Охранная зона реки как определить

Что считается водоохранной зоной?

Водоохранной зоной признаётся территория, которая примыкает к границе какого-либо водного объекта (море, река, канал, озеро и т.д.) и на которой устанавливается особый режим её использования. Проще говоря, это часть суши, на которой заканчивается водный объект и начинается земля, имеющая определённую ширину вглубь берега.

Водоохранная зона относится к зонам с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). Её назначение состоит в том, чтобы защитить водоём от засорений и загрязнений, сохранить благоприятную среду для водных и прибрежных обитателей.

Как рассчитать дистанцию

Размер прибрежной полосы зависит от уклона берега, наличия парапетов, ценности самого водоема.

На основании статьи 65 часть 4 ВК РФ, ширина за пределами городов, а также населенных пунктов зависит от размера береговой линии. Она же определяется по среднемноголетнему уровню вод, пока они не покрыты льдом.

Для объектов с рыбохозяйственным назначением подразумевается область, не превышающая 200 м в ширину. Дальше этого расстояния особые правила перестают действовать. Например, через 200 метров для машины разрешена парковка.

 Протяженность водного объекта от истока (км) Ширина охраняемой набережной территории (м)
 До 10   50
 10-50  100
 50-100  200
 100-200  300
 200-500 (например, Салгир в Крыму, Река Москва)  400
 Более 500 (например, Волга)  500

Ширина зоны охраны озер составляет 50 метров, для морской 500.

Простому человеку достаточно тяжело определить границы этой области на местности. Из-за этого возникает большое количество вопросов и нарушений.

По законодательству требуется обязательная установка знаков, которые будут обращать внимание граждан на запрещенные действия.

В основном, знаки устанавливаются:

  • в местах пересечения дорог;
  • в определенных точках рельефа;
  • местах массового скопления людей;
  • должны быть расположены по всей длине охраняемой территории.

Отличие водоохранной зоны от прибрежной защитной полосы

Наряду с понятием «водоохранная зона» существует понятие «прибрежной защитной полосы». Разберёмся, в чем состоит отличие между ними. На самом деле, прибрежная защитная полоса является частью водоохранной зоны, непосредственной прилегающей к границе водоёма. В некоторых случаях границы прибрежной защитной полосы могут совпадать с границами водоохранной зоны (например, для рек и ручьёв, длина которых меньше 10 км). На неё в полной мере распространяется особый режим, устанавливаемый для водоохранной зоны.

«Водоохранная зона» и «прибрежная защитная полоса» — пограничные понятия. Грубо говоря, прибрежная защитная полоса входит в водоохранную зону. Они различаются правовым режимом их регулирования. Для водоохранной зоны и так устанавливаются определённые ограничения хозяйственной деятельности. На прибрежную защитную полосу, как часть, входящую в её состав, они также распространяются, но плюсом к ним добавляется ещё некоторые.

Что такое водоохранная зона реки

Под этим определением понимаются территории, прилегающие к водным объектам и подлежащие надзору и контролю со стороны государства.

Они делятся на поверхностные и подземные. Среди первых выделяют:

  1. Моря и их отдельные части (бухты, заливы, проливы).
  2. Водоёмы (озера, пруды, водохранилища).
  3. Болота.
  4. Водотоки (реки, ручьи, каналы).
  5. Выходы подземных вод (гейзеры, родники).
  6. Ледники.

Информация о них содержится в статье 65 ВК РФ.

На данных территориях решаются следующие задачи:

  • предупреждение засорения, заиления, загрязнения, а также истощения и пересыхания;
  • сохранение среды биологического обитания.

В этих границах вводятся специальные прибрежные защитные полосы, внутри которых действуют ограничения на осуществление хозяйственной и иной деятельности.

Охранная зона реки как определить

Охрана водных объектов осуществляется с помощью следующего вида сооружений:

  • системы канализации централизованного типа;
  • устройства для отвода сточных вод в специальные резервуары;
  • очистные сооружения (они обязательно должны соответствовать нормам законодательства);
  • сооружения для хранения отходов потребления.

