Знак что могут находится пешеходы при отсутствии тротуара

Кто является пешеходом по ПДД?

Правила дорожного движения содержат права и обязанности пешеходов. Определение понятия указано в пункте 1.2 ПДД, среди прочих терминов.

Так, под понятием пешеход понимается физлицо, которое участвует в передвижении, является полноправным членом дорожного движения без использования механического транспорта.

К ним относят:

  • лиц, которые передвигаются пешком, без использования какого-либо дополнительного средства передвижения;
  • граждан использующих инвалидную коляску;
  • передвигающихся с помощью роликов, лыж или других спортивных снарядов;
  • имеющих с собой велосипед или иной транспорт, который катится рядом.

Законодатель также ввёл некоторые понятия, которые прямо относятся к данной категории:

  • Пешеходная дорожка – специально обозначенный участок дороги, на котором можно передвигаться пешеходам только самостоятельно, без использования транспорта. Имеется также велопешеходная дорожка, на которой также можно проезжать на транспорте, таком так велосипеды, ролики и так далее.
  • Пешеходная зона – отдельный участок, который специально выделен для граждан. Отличается от дорожки тем, что представляет собой более широкую территорию для пешеходов, на которой можно передвигаться только самостоятельно.
  • Пешеходный переход – участок, отмеченный специальной разметкой и знаком, который используется для пересечения физлицами дороги. То есть это специальная зона, через которую можно перейти с одной стороны дороги на другую.

Обязанности пешеходов отдельно оговариваются текстом ПДД (глава 4). К основным моментам относят:

  • передвижение пешеходов по специально выделенным зонам, такие как тротуары, пешеходные дорожки, а если они отсутствуют, то по обочине;
  • лицо вправе катить какое-то транспортное средство (например, мопед или велосипед), если не препятствует движению иного транспорта;
  • если отсутствует зона для пешехода, можно идти по велосипедной дорожке или по краю проезжей части;
  • передвижение осуществляется навстречу проезжающему транспорту, не считая некоторых исключений из данного правила;
  • если человек катит транспорт, то должен делать это по правому краю, то есть по ходу движения машин;
  • в ночное время суток люди должны обеспечивать видимость, например, посредством освещения или светоотражателей;
  • учёт знаков и светофоров обязателен.

Получается, что человек должен двигаться, обеспечивая максимальную видимость. Если есть возможность не выходить на проезжую часть, то он не должен этого делать.

Движение пешехода

Если есть такая возможность, пешеход и вовсе должен идти по тротуару, пешеходной зоне или иному участку, предназначенному для пешего передвижения (пункт 4.1 ПДД). Однако, реализовать это можно далеко не всегда. В некоторых местах просто отсутствуют специальные части, где человек мог бы идти, не мешая прочим лицам на дороге, но необходимость в передвижении именно по этой траектории может сохраниться.

ПДД также учитывают данный момент, вводя правила передвижения именно по проезжей части, то есть там, где обычно ездят автомобили и прочий механический транспорт:

  • В том же пункте 4.1 ПДД указано, что если специальное место для пеших людей отсутствует, то они могут двигаться по обочине, то есть с краю дороги, за разметкой, где уже не ездит транспорт.
  • Если и обочина отсутствует, то человек двигается просто по краю дороги.
  • Пешеход должен идти навстречу движения транспорта.
  • Если человек катит, например, велосипед или мопед, то может двигаться по направлению движения транспорта. Это правило распространяется и на тех, кто передвигается в инвалидной коляске.

Знак что могут находится пешеходы при отсутствии тротуара

Человек, несомненно, имеет право идти по дороге, но главное требование заключается в том, чтобы он не мешал своими действиями проезжающим автомобилям. Существующие ограничения введены для обеспечения максимальной безопасности.

Основная цель ПДД – установление таких правил, которые бы обеспечили максимальную безопасность для каждого участника. Движение в ночное время – особый вопрос, так как в условиях пониженной видимости вероятность происшествий возрастает в разы.

