Швейцария форма правления и государственное устройство

Общие сведения

Основы швейцарской федеративной парламентской системы были заложены в 1848 году с принятием конституции.

Демократия Швейцарской конфедерации не является парламентской или президентской в чистом виде, а представляет собой форму правления своего собственного образца. Это заключается в наличии двухпалатного парламента и Федерального Совета (правительства), состоящего из 7 членов, выбираемых парламентом. Особенность швейцарского правительства заключается в том, что члены правительства по очереди назначаются на пост президента на срок в один год.

Благодаря сложившейся практике прямой демократии, граждане Швейцарии могут непосредственно влиять на принятие политических решений в стране. Швейцария имеет очень давние гуманитарные традиции, а ориентация во внешней политике на нейтралитет позволила стране избежать многих опустошительных войн.

До 1848 года, когда Швейцария, по сути, превратилась в современное федеративное государство, она представляла собой непрочный союз суверенных кантонов, сотрудничество между которыми в разные периоды истории то усиливалось, то ослаблялось. Несмотря на то, что официальное название страны — Швейцарская Конфедерация, Швейцария является федеративным государством, то есть объединением суверенных кантонов с единым федеральным центром, в отличие от конфедерации — союза независимых государств, имеющих свои собственные властные структуры и объединённых для совместного решения некоторых внутри- или внешнеполитических вопросов.

Кантоны

В состав Швейцарии входят 26 кантонов. Некоторые кантоны только немецкоязычные, некоторые — франкоязычные и один кантон, Тичино, — италоязычный. Также есть и двуязычные кантоны, а в кантоне Граубюнден говорят на трёх языках, включая ретороманский.

Кантоны Ури, Швиц и Унтервальден стоят у истоков образования Швейцарского государства. Именно эти три кантона в 1291 году заключили «Союз трех кантонов». С тех пор, к этому союзу присоединялись другие кантоны. Самый молодой кантон — кантон Юра, отделившийся в 1979 году.

Три швейцарских кантона разделены на полукантоны. Это кантоны Унтервальден (Обвальден и Нидервальден), Базель (Базель сельский и Базель городской) и Аппенцель (Аппенцель-Ауссерроден и Аппенцель-Иннерроден).

Общины

Низший уровень территориально-административного деления в Швейцарии — община (нем. гемайнде, общее количество 2551). Каждый кантон состоит из нескольких общин, и швейцарец идентифицирует себя в первую очередь с общиной, к которой он принадлежит. Общины, как и кантоны, имеют свои сферу компетенции, которые включают в себя:

  • учёт населения;
  • взимание налогов (федеральных, кантональных и местных коммунальных);
  • социальное обеспечение;
  • служба местной полиции;
  • здравоохранение;
  • организация школ.

Милиционная система

В Швейцарии укоренилась традиция заниматься общественной деятельностью по совместительству. Один из таких примеров — вооруженные силы Швейцарии, организованные по милиционной системе. За небольшим исключением в Швейцарии нет профессиональных солдат. Военнообязанные швейцарцы ежегодно приглашаются на прохождение повторных курсов, совмещая, таким образом, профессиональную деятельность со службой в армии.

Политические функционеры выполняют свои обязанности также по совместительству, и даже члены парламента не являются профессиональными политиками. У такой системы, однако, есть и оборотная сторона: в силу дополнительной нагрузки по времени и сравнительно небольшой денежной компенсации, маленьким общинам становится всё труднее найти людей, согласных представлять их интересы на кантональном уровне и заниматься политической деятельностью по совместительству.

Политическое устройство

Швейцария — федеративная республика. Действующая конституция принята в 1999. В ведении федеральных властей находятся вопросы войны и мира, внешних отношений, армии, железных дорог, связи, денежной эмиссии, утверждение федерального бюджета и т. д.

Швейцария была создана из объединения 3 кантонов. Глава страны — президент, избираемый каждый год по принципу ротации из числа членов Федерального совета.

