Принудительная ликвидация юридического лица: основания и условия, порядок и сроки

Причины и основания для ликвидации

Процедура ликвидации подчиняется определенным правилам и является достаточно длительной. Закрыть компанию менее, чем за три месяца, не получится независимо от основания. Данная мера направлена на максимальный учет интересов контрагентов предприятия, перед которыми у юрлица могла быть сформирована задолженность.

Законодательно предусмотрено две разновидности ликвидации ООО: в

добровольном

и

принудительном порядке

. Есть еще один способ закрытия компании – исключить информацию о ней из ЕГРЮЛ. Но так как по результатам компания закрывается и лишается права заниматься деятельностью, то этот способ можно приравнять к ликвидации.

На основании п. 9 ст. 63 Гражданского кодекса ликвидация юрлица считается завершенной после внесения записи об этом в ЕГРЮЛ.

Добровольная ликвидация ООО осуществляется по решению руководства компании, тогда как принудительная ликвидация происходит по инициативе уполномоченного органа. Закрытие компании может быть инициировано:

  1. Налоговой инспекцией (наиболее распространено).
  2. Прокуратурой (если компанией нарушаются нормативы законодательства или интересы отдельных физлиц).
  3. Антимонопольными органами.
  4. Центробанком РФ.
  5. Пенсионным фондом.
  6. Кредиторами компании.
  7. Одним из учредителей при наличии конфликта интересов.

В нынешней практике принудительная ликвидация по инициативе сторонней контролирующей инстанции является более распространенным явлением.

Основанием для добровольной ликвидации становится официальное решение ее собственников или приказ единственного учредителя, тогда как принудительная ликвидация может происходить на основании:

  1. Судебного решения.
  2. Одностороннего решения налоговой службы об исключении сведений из ЕГРЮЛ (без решения суда).

Перечень условий и причин для принудительной ликвидации в судебном и несудебном порядке различается. В судебном порядке осуществляется ликвидация компании, которая ведет деятельность:

  • с грубыми нарушениями законодательства;
  • при ведении лицензируемой деятельности без получения необходимой лицензии;
  • при ведении деятельности, противоречащей уставу;
  • при неуплате налогов и пр.

Причины для добровольной ликвидации могут быть самыми разнообразными, тогда как закрыть компанию по одностороннему решению налоговой инспекции можно по ограниченному перечню оснований. В их числе такие:

  1. Отсутствие активности компании в течение года и более. Под отсутствием хозяйственной деятельности законодатель понимает непредоставление отчетности, положенной по закону, в указанный период и непроведение операций по счетам. Компания в данном случае считается прекратившей деятельность. Но два указанных условия должны соблюдаться одновременно: например, если юрлицо не сдает отчетность, но имеет поступления по счетам, то ликвидировать его по решению ФНС не допускается. Указанные два формальных признака того, что деятельность не ведется, приведены в ст. 21.1 129-ФЗ. Статья 21.2 этого закона предписывает ФНС принимать решение об исключении компании из ЕГРЮЛ при обнаружении указанных признаков.
  2. Юридическое лицо не имеет средств на проведение закрытия в добровольном порядке, а взыскать их с учредителей по различным причинам невозможно.
  3. Налоговая инспекция в результате проверки обнаружила недостоверные сведения в ЕГРЮЛ, а юрлицо в течение 6 месяцев не предприняло шаги для исправления некорректных данных.

Последние два основания для ликвидации компании по инициативе налоговой стали одними из последних законодательных нововведений и были приняты в сентябре 2020 года.

Если в ходе проверки будет установлено, что юридический адрес в ЕГРЮЛ не имеет никакого отношения к деятельности компании (то есть по указанному адресу у компании нет офисного помещения, торгового помещения, производственной базы или склада), то она подлежит исключению из реестра.

Нередки случаи, когда компания регистрируется по одному адресу, а фактически ведет бизнес по другому. Вполне может быть, что у учредителей нет никаких противоправных намерений, но некорректный юрадрес в официальном реестре противоречит закону. Злоумышленники используют подобную схему с недостоверным адресом для того, чтобы избежать предъявления им законных требований или внеплановых проверок.

Факты некорректности сведений о юридическом адресе обычно выявляются налоговиками двумя способами:

  1. По результатам выездной проверки. В частности, в ходе проверки налоговики могут выявить, что по адресу расположен недострой.
  2. Если все отправленные требования и уведомления по указанному адресу возвращаются в ФНС невостребованными или с отметкой о некорректно указанном адресе, отметкой «адресат отсутствует».