В пункте 4.1 ПДД имеются особые установки на счёт стороны дороги и требований к людям, которые выходят на проезжую часть ночью:

  • на территории населённых пунктов людям рекомендуется иметься при себе светоотражатели, если они двигаются по проезжей части, в том числе – переходят дорогу;
  • за пределами населённых пунктов граждане и вовсе обязаны иметь светоотражатели.
  • в случае отсутствия обочины и тротуара, пешеход должен идти по стороне дороги навстречу движения транспорта.

Если у пешехода светоотражательного элемента нет, но перейти дорогу необходимо, рекомендуется использовать какой-либо источник света, например, фонарь на мобильном телефоне. Он привлечёт внимание водителя и позволит избежать происшествия.

Особые требования представлены к инвалидам, которые передвигаются на специальных колясках.

С одной стороны, граждане с инвалидностью вынуждены передвигаться на инвалидной коляске и не имеют иной возможности. С другой, они используют механизм, который попадает под описание транспортного средства. Так, в общих положениях ПДД дано понятие транспортного средства, под которым понимается устройство, используемое для перевозки грузов и людей.

С другой стороны, в пункте 1.2 ПДД даётся понятие «пешеход» и к данной категории участников движения причисляют также инвалидов, передвигающихся на колясках.

Получается, что в целом, к гражданам с инвалидностью применяются общие правила, распространяющиеся на пешеходов в целом. Но некоторые особенности всё же имеются, они прямо указаны в ПДД:

  • в первом абзаце пункта 4.1 ПДД указано, что даже при наличии тротуара или иной зоны для людей, граждане, которые используют инвалидные коляски, вправе двигаться по краю проезжей части;
  • в третьем абзаце указано, что обычно люди идут навстречу транспорту, но лица на колясках должны двигаться по направлению движения транспортных средств (при передвижении по дороге).

Каких-то особенностей для инвалидов, которые передвигаются без колясок, не предусмотрено. Они участвуют в дорожном движении наравне с прочими пешеходами и, в случае отсутствия обочины, обязаны двигаться по левой стороне дороги против движения транспорта.

Нарушение Статья КоАП РФ Санкция
Нарушение ПДД пешеходом или пассажиром. Предполагается обычное нарушение, которое не влечёт за собой существенных последствий в виде дополнительного повреждения какому-либо участнику движения. Также важно, чтобы такое нарушение не создавало помех окружающим, например, речь может идти о переходе в неположенном месте при отсутствии рядом транспорта или движение не по той стороне дороги. Ч. 1 ст. 12.29 Предупреждение или штраф в размере 500 рублей
Нарушение ПДД при условии создания помех транспорту. Здесь уже пешеход мешает иным участникам движения, например, проезжающей машине, если игнорирует сигнал светофора. Ч. 1 ст. 12.30 Штраф 1000 рублей
Нарушение ПДД пассажиром, повлекшее причинение лёгкого и среднего вреда здоровью. При наступлении тяжкого вреда предусматривается уже уголовная ответственность. Ч. 2 ст. 12.30 Штраф 1500 рублей

Все нарушения пеших граждан, включая переход дороги в неположенном месте и иные распространённые нарушения, наказываются в соответствии с данными статьями.

Согласно Правилам дорожного движения (ПДД), утверждённым постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, любое лицо, самостоятельно осуществляющее управление движущимся средством либо обучающее другого езде на нём, считается водителем. Люди, двигающиеся без применения транспорта, относятся к пешеходам. Сюда же включаются инвалиды в колясках, не оборудованных двигателями, лица, катящие руками велосипед или мопед.

Для предотвращения экстремальных ситуаций на дороге все участники должны ясно представлять, какими правами они обладают, какие обязанности несут. Для безопасной ходьбы дорожное полотно оснащается тротуарами либо специальными пешеходными дорожками. Там, где и то и другое отсутствует, оборудуется пригодная для передвижения обочина.