Высший орган законодательной власти — двухпалатный парламент — Союзное собрание, состоящее из Национального совета и Совета кантонов (Палаты равноправные).

Национальный совет (200 депутатов) избирается населением на 4 года по системе пропорционального представительства.

Федеративное устройство и конституция Швейцарии были закреплены в конституциях 1848, 1874 и 1999 гг.

Сейчас Швейцария — федерация из 26 кантонов (20 кантонов и 6 полукантонов). До 1848 года (кроме короткого периода Гельветической республики) Швейцария представляла собой конфедерацию. Каждый кантон имеет свою конституцию, законы, но их права ограничены федеральной конституцией. Законодательная власть принадлежит Парламенту, а исполнительная — Федеральному совету (правительству).

В Совете кантонов 46 депутатов, которые избираются населением по мажоритарной системе относительного большинства в 20 двухмандатных округах и 6 одномандатных, то есть по 2 чел. от каждого кантона и по одному от полукантона на 4 года (в некоторых кантонах — на 3 года).

Все законы, принятые парламентом, могут быть утверждены или отвергнуты на всенародном (факультативном) референдуме (прямая демократия). Для этого после принятия закона в 100-дневный срок необходимо собрать 50 тыс. подписей.

Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет.

Высшая исполнительная власть принадлежит правительству — Федеральному совету, состоящему из 7 членов, каждый из которых возглавляет один из департаментов (министерств). Члены Федсовета избираются на совместном заседании обеих палат парламента. Все члены Федерального совета поочередно занимают посты президента и вице-президента.

Основы швейцарского государства были заложены в 1291. До конца XVIII века в стране не существовало центральных государственных органов, но периодически созывались общесоюзные соборы — тагзатцунг.

Швейцария форма правления и государственное устройство

В 1798 в Швейцарию были введены французские войска, принята конституция по образцу французской.

В 1803 году в рамках «Акта посредничества» Наполеон возвратил Швейцарии независимость.

В 1848 принята конституция, предусматривавшая создание двухпалатного федерального парламента.

В 1874 принята конституция, которая ввела институт референдумов.

В 1971 право голоса получили женщины.

В 1999 году была принята новая, основательно переработанная редакция этой конституции.

Состав парламента, избранного в 2003:

  • Швейцарская народная партия (ШНП) — 8 мест в Совете кантонов и 55 в Национальном совете, в 2008 фракция включает членов Гражданской партии
  • Социал-демократическая партия Швейцарии (СПШ) — 9 и 52 места
  • Радикально-демократическая партия Швейцарии (либералы) — 14 и 36 мест,
  • Христианско-демократическая народная партия — 15 и 28 мест.

Федеральный совет — Гражданская партия 2, Социал-демократическая партия 2, Радикально-демократическая партия −2, Христианско-демократическая партия 1

Coat of Arms of Switzerland.svg

В октябре 2007 года прошли очередные парламентские выборы в стране. По их итогам правые националисты из Народной партии одерживают самую крупную победу на парламентских выборах страны с 1919 года.

Состав парламента по результатам выборов 2007 года:

  • Швейцарская народная партия — 7 мест в Совете кантонов и 62 в Национальном совете;
  • Социал-демократическая партия Швейцарии — 6 и 43 места;
  • Христианско-демократическая народная партия- 11 и 31 место;
  • Радикально-демократическая партия Швейцарии — 9 и 31 место;

Интересно, что наибольшее число голосов Народная партия набрала в кантоне Швиц (44,9 %), а наименьшее — в Тичино (8,7 %). При этом наибольшая активность граждан наблюдалась в кантоне Шаффгаузен (явка составила более 65 % населения), наименьшая — в Аппенцелль-Иннерроден (лишь 21 %).

Председатель Совета кантонов (2006) — Рольф Бютикер (либерал). Председатель Совета Кантонов (2009) — Ален Берсе. Председатель Национального совета (2006) — Клоп Яниак (СПШ).

