Кто на предприятии должен заниматься составлением экологических отчетов

7. Новая отчетность по ПЭК в 2019 году

Ежегодно, начиная с 2010 года, после новогодних праздников предприятия-субъекты малого и среднего бизнеса в срок до 15 января должны были успеть подать  отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства. Приказ Минприроды РФ от 16.02.

2010 № 30 устанавливает порядок сдачи данной отчетности для субъектов МСП, эксплуатирующих объекты НВОС, относящиеся к федеральному уровню экологического надзора. Если объект отнесён к региональному уровню надзора – отчётность подается согласно порядку представления и контроля отчетности, установленному на местном уровне уполномоченным органом власти. В конце 2018 года возник вопрос – нужно ли сдавать данный отчет с учетом всех произошедших изменений?

Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в новом редакции нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, и входят в состав комплексного экологического разрешения и декларации о воздействии на окружающую среду соответственно. С 01.01.2019 г.

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный орган исполнительной власти в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории разработка нормативов и лимитов и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Данные положения вступили в полную силу 1 января 2019 года. До этого срока в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.

Соответственно, после некоторых сомнений большинство предприятий МСП в большинстве регионов РФ все же сдали отчётность МСП по форме приказа № 30 либо региональных приказов. При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, так и не была установлена.

Сдав отчётность по старой форме в качестве субъектов МСП в последний раз, предприятиям остается ждать нового нормативно-правового акта, который утвердит новую форму отчётности. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, должны будут сдавать аналогичную отчетность о воздействии на атмосферный воздух. Ее форма тоже пока отсутствует.

Кто на предприятии должен заниматься составлением экологических отчетов

Для предприятий крупного бизнеса до 1 января 2019 года обязательным требованием являлось обеспечение разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в составе ПНООЛР и утверждение их в уполномоченном органе. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии, что организацией ежегодно подавался технический отчет по обращению с отходами.

Разработка ПНООЛР и подача технических отчетов определялась соответствующими методическими указаниями. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, это Приказ Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349, для региональных объектов это местные методические указания и порядки. В связи с изменениями после отмены ПНООЛР нормативы и лимиты на образование и размещение отходов будут разрабатывать и получать только предприятия, имеющие объекты I категории в рамках получения комплексного экологического разрешения.

Следующим отчётом после отчета МСП в календаре эколога всегда была статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха – форма 2-ТП (воздух), которая сдается до 22 января. В прошлом году вышел Приказ Росстата от 01.08.2018 N 473 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой», согласно которому Форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», утвержденная приказом Росстата от 4 августа 2016 г.

N 387, признана утратившей силу. Вскоре вышел приказ Росстата от 08.11.2018 N 661, согласно которому утверждена новая форма данной отчетности уже с отчёта за 2018 год. Срок подачи остался прежним – 22 января, изменился орган подачи отчета: теперь он сдается в территориальные органы Росприроднадзора, а не в Росстат, как раньше.

Следующий вид отчета – подача декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Срок подачи – 10 марта, но внести плату нужно до 1 марта. При этом в течение всего года всем природопользователям, не относящимся к субъектам МСП, необходимо было ежеквартально вносить авансовые платежи в размере 25% от суммы платежа за предыдущий год.

Согласно п. 1 статьи 4.2 Федерального закона №7-ФЗ юридическим лицам и ИП, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV категории (в соответствии с критериями Постановления Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.), плату за НВОС вносить не нужно. Тем природопользователям, объекты которых не имеют категории, на данный момент плату вносить приходится.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) “Об охране окружающей среды”

Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Порядок определения платежной базы

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Те лица, которые имеют только объекты НВОС IV категории, от платы освобождены. Если учесть, что основная часть объектов получила категорию в течение 2017 года, значит, при расчете платы за 2018 год таким предприятиям уже можно было плату не вносить.

Следующий вид отчетности, о которой нужно сказать, это совершенно новая отчетность по программе производственного экологического контроля. Форма программы ПЭК появилась с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. N 74 (зарегистрирован в Минюсте РФ 03.04.18 г.). Новая программа ПЭК на предприятии призвана заменить устаревшие формы контроля, такие, как план-график аналитического контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, являющийся раньше частью проекта ПДВ.

За 2018 год необходимо было разработать программу ПЭК для каждого из эксплуатируемых объектов, относящихся к I-III категориям НВОС. В программу ПЭК включено три основных раздела: контроль за выбросами в атмосферный воздух, контроль за сбросами в водные объекты, контроль за деятельностью по обращению с отходами.