Езда в таком месте полностью запрещена. Исключение может делаться только для техники коммунального обслуживания, дорожно-эксплуатационного оборудования. Стоянка автомобилей на тротуарах допускается только там, где установлены специальные знаки. При полном отсутствии других путей возможен подъезд для разгрузки товаров.

Пешеходная дорожка – это расположенное вне пределов дороги сооружение, служащее для ходьбы за пределами населённого пункта или внутри него, обозначенное с помощью знака 4.5.1.

Знак располагают непосредственно в начале части дороги, на котором вводится ограничение для автотранспорта. Действие его продолжается сразу после места установки. Отменяет запрет знак 4.5.2 «Конец пешеходной дорожки».

Согласно предписанию пункта 4.1 ПДД, разрешается идти исключительно по пешеходной дорожке, оборудованному тротуару. Если его нет, возможна ходьба по дорожке, предназначенной для велотранспорта.

Допускается перемещение вдоль полотна по пригодной обочине и кромке твёрдого дорожного покрытия, если первая имеет ненадлежащее состояние. Тогда необходимо перемещаться в один ряд навстречу транспорту, то есть слева. Кстати, езда на велосипеде разрешена только в направлении, совпадающем с движением потока, то же правило действует, если человек ведёт средство вручную.

Второй важный пункт ПДД – 4.3. Согласно ему, пешеходам можно перемещаться на другую сторону строго по пешеходному переходу, оборудованному знаком 5.19.1 либо нарисованной «зеброй». Если таковой отсутствует в зоне прямой видимости, допускается пересечение на перекрёстке по воображаемой линии обочины либо тротуара.

Движение пешехода по проезжей части на перекрёстках в населённом пункте также регулируется ПДД. Знать и применять их крайне важно для безопасности.

Бывает, что на перекрёстке, не снабжённом светофором, разметка нанесена не ровно после тротуара, а сбоку. В таком случае нужно строго следовать именно «зебре», идя только по ней. Собираясь перейти дорогу, следует убедиться в том, что едущий транспорт реально сможет затормозить до перехода. Даже маловесный автомобиль невозможно мгновенно остановить на скорости 45-50 км/ч. А ведь следом может ехать целый поток.

На нерегулируемых световыми сигналами переходах пункт 4.5 ПДД предписывает выходить с тротуара или обочины на твёрдое покрытие для осуществления перехода только после оценки расстояния до движущихся автомобилей.

Согласно пункту 4.4 Правил, там, где осуществляется регулировка пешеходным светофором с изображением «человечка», необходимо руководствоваться им. Если имеется только транспортный светофор, разрешается переходить на другую сторону, когда по ходу потока машин горит зелёный разрешающий сигнал, и никто не поворачивает в это время на пересекаемое полотно.

Что запрещается пешеходам?

Во-первых, нельзя создавать помехи для передвижения транспорта, выходить на дорогу из-за стоящего крупногабаритного автомобиля, который ограничивает обзор. Сначала необходимо убедиться, что нет приближающихся автомобилей.

Во-вторых, на основании пункта 4.8 ПДД, ожидать автобус или другое маршрутное средство нельзя вне возвышающейся над уровнем покрытия площадки для посадки. Если таковая отсутствует, стоять необходимо на обочине, тротуаре, покидать который запрещено до момента подъезда и окончания движения транспорта.

Запрещается обходить автобус сзади, а трамвай – спереди.

Кроме того, нельзя:

  • допускать выход ребёнка на дорожное полотно без сопровождения взрослого;
  • вне перехода пересекать дорогу, снабжённую разделительной полосой либо состоящую из четырёх и более полос для езды в каждом направлении;
  • переходить полотно там, где имеется защитный забор;
  • медлить, задерживаться на дороге, если иное не грозит непосредственной опасностью;
  • идти по автомагистрали.
  • вести группу или класс детей вне отведённых для этого мест, в тёмное время суток, без сопровождающих взрослых.