Председатель Верховного суда (2007) — Артур Эшлиманн.

Все кантоны имеют свои конституции; законодательная и исполнительная власть принадлежит большим советам (парламентам) и кантональным советам (правительствам), избираемым гражданами на срок от 1 до 5 лет. В округах (возглавляются префектом, назначаемым кантональным советом) и общинах избираются органы самоуправления — общие собрания граждан — «ландсгемайнде» (в немецких кантонах) и общинные советы (во французских кантонах). Исполнительными органами в общинах являются муниципалитеты или малые советы, возглавляемые мэрами или синдиками.

Швейцария

Швейцария имеет давние традиции политического и военного нейтралитета, однако принимает деятельное участие в международном сотрудничестве и на её территории находятся многие международные организации.

Есть несколько взглядов на время возникновения швейцарского нейтралитета. По мнению некоторых учёных, Швейцария начала придерживаться статуса нейтралитета после заключения мирного договора с Францией 29 ноября 1516 года, в котором был провозглашён «вечный мир». В дальнейшем швейцарские власти приняли ряд решений, которые продвинули страну на пути к определению своего нейтралитета.

В 1713 году нейтралитет страны был признан Францией, Испанией, Нидерландами и Англией, заключившими Утрехтский мир. Однако в 1798 году Швейцария заключила с наполеоновской Францией договор, в соответствии с которым страна обязывалась предоставить свою территорию для ведения военных действий, а также выставить военный корпус.

Административное деление

alt

административное деление Швейцарии

Швейцария — федеративная республика, состоящая из 23 кантонов, 3 из которых (Унтервальден, Базель и Аппенцелль) делятся на полукантоны. Ниже — список кантонов (стоить заметить, что немало городов Швейцарии имеют разные названия, употребляемые на разных языках страны).

Кантон Крупнейший город Площадь, тыс. км²
Цюрих (Zürich) Цюрих (Zürich) 1,7
Берн (Bern) Берн (Bern) 5,9
Люцерн (Luzern) Люцерн (Luzern) 1,5
Ури (Uri) Альтдорф (Altdorf) 1,1
Швиц (Schwyz) Швиц (Schwyz) 0,9
Унтервальден (Unterwalden)
  Обвальден (Obwalden)1 Зарнен (Sarnen) 0,5
  Нидвальден (Nidwalden)1 Штанс (Stans) 0,3
Гларус (Glarus) Гларус (Glarus) 0,7
Цуг (Zug) Цуг (Zug) 0,2
Фрибур (Fribourg) Фрибур (Fribourg) 1,7
Золотурн (Solothurn) Золотурн (Solothurn) 0,8
Базель (Basel)
  Базель-Штадт (Basel-Stadt)1 Базель (Basel) 0,04
  Базель-Ланд (Basel-Land)1 Листаль (Liestal) 0,4
Шаффгаузен (Schaffhausen) Шаффхаузен (Schaffhausen) 0,3
Аппенцелль (Appenzell)
  Аппенцелль — Ауссерроден (Appenzell-Ausserrhoden)1 Херизау (Herisau) 0,2
  Аппенцелль — Иннерроден (Appenzell-Innerrhoden)1 Аппенцелль (Appenzell) 0,2
Санкт-Галлен (St. Gallen) Санкт-Галлен (St. Gallen) 2,0
Граубюнден (Graubunden) Кур (Chur) 7,1
Ааргау (Aargau) Аарау (Aarau) 1,4
Тургау (Thurgau) Фрауэнфельд (Frauenfeld) 1,0
Тичино (Ticino) Беллинцона (Bellinzona) 2,8
Во (фр.Vaud) Лозанна (фр.Lausanne) 3,2
Вале (Valais) Сьон (Sion) 5,2
Нёвшатель (фр.Neuchâtel) Нёвшатель (фр.Neuchâtel) 0,8
Женева (фр.Genève) Женева (фр.Genève) 0,3
Юра (фр.Jura Делемон (Delemont), нем. Дельсберг (Delsberg) 0,8

1 Полукантоны — в реальности полноценные кантоны.² Образовался в 1979 году.

