданные материалы и в итоге принимает решение. В его полномочия входят следующие действия:

  • изучение заявлений о присвоении лицу гражданского статуса Российской Федерации;
  • прием решений, их исполнение, подготовка и выдача заявителю соответствующих документов;
  • актуализация реестра лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении российского гражданского статуса;
  • сбор доказательной базы по каждому заявлению и осуществление оценки фактов, подтверждающих наличие или оснований для приема в гражданство России;
  • проверка правдивости фактов и сведений, указанных претендентом в заявлении ;
  • осуществление дактилоскопических процедур, фотографирования, внесение информации в базы данных;
  • установление личностей апатридов.

Помимо перечисленных, территориальные управления по вопросам миграции МВД осуществляют прочие полномочия, определенные законом и положением об уполномоченном органе.

Глава III. Прекращение гражданства Российской Федерации (статьи с 18 по 21)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

иное гражданство — гражданство (подданство) иностранного государства;

двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;

иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;

лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;

ребенок — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

проживание — проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами;

территория Российской Федерации — территория Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

общий порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

изменение гражданства — приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации;

вид на жительство — документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.

1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;

б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

3. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также — документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Гражданин Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 1 статьи 6 Федерального закона от 4 июня 2014 года N 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 1 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

4. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), обязан подать письменное уведомление о наличии у данного гражданина иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Законный представитель гражданина Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 2 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 2 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

5. Подача уведомления о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве гражданином Российской Федерации, указанным в части третьей настоящей статьи, или законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи, осуществляется лично, либо его уполномоченным представителем, либо в установленном порядке почтовым отправлением через организацию федеральной почтовой связи при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации (в том числе документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, в случае, если указанное уведомление подается иностранным гражданином, являющимся законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи).

в) место жительства (в случае отсутствия такового — место пребывания, а в случае отсутствия места жительства и места пребывания — место фактического нахождения);

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Adblock
detector