Косвенно указывает на недостоверность юридического адреса тот факт, что это адрес массовой регистрации, то есть по нему зарегистрировано слишком много компаний: 10 и более. Это служит подтверждением того, что компания попросту «купила» юрадрес и не собиралась вести там бизнес.

Государственные или местные органы самоуправления

Государственные и местные органы самоуправления обычно подают исковые заявления при грубых нарушениях законодательства, ведении деятельности без необходимой лицензии, неисполнении предписания по преобразованию, ведении противоречащей целям религиозной деятельности, серьезном нарушении Конституции и пр.

Согласно сложившейся судебной практике, чаще всего принудительная ликвидация ООО связана с грубыми и неоднократными нарушениями закона. В качестве примеров можно выделить:

  1. Неверное наименование при госрегистрации.
  2. Неправильный адрес.
  3. Несоответствие деятельности уставным целям.

Обычно первоначально в адрес компании выносится предписание об устранении нарушений, и только если они не были устранены, то компания ликвидируется.

Но не всегда суды встают на сторону заявителей. Были прецеденты, когда им было отказано в требованиях. Например, суд отказал в ликвидации компании с неверным адресом, так как компания вела деятельность, совершала операции, сдавала отчетность, а неполучение корреспонденции по адресу регистрации не является веской причиной для прекращения работы.

Еще один отказ суда был вынесен при попытках ликвидировать компанию без назначенного директора (договор со старым истек, а новый не был назначен).

Заявление прокурора

Прокурор может обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и законных интересов общества и государства. Это право предоставлено ему ст. 35 ФЗ №2202-1 «О прокуратуре». Например, он может инициировать процесс при нарушении исключительных прав по ст.

Иск антимонопольной службы

ФАС может подать иск, если компания была создана без предварительного согласия со стороны ФАС, когда такое согласие является обязательным по ст. 34 ФЗ-135.

Исковое заявление органами жилищного контроля

Органы жилищного контроля наделены правом на подачу искового заявления о принудительной ликвидации ТСЖ, жилищного или строительного кооперативов при неисполнении предписания о несоответствии уставу и при наличии неустранимых нарушений по п. 6 ст. 20 ЖК РФ.

Кто может инициировать ликвидацию

На основании п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса ликвидация компании может быть инициирована уполномоченными на это инстанциями.

Принудительная ликвидация юрлица может быть инициирована:

  1. Федеральными, региональными или муниципальными органами власти.
  2. Налоговой службой.
  3. Прокуратурой.
  4. Росреестром.
  5. Учредителем общества.
  6. Центробанком.
  7. Федеральной антимонопольной службой.
  8. Органами жилищного контроля.

По иску учредителя общества

Принудительная ликвидация по иску учредителя ООО возможна по основанию, указанному в п. 5 ст. 61 Гражданского кодекса. Инициатор ликвидации может аргументировать необходимость закрытия компании невозможностью продолжения деятельности или возникновением существенных сложностей для продолжения работы.

В частности, в п. 29 Постановления Пленума ВС от 2020 года №25 приведены разъяснения, по которым ликвидация по инициативе одного из учредителей допустима при корпоративном конфликте, который затрудняет процедуру принятия решений, предполагает уклонение от управленческих обязанностей и пр.

Оптимально, если учредители добровольно примут решение о ликвидации, это будет дешевле судебного разбирательства.

Судебные споры о ликвидации компании между собственниками возникают при различных корпоративных конфликтах, когда добровольная ликвидация невозможна. Участник, который обращается в суд, должен доказать факт того, что действия иных учредителей влекут негативные последствия для компании.

Порядок закрытия ооо

На предварительном этапе налоговая инспекция формирует специальный перечень компаний-«молчунов», которые в течение года и более не сдавали положенную законом отчетность.

Правовое регулирование

Процедура одностороннего исключения сведений о компании из ЕГРЮЛ опирается на нормы Гражданского кодекса и ФЗ-129 «О госрегистрации». Так как в России уполномоченной инстанцией за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выступает ФНС, то именно налоговикам были переданы полномочия по исключению информации о юрлице из реестра в одностороннем порядке.

С 2020 года применительно к принудительной ликвидации юрлиц по решению ФНС через принятие 488-ФЗ были внесены важные изменения в 129-ФЗ. По результатам принятия данного закона полномочия налоговиков в части закрытия компании были расширены: у них появились дополнительные основания для закрытия.

Требование центрального банка

ЦБ может выступить с иском о ликвидации юрлица, которое занимается банковскими операциями без лицензии на основании Закона №395-1 или нарушает требования закона в кредитно-финансовой сфере.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Adblock
detector