Ссылки

Географические данные

alt

Территория Швейцарии. Снимок со спутника

Герб Швейцарии

Северная граница частично проходит по Боденскому озеру и Рейну, который начинается в центре Швейцарских Альп и образует часть восточной границы. Западная граница проходит по горам Юра, южная- по Итальянским Альпам и Женевскому озеру.

Плато лежит в низине, но большая его часть расположена выше 500 метров над уровнем моря. Состоящие из лесистых хребтов (до 1600 м) молодые складчатые горы Юра протянулись на территорию Франции и Германии. Наивысшая точка Швейцарии находится в Альпах — пик Дюфур(4634 м.), наинизшая — озеро Лаго-Маджоре — 193 м.

Самые крупные реки — Рона, Рейн, Лиммат, Ааре.

Около 25 % территории Швейцарии покрыто лесами — не только в горах, но и в долинах, и на некоторых плоскогорьях. Древесина является важным сырьём и источником топлива.

Швейцария богата озёрами. Швейцария знаменита своими озерами, наиболее привлекательные из них расположены по краям Швейцарского плато — Женевское, Фирвальдштетское, Тунское на юге, Цюрихское на востоке, Бильское и Невшательское на севере. Большинство из них имеет ледниковое происхождение: они образовались во времена, когда крупные ледники спускались с гор на Швейцарское плато. К югу от оси Альп в кантоне Тичино расположены озера Лаго-Маджоре и Лугане.

Климат

alt

В Швейцарии преобладает континентальный климат, типичный для Центральной Европы, со значительными колебаниями в зависимости от высоты над уровнем моря. На Западе страны велико влияние Атлантического океана, по мере продвижения на Восток и в горных районах климат приобретает черты континентального. Зимы холодные, на плато и в долинах температура достигает нуля, а в горных районах −10 °C и ниже.

Средняя температура летом в низинах — 18-20°C, несколько ниже в горах. В Женеве средние температуры июля около 19 °C, января примерно 19 °C. За год выпадает около 850 мм осадков. Особенность-сильные северные и южные ветры. Годовой уровень осадков в Цюрихе на плато составляет 100 мм, а в Зенте — более 200 мм.

Значительная часть осадков выпадает зимой в виде снега. Некоторые районы постоянно находятся под слоем льда . Особым качеством восточных Альп является то, что около 65 % количества годовых осадков выпадает в виде снега. Нередко даже в мае-июне, на высоте больше 1.500 м выпадают осадки в виде снежной крупы.

Рельеф

Большая часть страны расположена на территории Альп. На юге находятся Пеннинские Альпы (высота до 4634 м -пик Дюфур, высшая точка Швейцарии), Лепонтинские Альпы, Ретийские Альпы и массив Бернина. Глубокими продольными долинами Верхней Роны и Переднего Рейна Пеннинские и Лепонтинские Альпы отделены от Бернских Альп(г.

Финстераархорн, высота до 4274 м) и Гларнских Альп, образующих систему хребтов, вытянутых с юго-запада на северо-восток через всю страну. Преобладают островерхие хребты, сложенные преимущественно кристаллическими породами и сильно расчленённые эрозией; многочисленны ледники и ледниковые формы рельефа.

Основные перевалы (Большой Сен-Бернар, Симплон, Сен-Готард, Бернина) расположены выше 2000 м. Для ландшафта горной Швейцарии характерно большое количество ледников и ледниковых форм рельефа, общая площадь оледенения — 1950 кв.км. Всего в Швейцарии насчитывается примерно 140 крупных долинных ледников (Алечский глетчер и другие), есть также каровые и висячие ледники.