Программа ПЭК является бессрочной и не проходит утверждение в государственных органах. Приказ Минприроды России от 14.06.2018 N 261 (зарегистрирован в Минюсте 31.08.2018) утвердил форму отчетности по ПЭК. Таким образом, в течение 2018 года необходимо было проводить контроль по планам-графикам, утверждённым в программе ПЭК, чтобы до 25 марта 2019 года подать отчет по проведенным мероприятиям ПЭК.

В октябре 2018 года появились методические рекомендации по заполнению отчета по программе ПЭК, содержащиеся в Приказе от 16 октября 2018 года № 522, в соответствии с письмом Минюста России от 29 декабря 2018 г. № 01/171702-102 они не нуждаются в государственной регистрации. С их помощью можно разобраться, как заполнять таблицы отчета.

  • 1 апреля – подача декларации о количестве выпущенных товаров и отчета о выполнении нормативов утилизации
  • 15 апреля – уплата экологического сбора и подача расчета суммы сбора

Кроме того, есть отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров (форма утверждена постановлением Правительства РФ от 30.12.15 № 1520). Этот отчет сдают только те организации, у которых есть указанные объекты сбора и утилизации. Что изменилось в подаче декларации и расчете сбора?

В августе 2018 года вышло постановление Правительства РФ № 986 от 23.08.2018, которое внесло изменения в Правила взимания экологического сбора, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1073. Согласно изменениям, теперь исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от их использования, по каждой группе товаров, группе упаковки согласно перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 2970-р.

Что отражает экологическая отчётность

По инвестициям В деятельность по охране природы
По общим затратам компании На охрану окружающей среды и уровня их влияния на финансовый результат работы
По затратам на исследования науки Разработку в отрасли охраны среды и рационального использования природных ресурсов
По затратам по управлению Деятельность в сфере охраны труда
По затратам связанным с ликвидацией Последствия ущерба
По возмещенным затратам Что были уплачены на добровольных началах или при наличии судебного решения
По финансовому последствию действий В отрасли охраны природ для будущего периода
  • экономические проблемы компании;
  • Программу и политику по охране природы
  • данные о выбросах и сбросах;
  • степень выполнения требований законодательных норм;
  • данные о потенциально серьезных проблемах экологии;
  • финансовые последствия предпринимаемых природоохранных мер.

Экологическая отчётность организации предоставляется с целью контроля деятельности глав компании, развития позитивного имиджа фирмы

  • Постановление № 632.
  • Приказ от 19.10.2007 № 703.
  • Приказ № 30.

Отчетность о работе канализационной системы. Отражает сведения о наличии канализационного сооружения и его работе за отчетный период

Рассматриваются сведения о наличии водопроводного сооружения и его работе за год

Отчетность об охране атмосферы и сведениях об отходах 1-4 класса опасности (форма 2-тп) подается каждый год. Содержит сведения о выбросах загрязняющего вещества в атмосферу, их очистке и утилизационных мероприятиях, а также сведения о выбросе специфических веществ, источниках выбросов. Указывается, какие мероприятия выполнялись с целью уменьшения выбросов

Форма 4 (ОС)

Отчетность о текущих расходах на охрану окружающей среды и платежи экологического характера

Правила произведения расчетов рассмотрены в Постановлении № 632.

Правила составления документа оговорены в Приказе № 17, № 319.

Форма составляется организациями и их подразделениями, имеющими стационарные источники выбросов.

Сводные кадастры отходов представляются организациями, в независимости от того, какая форма собственности и вид деятельности. Результат подачи и ввода данных в соответствующий раздел Кадастра – отметка о том, что природопользователь зарегистрирован в Кадастре отходов за конкретный период.

При подготовке формы МСП стоит руководствоваться ФЗ № 89, а также Приказом № 30.

Контролируется предоставление отчетности по экологическим платежам Росприроднадзором, а значит, и документы стоит подавать в данную инстанцию. Расчет представляется в единственном экземпляре в орган по месторасположению объектов негативного воздействия на природу.

Если у предприятия есть филиал, то отчетность подается в каждое из региональных представительств, где есть должна быть соответствующая доверенность

Данный вид отчетности должен сдаваться всеми предприятиями и организациями, деятельность которых в той или иной мере влияет на экологию нашей планеты.

Экологическая статистическая отчетность для малых и средних предприятий подается всеми компаниями и предпринимателями в РФ, в результате деятельности которых образуются отходы. Представление отчетов по экологическому контролю носит уведомительный характер. Лица, которых касается подобного рода отчетность, перечислены в ст.