В пределах этих областей допускается следующее:

  • проектирование;
  • строительство;
  • реконструкция;
  • ввод в эксплуатацию;
  • использование хозяйственных, а также иных объектов с условием, что они обеспечат полную сохранность прилегающих территорий от загрязнения.

Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов

Из статьи 65 Водного кодекса следует, что водоёмами, вокруг которых устанавливается водоохранная зона, являются:

  • моря;
  • реки;
  • ручьи;
  • каналы;
  • озёра;
  • водохранилища.

Не устанавливаются водоохранные зоны для:

  • озер и водохранилищ с акваторией менее 0,5 кв. км, не имеющих особо ценного рыбохозяйственного назначения;
  • прудов и обводненных карьеров;
  • ледников, снежников, родников, гейзеров, болот и озер внутри болот;
  • рек и их частей, помещенных в закрытые коллекторы;

Водоохранная зона не устанавливается либо для водоёмов, для которых это прямо указано в статье 65, либо для тех водных объектов, для которых не устанавливается береговая полоса (полоса земли вдоль границы водоёма водного объекта).

В статье Водного кодекса указано, вокруг каких водных объектов устанавливается прибрежная защитная полоса. К ним относятся: моря, реки, ручьи, каналы, озёра, водохранилища.

Охранная зона реки как определить

Прибрежная защитная полоса не устанавливается для тех водных объектов, для которых нельзя установить береговую полосу, под которой понимают полосу земли вдоль границы водного объекта общего пользования. К таким водным объектам относятся болота, ледники, снежники, родники, гейзеры.

(с изменениями на 29 апреля 2016 года)

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 10 января 2009 года N 17

1. Настоящие Правила определяют порядок установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков (далее — установление границ).

2. Установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

органами государственной власти субъектов Российской Федерации — при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации;(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 мая 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года N 377.

Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами — в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водоемов, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей.(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 мая 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года N 377.

а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;

б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;

в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;

г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

4_1. При установлении границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов могут использоваться сведения, содержащиеся на включенных в федеральный или ведомственные картографо-геодезические фонды топографических картах наиболее крупных масштабов, созданных в отношении соответствующей территории.

Описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек осуществляется с точностью определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.(Пункт дополнительно включен с 13 мая 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года N 377)

Охранная зона реки как определить

5. Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в месячный срок в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года N 253 «О порядке ведения государственного водного реестра».(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 мая 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года N 377.

5_1. Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.(Пункт дополнительно включен с 13 мая 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года N 377)

6. Органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

7. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи земельных участков, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов, обеспечивают беспрепятственный доступ представителей органов государственной власти, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в целях осуществления размещения на соответствующих земельных участках специальных информационных знаков и поддержания их в надлежащем состоянии.

8. Образцы специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. *8)

Редакция документа с учетомизменений и дополнений подготовленаАО «Кодекс»

Что запрещено в прибрежной полосе

В границах этой линии нельзя совершать следующие действия (статья 65 ВК РФ):

  1. Использование сточных вод для регулирования плодородных почв.
  2. Проведения мер по борьбе с вредными организмами с помощью авиации.
  3. Размещение специальных хранилищ с пестицидами и агрохимикатами.
  4. Сброс сточных и дренажных вод.
  5. Установление следующих построек:
    • скотомогильников;
    • кладбищ;
    • мест захоронения отходов производства и потребления, взрывчатых, химически, а также токсических и ядовитых веществ;
    • складов горюче-смазочных материалов;
    • пунктов хранения радиоактивных отходов.
  6. Движение и стоянка транспортных средств (исключением является специализированная техника, а также использование для передвижения и стоянки особых мест с твердым покрытием).
  7. Установка заправок и станций технического осмотра (исключением является расположение этих построек на территории портов, судостроительных и ремонтных организаций).
  8. Применение пестицидов и ядохимикатов.
  9. Разведка и добыча полезных ископаемых.

В связи с этим физическому лицу запрещается:

  • загрязнять водоохранные территории;
  • заниматься распашкой земель;
  • выпасать скот.