Экономика

  • Основные статьи импорта: промышленное и электронное оборудование, продукты питания, чугун и сталь, нефтепродукты.
  • Основные статьи экспорта: машины, часы, текстиль, медикаменты, электрическое оборудование, органические химикаты.

Преимущества: высококвалифицированная рабочая сила, надежная сфера услуг. Развитые отрасли машиностроения и высокоточной механики. Транснациональные концерны химпрома, фармакологии и банковского сектора. Банковская тайна привлекает иностранный капитал. Банковский сектор составляет 9 % ВВП. Инновации в массовых рынках (часы Swatch, концепция автомобилей Swatch).

Слабые стороны: сверхдорогие товары из-за картельного протекционизма. Сильно субвенционируемое сельское хозяйство.

Швейцария одна из самых развитых и богатых стран мира. Швейцария — высокоразвитая индустриальная страна с интенсивным высокопродуктивным сельским хозяйством и почти полным отсутствием каких-либо полезных ископаемых. По подсчетам западных экономистов, она входит в первую десятку стран мира по уровню конкурентоспособности экономики.

Швейцарская экономика тесно связана с внешним миром, прежде всего со странами ЕС, тысячами нитей производственной кооперации и внешнеторговых сделок. Ок. 80-85 % товарооборота Швейцарии приходится на государства ЕС. Через Швейцарию транзитом проходит более 50 % всех грузов из северной части Западной Европы на юг и в обратном направлении.

После заметного роста в 1998—2000 гг. экономика страны вступила в полосу спада. В 2002 г. ВВП вырос на 0,5 % и составил 417 млрд шв. фр. Инфляция была на отметке 0,6 %. Уровень безработицы достиг 3,3 %. В экономике занято ок. 4 млн человек (57 % населения), из них: в промышленности — 25,8 %, в том числе в машиностроении — 2,7 %, в химической промышленности — 1,7 %, в сельском и лесном хозяйстве — 4,1 %, в сфере услуг — 70,1 %, в том числе в торговле — 16,4 %, в банковском и страховом деле — 5,5 %, в гостинично-ресторанном бизнесе — 6,0 %. Политика нейтралитета позволила избежать разрухи двух мировых войн.

Финансы

Швейцария — богатейшая страна мира и один из важнейших банковских и финансовых центров мира (Цюрих — третий после Нью-Йорка и Лондона мировой валютный рынок). Швейцарская Конфедерация входит в список офшорных зон. В стране функционирует около 4 тыс. финансовых институтов, в том числе множество филиалов иностранных банков.

На швейцарские банки приходится 35-40 % мирового управления собственностью и имуществом частных и юридических лиц. Они пользуются хорошей репутацией у клиентов благодаря стабильной внутриполитической обстановке, твердой швейцарской валюте, соблюдению принципа «банковской тайны». Швейцария, являясь крупным экспортером капитала, занимает четвёртое место в мире после США, Японии, ФРГ.

Прямые инвестиции за границей составляют 29 % швейцарского ВВП (средний показатель в мире — ок. 8 %). 75 % всех швейцарских инвестиций направляется на развитые промышленности, среди развивающихся стран наиболее привлекают швейцарские капиталы Латинская Америка и ЮВА. Доля Восточной Европы в общем объёме инвестиций пока что незначительна.

1 апреля 1998 г. в Швейцарии вступил в силу федеральный закон о борьбе с «отмыванием» денег в финансовом секторе, позволивший несколько приподнять завесу банковской тайны в целях выявления «грязных» денег.

В 1815 годуВенский конгресс принял гарантии нейтралитета Швейцарии. С тех пор она не участвовала ни в одной войне и её банки никогда не подвергались разграблению. Впрочем, ещё при Людовике Шестнадцатом один из швейцарских банкиров — Жак Неккер — был настолько авторитетен, что стал первым лицом финансового ведомства Франции.

