Статья 13 закона 323-фз — Звёздный

Закон о неразглашении врачебной тайны в Российской Федерации

Федеральный закон 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» регулирует правовые вопросы, связанные с отношениями в сфере здравоохранения. Учитываются организационные и экономические аспекты, а также права и обязанности граждан. Отдельно оговариваются полномочия и ответственность федеральных, региональных и муниципальных органов власти.

Человек, обратившийся за помощью к врачам, часто предоставляет о себе информацию частного и интимного характера. К сожалению, иногда подобные сведения становятся достоянием посторонних лиц в результате некорректного поведения сотрудников лечебного учреждения. Ответственность за такие проступки регламентируется в статье под номером 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Что попадает под понятие «врачебная тайна»?

Статья 13 Федерального закона о врачебной тайне в части 1 указывает, что под такой информацией подразумеваются сведения:

  • об обращении гражданина за медицинской помощью;
  • о состоянии здоровья и поставленном диагнозе;
  • врачебная информация, полученная в результате обследования или лечения.

Разглашение указанных сведений не допускается и после смерти гражданина. Предписывается, что врачебную тайну по закону должны хранить все лица, которым она стала известна по тем или иным обстоятельствам – служащие, обучающиеся, иные граждане.

Если последовало нарушение данного закона, используйте свое право на подачу жалобы. Все нюансы данного вопроса, рассмотрены в 59 ФЗ об обращении граждан.

Ст 13 323 ФЗ «Врачебная тайна»: изменения и дополнения

Статья 13 Закона 323 об охране здоровья включает в себя следующие положения:

  • определение понятия врачебной тайны;
  • предписание о неразглашении посторонними лицами;
  • регулируются случаи, когда сведения могут быть разглашены – с письменного согласия пациента или его представителей в научных, обучающих или исследовательских целях;
  • регламентируются ситуации, когда информация может разглашаться по закону без согласия гражданина.

Согласно части 4 ст 13 Федерального закона 323 врачебная тайна может разглашаться без согласия пациента в следующих случаях:

  • для обследования или лечения гражданина, который по определенным причинам не может выразить свою волю доступными законом способами;
  • при наличии угрозы распространения инфекции или иных заболеваний в массовом порядке;
  • при проведении расследования и наличии запроса со стороны правоохранительных органов, судебных или иных уполномоченных инстанций;
  • при наличии предписания со стороны контролирующих учреждений о лечении от наркотической или иной зависимости предоставляется информация о состоянии пациентов;
  • оказание помощи несовершеннолетним требует информирования их родителей или иных законных представителей;
  • медицинские работники предоставляют сведения о пациенте в правоохранительные органы в том случае, если характер повреждений говорит о противоправных действиях по отношению к гражданину;
  • при проведении военно-врачебной экспертизы на годность гражданина к воинской службе;
  • по закону о медицинской тайне сведения могут разглашаться при расследовании несчастных случаев на производстве или в образовательных учреждениях;
  • при обмене информации между медицинскими учреждениями для оказания профессиональной помощи и обмена опытом;
  • для учета информации в системе обязательного страхования;
  • для обеспечения и улучшения качества предоставляемых услуг.

В иных ситуациях разглашение врачебной тайны по закону не допускается. За нарушение данного предписания налагается ответственность.

Изменения в статью 13 закона о медицинской тайне вносились несколькими поправками:

  • в 2013 были отредактированы пункты 3 и 7 о разглашении информации при расследовании нанесенного здоровью гражданина ущерба, пункт 11 утратил силу;
  • в 2014 отредактирован п 6 о проведении военно-врачебной экспертизы и предоставлении сведений о ее результатах;
  • в 2015 году был введен пункт 3.1 о назначении на лечение от наркотической или иной зависимости и предоставлении данных сведений уполномоченным органам, также в 2015 был вновь отредактирован пункт 7.

С 2015 изменений в статью 13 Закона о врачебной тайне не вносилось. Поправки в ФЗ 323 последний раз были внесены 1 июля 2017 и коснулись иных положений.

Вопрос, кто несет ответственность за неразглашение врачебной тайны, законом 323 ФЗ определяется статьей 98. Она указывает на общие нарушения положений, разглашение медицинской информации попадает под следующие предписания:

  • за соблюдение прав и свобод граждан ответственность несут органы государственной власти и местного самоуправления;
  • врачебные учреждения, медицинские и фармацевтические работники по закону несут прямую ответственность за нарушение предписанных норм в сфере охраны здоровья;
  • медицинская организация возмещает весь вред, нанесенный здоровью гражданина, под данное определение попадает и моральный ущерб, нанесенный в ходе разглашения врачебной тайны;
  • факт возмещенного вреда по Закону об охране здоровья не освобождает должностных работников от ответственности, определяемой законодательством Российской Федерации.