В некоторых местах может быть запрещено кормление животных, обитающих в пределах охраняемой области. Подобные меры позволяют сохранять экосистему.

Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов

Порядок установления прибрежной защитной полосы регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Установлением прибрежной защитной полосы занимаются властные органы, в зависимости от того, где расположен водоём:

  • Территориальные органы Росводресурсов в отношении морей (их частей), водоёмов, используемых на территории двух и более соответствующих субъектов, при этом включённых в перечень Правительства РФ.
  • Региональные органы власти – в отношении водоёмов, находящихся в пределах соответствующего субъекта (в случае, если ему переданы полномочия соответствующие Российской Федерации).

1) определяют ее ширину;

2) описывают границы полосы, её координаты и опорные точки;

3) фиксируют границы на картах;

4) устанавливают границы на местности (размещают информационные знаки);

5) представляют документы в Росводресурсы (сведения о типе и наименовании водного объекта, границы ПЗП, их координаты, площадь, текстовое и графическое описание, схемы в формате XML), которое вносит сведения в государственный водный реестр.

Затем Росводресурсы направляет сведения в Росреестр для внесения их в ЕГРН. Только со дня внесения сведений в ЕГРН, границы прибрежной защитной полосы считаются установленными.

Поскольку прибрежная защитная полоса является частью водоохранной зоны, то их установление происходит одномоментно.

Органы, занимающиеся установлением границ прибрежной защитной полосы, в обязательном порядке размещают на всем протяжении этих границ специальные информационные знаки – специальные таблички или указатели, свидетельствующие о том, что данная территория имеет особый режим её использования. Такие знаки устанавливаются:

  • в характерных точках рельефа (ямы, холмы и т.д.);
  • в местах пересечения водных объектов дорогами;
  • в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.

Требования к информационным знакам ПЗП установлены в Приказе Минприроды России от 13 августа 2009 г. N 249 «Об утверждении образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Значение таких указателей заключается в том, чтобы оказавшиеся рядом люди не нарушали установленного законом режима для таких территорий.

Порядок установления водоохранных зон регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 (ред. от 29.04.2016) «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Установлением водоохранной зоны занимаются властные органы, в зависимости от того, где расположен водоём:• Территориальные органы Росводресурсов в отношении морей (их частей), водоёмов, используемых на территории двух и более соответствующих субъектов, при этом включённых в перечень Правительства РФ.

Для установления границ водоохранной зоны органы осуществляют следующие действия:1) Определяют ширину водоохранной зоны;2) Описывают границы зоны, их координаты и опорные точки;3) Фиксируют границы водоохранной зоны на картах;4) Устанавливают границы водоохранной зоны на местности (размещают информационные знаки);

Затем Росводресурсы направляет сведения в Росреестр для внесения их в ЕГРН. Только со дня внесения сведений в ЕГРН границы водоохранной зоны считаются установленными.

Строительство в водоохранной зоне: что можно строить, какие ограничения

Ещё один важный вопрос, на который стоит ответить – можно ли строить на территории водоохранной зоны? Если да, то есть ли ограничения на строительство? Давайте разбираться.

Водный кодекс не запрещает строительство на территории водоохранной зоны. Однако существуют некоторые ограничения на строительство. Для того чтобы строительство было законным, необходимо оборудовать строящийся объект очистными сооружениями, которые обеспечат защиту окружающей среде.  К таким Водный кодекс относит канализации, ливнёвки, иные системы отведения (сброса) вод, очистные сооружения (септик), сооружения для сбора отходов производства и потребления.

При этом следует помнить, что строительство должно производиться таким образом, чтобы береговая полоса (20 метров от береговой линии, границы водного объекта) всегда оставалась общедоступной для граждан, так как водные объекты являются объектами общего пользования.

Никаких дополнительных разрешений или взаимодействий с государственными органами касательно территории водоохранной зоны не требуется.