Аргумент в пользу надежности швейцарских банков прост — они не могут разориться, поскольку не участвуют в рискованных финансовых операциях. Именно в Швейцарии возникли первые частные банки. Сегодня их в стране более 400. Конфиденциальность сведений швейцарские банки гарантируют согласно государственному закону о банковской тайне, принятому в 1713 году.

В 2006 году банк «Кантональ» провел ревизию невостребованных вкладов и обнаружил незакрытый счет на имя Владимира Ульянова, на котором лежит всего 13 франков — 286 рублей. Зато, по данным Министерства иностранных дел Великобритании, в швейцарских банках до сих пор хранится золото нацистов на сумму 4 миллиарда долларов.

Глава Швейцарской банковской ассоциации — Урс Ротт.

Население

alt

Динамика численности населения Швейцарии с

1970

по

2005

 г.г. Число жителей в тыс. чел.

alt

Общая численность населения по оценкам 2008 года составляет 7 580 000 чел. Возрастная структура населения: 0-14 лет: 15,8 % 15-64 года: 68,2 % старше 65 лет: 16 %

Средний возраст населения: средний: 40,7 мужчины: 39,6 женщины: 41,7

Этнический состав: немцы (65 %), французы (18 %), итальянцы (10 %), другие национальности (7 %). Уровень грамотности населения-99 %.

Уровень жизни в Швейцарии очень высок, однако социальное законодательство совершенствуется медленно. Так, лишь в 1983 г. в стране введен трехнедельный оплачиваемый отпуск. Разница в оплате труда мужчин и женщин все ещё достигает 30 %. Средний уровень заработной платы в Швейцарии — 5400 шв. фр. в месяц, средний доход на семью из трех человек — ок. 100 тыс. шв. фр. в год. Следует учитывать при этом, что средний уровень цен в Швейцарии, как правило, на 30-50 % выше, чем в странах ЕС.

Религия

В эпоху Реформации Швейцария пережила церковный раскол. Религиозные разногласия будоражили страну вплоть до середины XIX в., сказавшись на формировании единого государства. Кантоны в зависимости от вероисповедания создавали альянсы и союзы, вели между собой войны. Мир воцарился окончательно в 1848 г.

В настоящее время протестанты составляют около 48 % населения, католики — примерно 50 %. Конфессиональные различия в Швейцарии не всегда совпадают с лингвистическими границами. Среди протестантов можно обнаружить и франкоязычных кальвинистов, и немецкоязычных последователей Цвингли. Центры немецкоязычного протестантизма — Цюрих, Берн и Аппенцелль.

Большинство франкоязычных протестантов проживает в кантоне Женева и соседних кантонах Во и Невшатель. Католики преобладают в центральной Швейцарии вокруг города Люцерн, на большей части территории франкоязычных кантонов Фрибур и Вале и в италоязычном кантоне Тичино. Небольшие еврейские общины имеются в Цюрихе, Базеле и Женеве.

Культура Швейцарии

Внешняя политика Швейцарии согласно конституции этой страны строится с учетом международно-правового статуса постоянного нейтралитета. Начало швейцарской политики нейтралитета трудно связать с какой-либо определенной датой. Швейцарский историк Эдгар Бонжур по этому поводу сказал: «Понятие швейцарского нейтралитета возникло одновременно с понятием швейцарской нации».

нейтралитет, став объединяющей нацию идеей, способствовал эволюции её государственности от аморфной конфедерации к централизованному федеративному устройству. За годы политики постоянного вооруженного нейтралитета альпийской республике удалось избежать участия в двух опустошительных мировых войнах и укрепить свой международный авторитет, в том числе путем осуществления многочисленных посреднических усилий.

Принцип поддержания связей «между странами, а не между правительствами» позволял вести диалог со всеми, вне зависимости от политических или идеологических соображений. Швейцария представляет третьи государства там, где у них прерваны дипломатические отношения (к примеру, интересы СССР в Ираке в 1955 году, Великобритании в Аргентине во время англо-аргентинского конфликта 1982 года;

в настоящее время Швейцария представляет интересы США на Кубе и в Иране, интересы Кубы в США, интересы Российской Федерации в Грузии после разрыва дипломатических отношений между этими странами в 2008 г.). Швейцария оказывает «добрые услуги», предоставляя свою территорию для прямых переговоров между участниками конфликтов (нагорно-карабахская, абхазская и южноосетинские проблемы, кипрское урегулирование и т. д.).