4 ФЗ № 209 от 24 июля 2007. Отчетность СМБ от некоммерческого предприятия не будет принята, так как изменено некоторые положения Гражданского кодекса РФ. Данные моменты касаются потребительских кооперативов и общественных организаций (пункт 3 ст. 50 ГК). В компании ведется первичный учет отходов, в который входят операции образования, обезвреживания, размещения отходов в месте захоронения.

В отчете есть несколько разделов: общая информация о фирме; баланс по образованию отходов за отчетный период; контрагенты и данные о конечных пунктах передачи отходов, данные о договоре с перевозчиками, лицензиях полигонов; приложение (копия лицензии, договора, акта приема). Отчетность малого и среднего предпринимательства представляется в бумажном виде.

Хотя желательно представить и электронный вариант. Готовится 2 образца. Один останется в организации. Проект норматива образования отходов и лимита на них – не обязательно разрабатывается малыми и средними субъектами предпринимательства. Но многие организации решают составлять такой документ, так как благодаря данным, которые он будет отражать, облегчается процесс заполнения отчетов по экологии.

Если нет ПНООЛР, отчетность составляют, основываясь на первичную документацию (паспорт опасных отходов, журнал учета отходов). Лимитом будет считаться количество отходов по факту, что образовались при ведении деятельности фирмы. Могут возникнуть определенные проблемы со сдачей экологической отчетности, если деятельность осуществляется не в одном территориальном округе.

Субъект хоздеятельности должен заниматься организацией производственного контроля и представлением отчетов об экологических мероприятих в федеральный орган исполнительных властей и орган местного самоуправления. Если речь идет о крупном предприятии, деятельность которого оказывает большое воздействие на экологию, тогда такой контроль осуществляется специализированной лабораторией.

Форма отчетности по статистике – 18-КС Информация об инвестициях в ОС, что направлены на охрану природы и рациональное использование ресурсов
2-ОС Данные о выполнении мероприятий по охране водных ресурсов
4-ОС Данные о текущих расходах на природоохранные мероприятия

Цель – установить объем размещения отходов на определенном объекте, сроки накопления отходов, утверждение лимита на размещение. Данный вид документов является обязательным для государственных и бюджетных учреждений

Специалисты по разработке экологической отчётности выезжают в компанию заказчика для сбора данных об источнике отходов, составляют предварительный список отходов на основе Федерального классификационного каталога отходов, так же определяют площадки для организации и временного хранения. Далее проект согласовывается с Росприронадзором, утверждаются лимиты размещения и выдаются разрешения.

Лимиты выдаются раз в 5 лет, если они будут каждый год подтверждаться техническими отчетами о неизменности производства и используемой сырьевой базы. Если подтверждение отсутствует, лимит аннулируется, а размер платежа будет увеличен в 5 раз до того времени, пока компания не представить техническую отчетность.

Плату за загрязнение природы вносят компании и ИП, которые ведут деятельность на территории Российской Федерации. Соответственно, необходимы оформленные экологические отчеты для малого и среднего бизнеса.

Ведение учета отходов, что образовались Использованы или размещены, должны быть достоверными
Предоставление беспрепятственного доступа к собранным данным должностному лицу Федерального органа по надзору в отрасли использования природы и уполномоченному органу исполнительных властей, когда осуществляется контроль
Хранение учетных журналов И иных документов в течение 5 лет

С 1 января 2015 года необходимость постановки любого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, его эксплуатирующим, является обязательным природоохранным требованием (п. 1 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В рамках постановки объекта на государственный учет производится присвоение каждому объекту одной из четырех категорий, от отнесения к которым зависят количество и характер применяемых к объекту требований в области охраны окружающей среды.

Так, все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п.1 ст. 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»):

  • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, —объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.

Следует отметить, что отнесение объекта к конкретной категории имеет максимальное значение для цели дальнейшего определения перечня требований, которые являются обязательными для соблюдения на соответствующем объекте хозяйственной деятельности (например, объекты IV категории освобождены от основных природоохранных обязанностей, связанных с оформлением разрешительной документации, представлением отчетности, внесением платежей за НВОС, а также исключены из объектов, подлежащих плановому государственному экологическому надзору), ФЗ от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ.

Порядок постановки объекта на государственный учет зависит от момента введения объекта в эксплуатацию и определяется с учетом следующих особенностей:

  • в отношении объектов, вводимых в эксплуатацию после 1 января 2015 г. хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку указанных объектов на государственный учет в течение 6 месяцев с момента введения их в эксплуатацию.
  • в отношении действующих по состоянию на 1 января 2015 г. объектов (т.е. ранее объектов, эксплуатация которых началась до 1 января 2015 г.) хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку таких объектов на государственный учет до 1 января 2017 г.

