Топор от головной боли
Проблема нашего регулирования заключается в том, что некоторые общественные деятели пытаются решать проблемы теми методами, которые им на обывательском уровне кажутся очевидными, но не вникают в экономические и социальные проблемы, предысторию вопроса и возможные последствия поспешных решений.
Сейчас на региональном уровне идет волна ограничений на продажу пива на первых этажах жилых домов. Полные запреты на продажу всего пива или разливного уже есть в Амурской, Курской, Оренбургской, Тульской, Кемеровской, Нижегородской областях, Краснодарском крае, Якутии. Во многих других регионах введены менее радикальные, но все же ограничения.
Мотивируются запреты просто — борьбой с алкоголизацией. Логика — чем меньше точек по продаже пива, тем меньше люди пьют. Не будем пока даже спорить с этой логикой, но давайте зададимся вопросом, откуда вообще появились магазины разливного пива?
Правила торговли пивом и другими алкогольными напитками в 2019 году для предпринимателей: должна ли лицензироваться пивная продукция
Сразу отметим, что предприниматели могут и дальше продавать пиво и другие алкогольные напитки, просто с июля 2016 года были изменены требования, которые предъявляются к реализации пива, а также сидра и других напитков на его основе.
Что нужно для торговли пивом с 1 июля 2016 года для ИП? Теперь для желающих торговать в розницу любимым миллионами напитком введены определенные ограничения и с 1 июля 2016 года для торговли пивом нужно, чтобы бизнес по его реализации отвечал следующим требованиям:
- Пиво может реализовываться в розничной продаже лишь в стационарных, но не во временных помещениях, которые зарегистрированы как чья-либо собственность (исключения составляют только те временные помещения, которые работают в качестве точки общепита);
- Точка розничной торговли пива не должна быть расположена в близости от детских, образовательных, культурных или медицинских учреждений;
- Действует запрет на реализацию любой пивной продукции на вокзалах, рынках, АЗС, а также торговых точках в местах значительного скопления людей;
- Запрещается пивная торговля без наличия сопроводительных документов (торгово-транспортная накладная, платежные документы и т.д.);
- Вводится запрет на реализацию пивных напитков по времени, действующий с 10 часов вечера до 10 часов утра следующего дня;
- Запрещено осуществлять продажу пивной продукции несовершеннолетним;
- Обязательно ведение книги учета продажи напитков, содержащих алкоголь, по форме, которая была утверждена РосАлкоРегулированием.
Новый и пока последний закон, вступивший в действие с июля, гласит, что все ИП в обязательном порядке должны теперь будут подавать в ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система) подробные данные об объемах закупок пивной продукции, не отчитываясь о количестве реализованного продукта.
На вопрос, задаваемый многими предпринимателями, осуществляющими пивную торговлю: нужно ли иметь лицензию для продажи пива на данный момент, ответ легко можно отыскать в статье 18 закона № 171-ФЗ. Там четко сказано, что для реализации пива и разнообразных пивных напитков никакая лицензия на продажу пива в 2019 году для ИП на данный момент не требуется. Так что отсутствующая лицензия на продажу пивной продукции ничем предпринимателю не грозит, и никаких штрафных санкций за это предусмотрено.
Любому бизнесмену, занимающемуся или планирующему заняться торговлей алкоголя, необходимо в обязательном порядке постоянно беспокоиться о юридической стороне вопроса (собирать полезную информацию, консультироваться с юристами и т.д.), поскольку законодательство регулярно изменяется и в близлежащем будущем его незнание может привести к серьезным неудобствам и дополнительным финансовым тратам. Поэтому правила торговли пивом в 2019 году для ИП, хотя и были изменены, но следить за любой информацией по ним все же стоит.
Прощание киоска
Еще не так давно в российских городах было много ларьков, в которых продавали товары экспресс-потребления: воду, газировку, шоколад, снеки, конфеты, чай, кофе, презервативы, лапшу быстрого приготовления, консервы и, конечно же, пиво. Кстати, формат этот — не российское изобретение, встретить его можно и в Европе, и в Азии, и в США.
Формат ларька при всей своей неказистости был драйвером нашей экономики. Относительно небольшие вложения и понятный формат позволили тысячам, если не десяткам тысяч, людей начать свой бизнес. Многие из сегодняшних уважаемых бизнесменов стартовали с ларька. Местные производители получали в киосках свой сбыт, а многие из них заводили и свои сети нестационарной торговли.
Пиво играло особую роль в экономике ларька. Как правило, малая розница продает большую часть товаров с минимальной наценкой или даже по себестоимости, чтобы создать поток покупателей. А зарабатывает всего на нескольких товарных группах, и пиво из них — самая маржинальная.
Но в 2013 году в России запретили продажу пива в нестационарной рознице. Большинство киосков в формате «у дома» ушли в минус. Параллельно в регионах России начали ужесточать требования к размещению нестационарных торговых объектов. Тысячи людей потеряли бизнес.