Из всех существующих в современном мире видов нейтралитета швейцарский — наиболее длительный и последовательный. Сегодня Швейцарская Конфедерация не входит ни в один военный альянс, ни в ЕС. В последние годы, в связи с переменами в Европе и мире, в правительстве и общественном мнении набирает силу настрой в пользу усиления интеграции с ЕС и более гибкой трактовки принципа нейтралитета. В мае 2004 г.

alt

подписан «второй пакет» секторальных договоров ЕС-Швейцария, который, вместе с «первым пакетом» (вступил в силу 1 июня 2002 г.), является своего рода альтернативой вступлению Швейцарии в ЕС. В рамках общенациональных референдумов, прошедших в 2005 году, народом Швейцарии положительно решен вопрос о присоединении Швейцарии к Шенгенскому и Дублинскому договорам (соглашение об этом с ЕС входит во «второй пакет»), а также о распространении положений Договора о свободе перемещений между Швейцарией и ЕС (входит в «первый пакет» секторальных договоров) на новых членов ЕС, вступивших в Союз в 2004 году.

Вместе с тем, принято решение считать вопрос о вступлении Швейцарии в Евросоюз не «стратегической целью», как раньше, а только «политической опцией», то есть возможностью. В 1959 году Швейцария стала одной из стран-учредительниц ЕАСТ, в 1972 г. вошла в Европейское экономическое пространство, в 2002 г. — в ООН.

Швейцария активно оказывает гуманитарную помощь жертвам конфликтов, содействует экономическому развитию стран третьего мира для преодоления нищеты. Швейцария поддерживает дипломатические отношения с Российской Федерацией. Дипломатические отношения между Швейцарией и РСФСР существовали с мая — по ноябрь 1918 г., затем были прерваны и восстановлены уже с СССР лишь 18 марта 1946 г.

19 мая 2004 года Швейцария подписала договор «О присоединении Швейцарии к Шенгенскому и Дублинскому соглашениям». С декабря 2008 года Швейцария является частью Шенгенского пространства, признает шенгенские визы и выдает такие визы сама. Став членом Шенгенского пространства, Швейцария получает доступ к «SIS» — «шенгенскому» электронному банку данных ЕС.

Отменяется систематический контроль на внутренних границах стран Шенгенского соглашения, в том числе на границах Швейцарии с Германией, Италией, Францией, Австрией. У Швейцарии, однако, остаётся право осуществлять мобильный выборочный контроль во внутренних областях страны. В настоящее время Швейцария фактически находится в «шенгенском режиме», поскольку проконтролировать 700 тыс.

На территории Швейцарии более века действуют многочисленные международные организации. (около 250)

К настоящему времени, 22 международных организаций имеют штаб-квартиры в Женеве, 2 в Берне и 1 в Базеле. Кроме того, с 6 квази-межправительственными организациями заключены фискальные соглашения, и более чем 200 неправительственных организаций-советников ООН базируются в Швейцарии. [1](англ.)

В Женеве:

  • Европейское Отделение ООН,
  • Европейская экономическая комиссия ООН,
  • Экономический и социальный совет ООН,
  • Конференция ООН по торговле и развитию,
  • Всемирная организация здравоохранения,
  • Международная организация труда,
  • Международный союз электросвязи,
  • Всемирная метеорологическая организация,
  • Межпарламентский союз,
  • Международный Комитет Красного Креста,
  • Всемирный совет церквей,
  • Всемирная торговая организация,
  • Всемирная организация интеллектуальной собственности,
  • Всемирная организация скаутского движения,

в Берне:

  • Всемирный почтовый союз,
  • Бюро международной организации пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок,
  • Европейская организация по контролю качества,

ООН — одна из самых влиятельных организаций в мире. С ней у Швейцарии на протяжении более 50 лет складывались непростые, во многом противоречивые отношения. Новые веяния нового века внесли коррективы в характер этих взаимоотношений. Следует отметить, что поначалу Швейцария считалась государством-попутчиком гитлеровской Германии, поэтому ее вступление в ООН было невозможным.