Содержание статьи 13 ФЗ 323 с изменениями

Закон о медицинской тайне полезен для изучения не только специалистам, но и потенциальным клиентам медучреждений. Именно в нем содержится наиболее точная выжимка информации о порядке действий в случаях некомпетентного поведения сотрудников лечебных учреждений.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Главными тезисами ст. 13 323 ФЗ «Врачебная тайна» являются:

  • Формулировка термина «врачебная тайна»;
  • Постановление о невозможности распространения личных данных пациента среди третьих лиц;
  • Регламент процедуры потенциального разглашения врачебной тайны с дозволения пациента или его доверенных лиц. Мотив – в целях науки, аналитических целях и пр.;
  • Правовой порядок разглашения врачебной тайны без разрешения индивида.

Законное регулирование процесса публикации персональных медицинских данных описано в пп. 1 – 10 п. 4 ст. 13 закона № 323:

  • Больной, подлежащий контролю или лечебным процедурам, не может изъявлять свою волю в рамках закона. Данный пункт затрагивает ряд лиц, среди которых:
    • лица, имеющие психические расстройства в тяжелой форме;
    • пациенты, чей диагноз представляет угрозу для других;
    • лица, совершившие преступные деяния;
    • лица, которым была назначена судмедэкспертиза или судебно-психиатрическое обследование.
      Врачебная тайна разглашается, если присутствует риск возникновения и распространения эпидемии или пандемии, отравлений и других явлений поражающего характера;
  • Соответствующий запрос был сделан инстанциями (правоохранительные органы, суд и пр.);
  • При прохождении реабилитации пациентом, страдающим зависимостью любого рода, если такое предписание получено от органов контроля. В данном случае могут потребоваться данные о состоянии больного;
  • Если нездоровое состояние пациента является результатом причинения ему вреда (травмы, повреждения, эмоциональный шок), медицинские работники обязаны сообщить об этом в соответствующие инстанции;
  • Если врачебная помощь требуется лицу в возрасте до 18 лет, их родители или опекуны информируются об этом в срочном порядке;
  • Медицинское освидетельствование граждан в процессе призыва на военную службу;
  • При авариях или несчастных случаях на производственных предприятиях или в учебных заведениях необходимые сведения медицинского характера предоставляются по требованию;
  • По запросу СМО;
  • Данные представляют интерес для обмена опытом между медучреждениями или являются важным фактором для оказания нужной помощи;
  • Для усовершенствования аспектов контроля над качеством и безопасностью медицинских услуг.

Статья 13 закона 323-фз — Звёздный

Поправки в ст. 13 ФЗ 323

  1. П. 3, 7 (2013 г.). Отредактированы сведения, касающиеся публикации личных данных в процессе расследования обстоятельств нанесения ущерба пациенту. П.11 был объявлен неактуальным;
  2. П. 6 (2014 г.) – изменено положение о военно-врачебной экспертизе и предоставляемых в ее ходе заключениях;
  3. П. 3.1 (2015 г.) – введен в статью. Содержит положение о принудительном лечении от зависимости и передаче сведений в заинтересованные органы. В этом же году был заново откорректирован п. 7.

Рядовой гражданин, столкнувшись с несправедливостью в сфере медицинского обслуживания, часто не знает, куда обратиться за помощью. Если же при этом были обнародованы его личные данные, ситуация усложняется. Кто несет ответственность за разглашение врачебной тайны? Как урегулировать эту проблему в рамках актуального права?

Закон определяет ответ на этот вопрос в ст. 98 ФЗ 323. Она систематизирует положения о нарушении прав пациента. Согласно статье, прямую ответственность при разглашении врачебной тайны несут медицинские и фармацевтические учреждения и их персонал. По судебному предписанию, данная организация будет обязана компенсировать любой ущерб, причиненный потерпевшему, включая моральный.

В соответствии с решением суда нарушитель подвергается наказанию дисциплинарного или административного характера. В отдельных случаях к нему может быть применена уголовная ответственность. Наказание предусматривает штраф, освобождение от должности и заключение сроком до четырех лет. Гарантия соответствующих прав гражданского населения регламентируется органами федеральной и местной власти.

323 Федеральный закон об охране здоровья

Федеральный закон № 323 «Об охране здоровья граждан в РФ» является основополагающим документом в сфере регулирования отношений, связанных с оказанием гражданам медицинской помощи. 7 мая 2016 года в Закон внесено ряд поправок, в частности, дополнена ст. 14 ФЗ-323, которая определяет полномочия государственных органов и должностных лиц в сфере здравоохранения.