Первоэтажная Россия
Ларьки исчезли, но запрос от потребителей на быстрый и удобный доступ к определенным группам товаров остался. Предприниматели же, потерявшие свои ларьки, нашли возможность вернуться в бизнес и удовлетворить потребительский спрос. Они начали переоборудовать под точки продаж квартиры на первых этажах жилых домов.
То, что сейчас эти точки называются «магазины разливного пива» — отчасти случайность. Так совпало, что в тот момент появилось специализированное оборудование. «Пегасы» от новосибирских изобретателей позволили разливать газированные напитки в пластиковую тару без пены и без контакта с кислородом. Кстати, этим изобретением сейчас пользуются во всем мире. Россия активно экспортирует аппараты беспенного розлива в Европу и США.
Таких магазинов шаговой доступности не много, их даже меньше, чем было ларьков, и спрос на них со стороны населения еще даже не удовлетворен. Людям неудобно стоять в пробках, проходить несколько кварталов до магазина, закупаться раз в неделю. Им нужна возможность экспресс-покупок в шаговой доступности. Супермаркеты такой спрос полностью удовлетворить не смогут, этого им не позволит ни экономическая модель, ни формат, ни требования к помещениям.
Кто будет отчитываться через ЕГАИС
Кто-то может сказать: «Ну так пускай продают все, кроме пива». Но розничный магазин без пива нерентабелен. И кроме бывших квартир на первых этажах жилых домов их размещать негде, такая у нас застройка. Даже в новых кварталах не всегда предусматриваются специальные помещения под розничную торговлю шаговой доступности.
Количество таких магазинов будет расти, пока есть запрос от потребителя. И если запретить продавать пиво на первых этажах жилых домов, этот спрос никуда не исчезнет. Но удовлетворяться он будет уже псевдообщепитами. Это произошло в тех регионах, которые запретили продажу пива в жилых домах, теперь у них засилье псевдообщепитов и местные власти ничего не могут с ними поделать.
Нужно понять две вещи. Первое — на розничном рынке первичен запрос от покупателя. Если он хочет покупать пиво и другие товары в шаговой доступности, он будет это делать, бизнес всегда примет ту форму, которая нужна потребителю. Второе — чем больше ограничений для легального бизнеса, тем лучше экономика у нарушителей законов.
Пошаговая схема: как непродуманными ограничениями увести розницу в нелегальный сектор
При этом среди двадцати лучших по социально-экономическому положению субъектов РФ только в двух действуют жесткие запреты на продажу пива в жилых домах: в Краснодарском крае и Нижегородской области (РИА Рейтинг, 2018).
- Компании, занимающиеся хранением, закупкой и оптовой поставкой пива;
- Индивидуальные предприниматели при ее закупке;
- Организации общепита (кафе, рестораны, столовые, бары) при осуществлении своей закупочной деятельности;
- Магазины, занимающиеся реализацией пива в пределах городской черты, — в процессе его розничной продажи.
Это означает, что ЕГАИС для ИП, торгующих пивом в розницу нужна в целях предоставления точных данных, и это входит в обязанности, как предпринимателей, занимающихся реализацией пива на разлив, так и осуществляющих торговлю пивной продукции в стандартной таре.
Согласно новому законодательству, ответственность за нарушение основополагающих норм данного закона, куда внесен и пункт об обязательной работе с ЕГАИС, вступила в действие 1 июля 2016 года и карается на данный момент наложением штрафных санкций на индивидуального предпринимателя в размере 10000 — 15000 рублей.
Надо отметить, что на данный момент имеются несколько категорий ИП, освобожденных от подключения к подобной системе. Для некоторых из них такое освобождение является временным, для других же срок ее установки пока не утвержден и не установлен. К примеру, торговля пивом в 2019 году для ИП на ЕНВД в сельской местности пока не обязывает предпринимателя подключаться к данной системе, но с 1 июля 2017 всем предпринимателям уже придется в обязательном порядке фиксировать реализацию пива и напитков на его основе через единую информационную систему.
Тульский кейс
Характерен пример Тульской области. С июня 2018 в регионе запрещена продажа разливного пива в жилых домах и любого пива в магазинах, расположенных в бывших квартирах. Группа предпринимателей попыталась оспорить это решение в суде.
В ходе рассмотрения дела выяснилось, что областные власти приняли закон без должной подготовки, в нарушение закона Тульской области «О законах области», а ОРВ провели только после принятия закона. Под ограничения попали более 500 предпринимателей.
Представитель «Красного и Белого» привёл статистику, что продажи крепкого алкоголя выросли на 50%.
Свидетель по делу — сотрудник комитета по предпринимательству и потребительскому рынку — признал, что авторы законопроекта не проводили предварительную работу и не выявляли статистику о продажах алкоголя и его вреде. Впрочем, Тульский областной суд отказал в удовлетворении административного иска предпринимателей. При этом прокуратура выступала за отмену закона.
К счастью, ни Правительство, ни Госдума никогда не поддерживали ни одну инициативу по запрету продажи пива в магазинах в жилых домах. Но в регионах пока что не все поняли, какая опасность таится в попытке ограничить формат, востребованный обществом.