При этом выполнение указанных положений законодательства на настоящим момент невозможно в связи с том, что до настоящего времени не утверждены подзаконные нормативные правовые акты, устанавливающие:

  • а) порядок постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет (равно как и форму заявления для постановки на государственный учет);
  • б) критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям.
  • ежеквартальная экологическая отчётность – ведение журнала учета движения и кадастра отходов (для СПб). Журнал является внутренним документом компании, но может быть затребован при проверке. Кадастр отправляется в комитет по благоустройству ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за периодом отчетности.
  • декларация о плате за НВОС – данный платеж является налогом, которым облагаются все организации, кроме объектов, отнесённых к 4 категории.  К негативному воздействию на окружающую среду при расчете данного налога относят сброс в водные объекты, выбросы в атмосферный воздух, размещение отходов. Данная декларация сдается ежегодно до 10 марта. Платёж необходимо внести до 1 марта.
  • годовая отчётность МСП (малого и среднего предпринимательства) – данный отчёт объединяет данные о всех отходах (объём, наименование, способ утилизации/использования/обезвреживания, место размещения). Составляется на основе данных из официальных документов, подтверждается договорами с лицензированными предприятиями, актами приема-передачи отходов. Отчет подается до 1 марта для объектов регионального надзора, до 15 января для объектов федерального надзора.
  • статистическая отчётность 2ТП, 4ОС – еще один вид ежегодной отчётности, обязательной для всех. Данные отчетов 2ТП и 4ОС вносятся в государственную статистику, к оформлению этих документов следует отнестись предельно внимательно.
    • 2ТП воздух: учет выбросов в атмосферу от стационарных источников загрязнения,  принадлежащих предприятию, организованных (вентшахт, труб) и неорганизованных (аварийных резервуаров, горящих угольных отвалов и пр.). Наличие очистных установок не освобождает от необходимости формирования данного отчета. В документе отражается количество и характеристики атмосферных выбросов (улавливаемых/утилизируемых/выбрасываемых). Основой служат данные о количестве производственного сырья, топлива, характеристиках очистных установок. Отчет подается до 22 января года, следующего за отчётным.
    • 2ТП отходы: содержит полный перечень отходов, описывает все операции, осуществляемые с ними на предприятии (количество, образование, прием, движение: использование, обезвреживание, утилизация, складирование или захоронение). Составляется на основе актов за отчетный период, сдается до 1 февраля следующего года.
    • 2ТП водхоз: данный отчет обязаны подавать организации, чья работа связана с использованием водных ресурсов: забор воды из поверхностных или подземных источников (от 50 кубометров в сутки), из систем водоснабжения (от 300 м3/сутки, для с/х производств – от 150 м3/сутки), сбор/сброс сточных вод, использование систем оборотного водоснабжения (суточной производительностью более 5000 кубометров). Документ составляется на основе балансовых расчётов, журналов учёта, специальных форм, содержит различные справки, протоколы и учитывает степень воздействия на тот или иной водный объект. Подается, как и 2ТП воздух, до 22 января.
    • 4ОС: данную форму заполняют организации, располагающие очистными сооружениями, осуществляющие природоохранные мероприятия, вносящие экологические платежи (траты должны составлять более 100 т.р. в год). Документ подается в Росстат ежегодно, до 25 января.  
  • техотчет по ПНООЛР – составляется экологом ежегодно, основная цель – продление действующего тома ПНООЛР. Подтверждает, что все данные, заявленные в проекте НООЛР, остались неизменны, включая технологию производства, используемое сырье. Составляется на основе действующего проекта, актов движения отходов за отчётный период, сдаётся не позднее, чем через 10 дней от даты истечения очередного года с момента утверждения ПНООЛР.
  • техотчет по контролю ПДВ – аналогичен предыдущему виду отчетности, т.е. необходим для продления действующего тома ПДВ. Сдаётся ежегодно, подтверждает, что все процессы на предприятии остались неизменными, также приводятся годовые расчёты атмосферных выбросов и/или их замеры. Подается через год от даты утверждения тома ПДВ.
  • отчет по производственному экологическому контролю – входит в систему производственного контроля предприятий, оказывающих негативное воздействие на ОС (первой, второй, третьей категории). Является суммирующим отчетом, оценивающим природоохранную деятельность организации, содержит сведения об ответственных за ПЭК, данные об инвентаризации всех источников загрязнения, методах испытаний и измерений, аккредитованных лабораториях, выполняющих анализы. На данный момент отчет по ПЭК подается через год после утверждения плана ПЭК.