Статья 13 закона 323-фз — Звёздный

Одним из важных полномочий, появившихся в новой редакции, является лекарственное обеспечение пациентов, которые страдают от редких (орфанных) заболеваний.

Законодатель считает такими болезнями случаи заболевания гемофилией, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, гипофизарным нанизмом, а также другие крайне редко встречающиеся отклонения и болезни.

Также теперь государственные органы обязаны обеспечивать медикаментами и лиц, которым была проведена трансплантация органов.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Из ч. 15 ФЗ 323 исключены положения, которые предусматривали передачу полномочий региональным органам по организации лекарственного обеспечения (ранее п. 2 ч. 2).

Это значит, что согласно новым правилам, федеральные органы не могут передать свои полномочия по лекарственному обеспечению органам региональным.

Также в закон введен ряд положений, которые касаются предоставления лицам, страдающим редкими заболеваниями, медицинской помощи:

  • расширен перечень орфанных заболеваний;
  • все, что касается оказания таким гражданам медпомощи включено в одну статью (ст. 44 ФЗ 323);
  • установлено, что осуществляется ведение федерального регистра больных граждан, за который несет ответственность федеральный орган государственной власти;
  • установлены сведения, подлежащие внесению в регистр;
  • право на включение дополнительных заболеваний в федеральный регистр предоставлено Правительству РФ.

Завершается блок, посвященный редким (орфанным) заболеваниям финансовому обеспечению медпомощи, которая оказывается больным гражданам.

В частности, ст. 83 323 ФЗ дополнена пунктом 9.2., который предусматривает федеральное финансирование лекарственного обеспечения лиц, страдающих редкими болезнями.

Информированное добровольное согласие 323 ФЗ ст. 20

Институт информированного добровольного согласия в ФЗ 323 введен с целью предоставления больному возможности выразить свое волеизъявление на оказание ему медицинской помощи. Добровольность в данном случае означает то, что больной имеет право отказаться от медицинских вмешательств.

Согласие от пациента получается только на выполнение медицинских вмешательств, то есть когда по отношению к нему выполняются действия, затрагивающие его психическое или физическое состояние и имеющие лечебно-диагностическую или профилактическую направленность. Сюда включены все виды медицинских манипуляций, обследований, а также искусственное прерывание беременности.

Закон установил ряд условий, при соблюдении которых согласие пациента может быть признано надлежащим:

  • если оно получено от больного предварительно, до начала оказания медпомощи;
  • если оно имеет добровольный характер, когда на пациента не оказывается давление, и с пониманием возможности отказа от медицинской помощи;
  • если согласие является информированным.

Предлагаем более подробно проанализировать понятие «информированность».

Информированность нужна для того, чтобы больной при принятии решения о медицинском вмешательстве, мог сделать выбор осознанный и обладал полным объемом знаний по данному вопросу.

323 ФЗ ст. 20 предполагает, что врач предоставляет больному полные сведения о том, какими методами и с какой целью оказывается медпомощь, доводит до него все риски и последствия такого вмешательства, а также планируемые результаты его проведения.

Информированное добровольное согласие (323 ФЗ ст. 20 ч. 2) должно быть получено и от лиц, которые действуют в интересах другого лица, которые не могут дать его самостоятельно в силу определенных причин.

Такими лицами являются недееспособные граждане и дети.

В отношении детей законными представителями являются по общему правилу их родители и усыновители. В зависимости от возраста несовершеннолетнего, это может быть попечитель или опекун.

Статья 13 закона 323-фз — Звёздный

Для того, чтобы совершить медицинское вмешательство ребенку, достаточно получить информированное согласие от одного из родителей. В связи с этим, спорным является вопрос о том, будет ли правомерным оказание медпомощи в том случае, если один из родителей возражает против этого, а другое – дал свое согласие. В соответствии со смыслом рассматриваемой нормы, врачу будет достаточно согласия только одного родителя.

Право на отказ от медицинского вмешательства

В ч. 3 ст. 20 рассмотрены правила отказа от медицинского вмешательства.

Так, дать такой отказ вправе не только сам больной, но и лица, которые правомочны на дачу такого согласия в отношении недееспособных граждан (в том числе и несовершеннолетних).

По своей сути право на отказ является положением, которое реализует конституционное право гражданина на свою свободу и неприкосновенность, кроме того гарантирует государственную защиту достоинства личности.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Важно понимать, что если больной изначально дал согласие на оказание медпомощи, это не лишает его права в дальнейшем от нее отказаться. В этом случае отказ выступает как официальный отзыв данного ранее согласия.