Ночью и в условиях недостаточной видимости человек, находящийся на проезжем полотне или обочине дороги в населённом пункте, должен по возможности носить светоотражающие элементы на обуви и одежде. Для пешеходов, идущих по загородной местности, отсутствие таких элементов строго запрещается.

Нельзя идти по диагонали на регулируемом перекрёстке: этот вариант возможен только при нанесении специальной разметки (1.14.1, 1.14.2).

Человек, уже находящийся на полотне, при приближении автомашины с работающим синим (сине-красным) проблесковым маячком обязан немедленно освободить дорогу. Если такое транспортное средство появилось в поле зрения до начала пересечения, нужно воздержаться от него.

Права и обязанности пешехода

Знак что могут находится пешеходы при отсутствии тротуара

Права и обязанности пешеходов обозначены в главе 4 ПДД. Среди основных моментов можно выделить следующие:

  • Движение пешехода осуществляется по специально отведённым местам. На проезжую часть следует выходить только в случае их отсутствия.
  • Если иного варианта нет, то двигаться можно по краю дороги, по направлению движения транспорта.
  • В ночное время суток человек должен обеспечить максимальную видимость, используя светоотражатели. На территории населённых пунктов это рекомендация, а вот за их пределами – уже требование.
  • Пешие колонны всегда направляются по направлению движения. Не допускается более 4 человек в один ряд. Спереди и сзади должны находиться направляющие с красными флажками. При плохой видимости они должны использовать фонари, спереди – белый, а сзади – красный (пункт 4.2 ПДД).
  • Пересечение дороги производится на светофорах и специальных переходах, а когда они отсутствуют – на перекрёстках (пункт 4.3 ПДД).
  • На регулируемых участках люди должны подчиняться общим требованиям (пункт 4.4 ПДД).
  • Перед пересечение дороги, пешеходы должны убедиться в безопасности манёвра (пункт 4.5 ПДД).
  • Нельзя останавливаться при переходе, если это не связано с обеспечением безопасности (пункт 4.6 ПДД).
  • Граждане также должны пропустить машины со спецсигналами. Если они уже находятся на дороге, то должны максимально быстро освободить её (пункт 4.7 ПДД).
  • Ждать транспорт можно на специальных площадках, а при их отсутствии – на тротуарах (пункт 4.8 ПДД).

Пешеходы имеют те же права, что и прочие участники дорожного движения. Среди особых прав можно выделить преимущество на специальных переходах, тротуарах, а также при соответствующем сигнале светофора.

То, по какой стороне дороги должен идти пешеход в населённом пункте, определяется направлением потока машин. Как уже говорилось ранее, разрешено идти навстречу автомобилям по краю полотна, если отсутствует оборудованный тротуар. К сожалению, такое явление часто имеет место в нашей стране.

Лицо, идущее к остановившемуся в положенном месте автобусу или иному средству со стороны дверей, также обладает приоритетом: водители обязаны пропустить его. В любом месте дороги, даже вне обозначенного знаками и разметкой перехода, имеют преимущество слепые пешеходы, которые подают водителям сигнал с помощью белой трости. Люди, переносящие либо везущие габаритный груз, вправе перемещаться по краю дорожного полотна, не создавая помех своими действиями.

Самый уязвимый участник дорожного движения – именно пешеход. Его права во многом схожи с правами людей, управляющих транспортными средствами. Например, он имеет право выразить несогласие с инспектором ГИБДД, в письменном виде изложить свою точку зрения в составленном протоколе об административном правонарушении.

В порядке, предусмотренном ст. 30.2 КоАП РФ, пешеход, привлекаемый к ответственности, имеет право подать жалобу на вынесенное постановление в прокуратуру. Не позднее трёх суток с момента поступления она направляется в соответствующий судебный орган для рассмотрения. В результате незаконный документ может быть отменён, а нерадивый инспектор будет привлечён к дисциплинарной ответственности.