В марте 1945 года французское правительство выдвинуло идею относительно того, чтобы сделать ООН «открытой для всех миролюбивых государств», при этом заметив, что «обязанности, которые налагает на государство членство в ООН, не совместимы с принципами нейтралитета». Да и сама Швейцария долгое время особо не стремилась вступить в Организацию Объединенных Наций.

Однако постепенно стала более серьезно осмысливаться необходимость преодоления внешнеполитической изоляции страны. По этой причине были предприняты попытки вступить в ряды ООН при сохранении нейтрального статуса в рамках организации, которые однако не принесли ожидаемого результата. Председатель ГА ООН, бельгийский министр иностранных дел П. А.

Проводя активную закулисную дипломатическую деятельность, Федеральные совет не решился развернуть обширную дискуссию по проблеме присоединения к ООН. Швейцарский историк Тобиас Кестли считает, что «Федеральный совет боялся общественной дискуссии». И.Петров, развивая его мысль, приходит к выводу, что причина этого страха крылась в нежелании разрушать сложившуюся в годы войны «атмосферу общественного единства» .

Это было еще более нежелательно в условиях разгара «холодной войны». Правительство Швейцарии интенсифицировало усилия по созданию необходимых условий для вступления в ООН лишь тогда, когда в 1989 году на Европейском континенте и в мире в целом начали происходить известные политические перемены. Особенной активности эти усилия достигли именно в конце 90-х годов — начале XXI века, когда были составлены «Доклад об отношениях Швейцарии и Организации Объединенных Наций» 1998 года, «Внешнеполитический доклад за 2000 год», «Послание о народной инициативе к вхождению Швейцарии в Организацию Объединенных Наций» 2000 года.

Выступая на церемонии вступления Швейцарии в ООН, К.Филлигер (в то время швейцарский президент) обозначил основные приоритеты, которыми Швейцария намерена руководствоваться в рамках ООН, подчеркнув, что «цели Устава Организации Объединенных Наций практически полностью совпадают с основными приоритетами внешней политики Швейцарии, поэтому полноправное членство в ООН внесет существенный вклад в достижение швейцарских целей на международной арене как в двустороннем, так и многостороннем формате».

alt

Напомним, что 3 марта 2002 года на референдуме народ Швейцарии проголосовал за вхождение в ООН. 11 марта 2002 года Швейцария стала полноправным членом Организации Объединенных Наций. 57-я Генассамблея ООН была первой, в которой участвовала Швейцария в качестве полноправного члена ООН. Среди швейцарских приоритетов здесь важную роль играл вопрос совершенствования механизма «прицельных санкций».

Признавая необходимость такого инструмента международного воздействия, как санкции, Швейцария призывала однако к только таким санкциям и такому порядку их применения, при котором они, по возможности, затрагивали бы исключительно тех, кто реально ответственен за возникновение приведшего к введению санкций кризиса, не принося при этом вреда гражданскому населению или третьим странам.

https://www.youtube.com/watch?v=CowiP3kpoZg

Среди возможных санкций подобного рода Швейцария выделяет замораживание счетов, введение эмбарго на поставки определенных видов товаров (оружие, нефть, алмазы, другие природные ресурсы), ограничения в области виз и перемещений частных и официальных лиц. По мнению самой Швейцарии, вхождение ее в ООН придало ее усилиям в области оптимизации порядка применения санкций дополнительный вес и убедительность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Adblock
detector