При этом, общим правилом является отсутствие правовых последствий отказа от медицинского вмешательства. Но закон предусмотрен и некоторые исключение:

  • в ч. 9 ст. 20 323 ФЗ приведены случаи, когда вмешательство может быть проведено принудительно;
  • отказ нежелателен, когда медицинское обследование пациента является главным условием допуска к определенной деятельности. В таком случае отказ влечет определенное последствие – недопущение к деятельности.

В каком случае отказ будет признан надлежащим?

Прежде всего, в том случае, если медицинский работник полностью разъяснил своему пациенту все последствий от отказа в проведении медицинского вмешательства: юридические и медицинские.

Так, медицинскими последствиями являются: ухудшение здоровья пациента, приобретение хронической формы заболевания, летальный исход.

Медработник эту информацию должен объяснить доступным и понятным языком без применения непонятных пациенту терминов.

Статья 13 закона 323-фз — Звёздный

Иные правила установлены для отказа в отношении третьих лиц. Это связано с тем, что в таком случае представители несовершеннолетнего или недееспособного лица фактически распоряжаются его жизнью и здоровьем.

В исключительных случаях, когда отказ от оказания медпомощи может вызвать риски для жизни и здоровья пациента, медучреждение имеет право обратиться в интересах такого лица в суд.

Оформление согласия пациента на медицинское вмешательство

Законодатель разработал определенные требования к тому, как необходимо оформить волеизъявление больного. Эти требования в соответствии с 323 ФЗ следующие:

  • нарушением является несоблюдение письменной формы данного пациентом согласия;
  • в согласии должны быть проставлены две подписи – медработника и самого пациента;
  • при наличии только устного согласия и фактического осуществления конклюдентных действий, которые свидетельствуют о согласии пациента, медработник все равно не имеет право осуществлять медицинские манипуляции;
  • согласие или отказ пациента должен храниться в медицинской документации пациента, то есть в его медицинской карте (амбулаторной или стационарной).

Нередко к лицам, которые уполномочены отказаться от медицинского вмешательства за пациента, ошибочно относят родственников дееспособных пациентов, родителей несовершеннолетних, которые вправе самостоятельно принимать решения о получении медицинской помощи. Несовершеннолетние, которые вступили в брак, либо работают и объявлены с согласия родителей полностью дееспособными, законных представителей не имеют.

Полномочия государственных органов

  • определяет порядок дачи пациентом информированного добровольного согласия или дачи отказа, в том числе и на разные виды медпомощи;
  • утверждает форму документа, подтверждающего согласие больного на медицинское вмешательство;
  • утверждает форму документа, подтверждающего отказ больного от медицинского вмешательства.

В настоящее время эти полномочия в полной мере возложены на Минздрав РФ. В приказе № 1177-н от 20.12.2012 года ведомство утвердило порядок дачи согласия и отказа от медицинского вмешательства, а также формы такого волеизъявления.

Статья 13 закона 323-фз — Звёздный

Документ является действующим.

В каких случаях не требует подтверждение согласия пациента

Такие случаи регламентированы и определены действующим ФЗ 323 другими отраслевыми актами, поскольку в этом случае речь идет об ограничении конституционных прав гражданина.

Эти случаи определены в ч. 9 ст. 20, всего их 5, и лишь один случай можно назвать объективным, когда пациент не может выразить самостоятельно свою волю.

В таком случае медицинское вмешательство возможно по экстренным показаниям, при обострении хронических заболеваний и острых состояниях, когда существует угроза жизни пациента.

Остальные случаи из ч. 9 ст. 20 ФЗ 323 возможны не в связи с необходимостью оказания помощи самому больному, а в связи с защитой прав неопределённого круга лиц в сфере охраны здоровья и безопасности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

1. Допустимо медицинское вмешательство лицам, которые страдают заболеваниями, опасными для окружающих. Речь идет об инфекционных заболеваниях, которых протекают тяжело и стремительно и характеризуются высоким уровнем инвалидности и летальности, эпидемическим распространением среди населения.

Правительство РФ определило перечень таких болезней в постановлении № 715 от 01.12.2004 года.

На сегодняшний день подробный правовой механизм принудительной госпитализации больных граждан предусмотрен только ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ». Закон предусматривает и другую принудительную форму медицинской помощи больным туберкулезом – диспансерное наблюдение.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Отметим, что нельзя говорить о возможности принудительного лечения, исходя только из факта наличия заболевания. Так, если сравнить больных ВИЧ, малярией и туберкулёзом, то станет очевидно, что эти болезни обладают разной степенью опасности для окружающих.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Adblock
detector