Как показывает практика, в большинстве случаев судья принимает сторону именно гражданина, а не сотрудника полиции. Поэтому всегда стоит бороться за свои права до конца. Законом предусмотрена возможность подачи искового заявления о возмещении морального и материального вреда, нанесённого в результате незаконного привлечения к административной ответственности. Такие дела, как правило, выигрываются, человеку выплачиваются денежные средства за причинённые неудобства.

По какой стороне идти пешеходу по тротуару?

ПДД устанавливают правила передвижения для пеших людей и чётко определяют, что пешеход должен идти по по дороге против движения транспорта, то есть по левой стороне. Однако, ПДД не содержат требования к передвижению людей по тротуарам.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам:

7 (499) 938-50-82

Москва;

7 (812) 425-68-16

Санкт-Петербург;

7 (800) 350-14-96

Бесплатный звонок для всей России.

Вне проезжей части, граждане могут передвигаться по любой стороне. Относительно тротуаров также нет каких-то особых требований.

Если имеется велосипедная дорожка, но нет тротуара, то пешеход может идти по ней, но тут также есть свои ограничения. Прямого указания относительно стороны передвижения нет, но пешеходы не должны мешать велосипедам, соответственно, передвигаются с краю.

При отсутствии тротуара и обочины пешеход должен двигаться против движения транспорта, то есть, по левой стороне. Если есть обочина, то идти можно по ней по направлению движения.

Если на дороге расположено одностороннее движение, то идти по ней можно только в крайнем случае. Передвигаться можно будет по любой стороне, но обязательно с самого края.

Штрафы

Основная законодательная норма, применяемая в подавляющем большинстве случаев на практике к пешеходам – статья 12.29 КоАП РФ. Первая часть регламентирует движение пешехода по обочине, тротуару и проезжей части дороги, то есть соблюдение ПДД. Второй частью предусмотрены санкции для лиц, передвигающихся на велосипеде. Третья часть обозначает ответственность таких участников дорожного движения, находящихся в состоянии любого опьянения.

Такое постановление вступает в законную силу на одиннадцатый день после вручения его копии привлекаемому субъекту. В течение одного года после этого человек, на основании ст. 4.6 КоАП РФ, считается привлекавшимся к административной ответственности. То есть, если в этот промежуток времени он повторно нарушит Правила дорожного движения, его ждёт более суровое наказание: штраф 500 рублей.

По 2 и 3 части предупреждения нет, а накладываются санкции:

  • по ч. 2 ст. 12.29 КоАП РФ – 800 рублей;
  • по ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ – от 1000 до 1500 рублей.

Вторая по распространённости норма – статья 12.30 КоАП РФ. Ею устанавливается ответственность за несоблюдение ПДД пешеходами, которое в итоге повлекло возникновение помех свободному движению автомобиля или нанесение вреда здоровью человека лёгкой или средней степени.

Первая часть статьи определяет санкции за помехи передвигающимся автомобилям. Такое деяние влечёт назначение наказания – штрафа 1000 рублей. Вторая часть нормы предусматривает ответственность за несоблюдение Правил дорожного движения, по неосторожности повлёкшее наступление последствий для здоровья (лёгких либо средней тяжести). Это нарушение наказывается суммой от 1000 до 1500 рублей.

Постановление о назначении штрафа вступает в силу также на одиннадцатый день после вручения копии. Отличие от предупреждения состоит в том, что лицо числится подвергнутым административной ответственности на протяжении года с момента уплаты штрафа. На это статьёй 32.2 КоАП РФ отводится 60 дней, по истечении которых наступает ответственность за просрочку.

Человек, неуплативший штраф в установленный период времени, на 61-е сутки подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Вот здесь уже все намного серьёзнее: санкции этой нормы предусматривают наложение двойного штрафа либо административный арест, срок которого может составлять до 15 суток.