Разрешительная документация: последствия неполучения

Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.

Кто на предприятии должен заниматься составлением экологических отчетов

Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс.

Для оказания каждого из указанных видов негативного воздействия на ОС хозяйствующий субъект должен обладать специальным разрешением (п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»), выдаваемым Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) или уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора органом исполнительной власти субъекта РФ (например, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга).

Рис. Разрешительная документация по выбросам и сбросам

Соответствующие разрешительные документы называются:

  • разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 25 июля 2011 г. № 650, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
  • разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 9 января 2013 г. № 2, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
  • документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50, (Административный регламент не утвержден) или соответствующим региональным нормативным правовым актом].

При этом указанные разрешительные документы должны быть оформлены в случае, если в процессе деятельности предприятия осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование и размещение отходов производства и потребления, до начала осуществления деятельности.

Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:

  • ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [за выбросы в атмосферный воздух] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
  • ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ [за сбросы в водный объект] или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
  • ст. 8.2 КоАП РФ [размещение отходов] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном (как правило, по требованию органа государственного экологического надзора), так и судебном порядке.

Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 25.12.2018)Статья 111. Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее – разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

1.1. С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Обращение с отходами, экология на предприятии

1.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.

Таким образом, объекты I категории имеют отсрочку в получении КЭР и даже могут до конца 2022 года или 2024 года получить разрешительные документы по старой схеме. Объекты же II категории, если они не захотят внедрять НДТ и получать КЭР на добровольной основе, должны подавать ДОВОС в срочном порядке, если у них заканчивается срок действия старых документов.

Правовое регулирование

Экологические платежи и представление отчета организации о производственном экологическом контроле регулируются нормативными актами Российской Федерации:

  • Постановление властей России № 632 от 28 августа 1992.
  • Приказ Ростехнадзора № 703 от 19 октября 2007.
  • Приказ МПР № 30 от 16 февраля 2010.
  • Закон, принятый 10 января 2002 № 7.
  • Федеральный закон от 24 июня 1998 № 89.
  • Приказ от 19.10.2009 № 230.
  • Приказ Росстата от 9 августа 2012 № 441.
  • Приказ, от 9 июля 2009 № 205.
  • Постановление властей России от 12 июня 2003 № 344.
  • Приказ, от 5 апреля 2007 № 204 (редакция от 27 марта 2008 № 182).
  • Приказ от 25 февраля 2010 № 50.

6. Плата за ТКО и обращение с отходами

Согласно статье 16.1, теперь за размещение ТКО на полигонах платят региональные операторы. К 1 января 2019 года все субъекты РФ должны были перейти на новую систему обращения с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, до 1 мая 2018 года – заключить соглашения с региональными операторами и до 1 июля 2018 года направить предложения об установлении единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.

Но в конце декабря 2018 года в ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ были внесены поправки, согласно которым регионы могут отложить переход на новую схему обращения с ТКО. Так, городам федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь предоставлено право не применять до 1 января 2022 года положения указанного закона.

Отчётность по экологии

Остальным регионам позволили, в случае признания конкурсного отбора регионального оператора несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности оператора, на год присвоить статус регионального оператора без проведения конкурса любому другому оператору, ГУП или МУП, которые имеют соответствующую лицензию.

Однако в других регионах успели выбрать региональных операторов. Многие из них начали свое действие в течение 2018 года. Следовательно, в этих регионах плата за НВОС за 2018 год уже должна рассчитываться по новым правилам. Так, если с начала 2018 года предприятие имело договор на вывоз отходов с одной из лицензированных организаций и размещало отходы на полигоне, и в какой-то момент в регионе был выбран региональный оператор, предприятие должно было заключить с ним контракт в обязательном порядке.

После заключения контракта с региональным оператором за образованные на объекте объемы ТКО платит уже региональный оператор. При этом нужно иметь в виду, что далеко не все отходы, которые мы привыкли считать бытовыми, относятся к ТКО согласно каталогу ФККО, и каждый раз необходимо сверять их номенклатуру.

То есть, для объектов I и II категории с 2020 года необходимо будет «умещаться» в установленные технологические нормативы, НДВ, НДС, ВСВ, ВСС, чтобы не платить за НВОС в 25-кратном и 100-кратном размере. Напомним, что объекты I категории должны внедрить НДТ и подать заявку на КЭР до конца 2022 года (для списка 300 объектов) или до начала 2025 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Adblock
detector