Пешеход на зебре

Многие ошибочно думают, что после привлечения за неуплату штрафа, он автоматически «гасится». Это огромное заблуждение: судебные приставы на протяжении двух лет будут применять меры принудительного взыскания, пока долг не закроется полностью.

В жизни бывает всякое. Если случилась неприятная ситуация и вас оштрафовали, то, в случае уверенности в своей правоте, нужно немедленно (не позднее чем через 10 дней) обжаловать вынесенное постановление либо сразу же погасить долг. Приятным, если так можно выразиться, моментом здесь является то, что денежные средства по ст. 12.

Чтобы свести к минимуму число трагедий, и водители, и пешеходы должны знать и соблюдать Правила дорожного движения. Пренебрежение ими может обернуться фатальными последствиями: человек рискует своим здоровьем и даже жизнью. Поэтому каждому следует знать, где можно переходить проезжую часть, по какой стороне должен идти пешеход в городе, как следует себя вести на дороге.

Кто виноват в ДТП с пешеходом?

Штраф – это не единственный тип ответственности, который несёт пешеход при наличии вины. Однако, на практике ситуации, когда лицо, передвигающееся самостоятельно, будет виноватым, достаточно редки.

Так, в соответствии с пунктом 8.1 ПДД, водитель должен обеспечить безопасность своего манёвра, а также информировать прочих участников движения о совершаемых действиях (например, с помощью «поворотника»).

Пешеходная дорожка

Если водитель сбил человека на переходе, то избежать ответственности не получится. Вина полностью ложится на того, кто был за рулём, так как пешеходы имеют преимущество на таких участках.

Подобная ситуация возникает и в случае, если ДТП произошло на тротуаре или обочине (при условии отсутствия тротуара). В данных местах пешеход также имеет преимущество, если шёл по нужной стороне дороги и не нарушал каких-либо других правил.

Ситуация становится более сложной, когда ДТП происходит вне пешеходных зон, то есть на проезжей части. Бытует мнение, что даже в таком случае водитель будет нести полную ответственность, но это не всегда так.

Гражданин, находящийся за рулём автомобиля или иного транспорта, будет нести ответственность в следующих ситуациях:

  • у него имелась возможность избежать столкновения;
  • освещение было достаточным, человек появился на дороге заблаговременно;
  • авария произошла в связи с неисправностью его транспортного средства;
  • водитель был в состоянии опьянения.

Нюансы

При передвижении люди должны следовать ряду правил, которые введены для достижения безопасности. На первый взгляд, они кажутся простыми, но на практике имеются свои особенности:

  • Закон выделяет инвалидов на колясках в особую группу, приписывая им движение по ходу направления транспорта. Но другие инвалиды не имеют каких-то особых предписаний, их расположение на дороге регулируется общими правилами, присущими для пешеходов.
  • Гражданин может быть привлечён и к гражданско-правовой ответственности, если окажется виновным в результате оформления ДТП. Потерпевшие вправе обратиться с иском о возмещении ущерба в суд. Размер ущерба подтверждается документами и экспертизой.
  • Пешеход может быть привлечен и к уголовной ответственности, если в результате его вины другой гражданин получит тяжкие телесные повреждения (статья 268 УК РФ).
  • Организованные колонны движутся по сторонам дороги по своим правилам.
  • Велосипедисты должны следовать своим правилам и причисляются к пешим гражданам только в том случае, если катят свой транспорт рядом.
  • Человек, нарушающий правила перехода или нахождения на проезжей части не на той стороне дороги, также может быть признан виновным. Но всё рассматривается индивидуально.

Законодатель не предусмотрел ответственности за нахождение на проезжей части и пересечение дороги в пределах населённого пункта без светоотражателей, но в случае ДТП, пеший гражданин может быть признан виновным, особенно в ситуации, когда прочее освещение было недостаточным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Adblock
detector