Охранная зона реки как определить

Также п. 15 ст. 65 Водного кодекса установлены запреты на следующие виды деятельности:

  • использование сточных вод для удобрения почв;
  • размещение кладбищ, скотомогильников, свалок различных видов отходов (производства, отравляющих и ядовитых веществ и т.д.);
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
  • размещение и применение хранилищ пестицидов и агрохимикатов,
  • сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
  • разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.

На территории прибрежной защитной полосы как части водоохранной зоны, как уже было сказано, устанавливаются дополнительные ограничения.

Кроме того, дополнительные ограничения устанавливаются Лесным кодексом в случае, если на территории водоохранной зоны находится лес. В таком случае на территории водоохранной зоны запрещается:

  • сплошные рубки лесных насаждений;
  • использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
  • создание и эксплуатация лесных плантаций;
  • размещение объектов капитального строительства, за исключением объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.

На этой территории можно расположить любой объект, кроме описанных выше. Однако также имеется ряд нюансов, которые требуется обязательно учесть:

  1. Строительство допускается только с учетом обеспечения условий охраны области от загрязнения и истощения.
  2. Законодательство обязует собственников использовать системы очистных сооружений, а также септик. Можно подключиться к ливневой канализации или же разработать свою.
  3. При строительстве производственных предприятий, требуется установить свою собственную систему. Отсутствие вышеописанных условий является основанием для привлечения к административной ответственности.

Собственники индивидуальных жилых сооружений могут использовать вместо очистных систем стоки из водонепроницаемых материалов.

Также при расположении этих объектов обязательно требуется:

  • сделать дорогу для подъездов;
  • оборудовать стоянку асфальтовым покрытием.

Застройщику нужно знать о принадлежности участка к водоохранной территории. Чтобы получить эту информацию, требуется обратиться в службу кадастрового учета. Для строительства необходимо официальное разрешение из государственного реестра.

Индивидуальное строительство в этих зонах осуществляется в соответствии с общими требованиями законодательства Российской Федерации, а также с учетом 65 статьи Водного Кодекса.

Во время проведения работ требуется знать ширину охраняемой области. Также вся используемая документация тщательно проверяется на факт соблюдения экологических норм.

Для аренды земли в зоне реки, которая находится под надзором, нужно обратиться в местные органы исполнительной власти. Ведение хозяйственной деятельности можно осуществлять без согласования с органами по защите и контролю.

В России осуществляется контроль со стороны Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Также в этом процессе участвуют местные органы исполнительной власти.

Инспекторы этих служб имеют право на:

  1. Проверку требований по использованию охраняемых территорий.
  2. Проводить проверку объектов, расположенных внутри этих границ.
  3. Составлять акты и предоставлять их для ознакомления.
  4. Досматривать суда (в том числе иностранные) на предмет использования защитных мер по охране окружающей среды.
  5. Выдавать предписания по устранению нарушений (вторая сторона должна обязательно исполнить их в сроки, указанные в документе).
  6. Уведомлять собственников о факте проведения проверок, а также об их результатах.

Федеральными органами в области санитарно-эпидемиологического надзора осуществляется контроль за организациями, расположенными внутри охраняемых территорий. А именно:

  1. Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, разработанным и установленным Правительством РФ.
  2. Контроль за гигиеническими нормативами. Имеется в виду проверка содержания в воде вредных веществ. Подобные меры обеспечивают безопасность здоровья и благоприятное состояние населения Российской Федерации.

знак прибрежной защитной полосы

1) использование сточных вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) распашка земель;

6) размещение отвалов размываемых грунтов;

7) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Правовой режим водоохранных зон и прибрежных защитных полос направлен, прежде всего, на ограничение сельскохозяйственной деятельности, допуская из сельскохозяйственных угодий только размещение сенокосов.

Все перечисленные запрещения присущи хозяйственной деятельности, осуществляемой в сельской местности. Пункты 1, 3, 5, 7 в прямую относятся к животноводству и земледелию (растениеводству). Из перечисленного в пункте 2 организация скотомогильников сопутствует ведению животноводства, а размещение кладбищ на высоких речных берегах не редка в сельской местности.

Пункт 4 (движение и стоянка транспортных средств…) — более вероятен в сельской местности уже потому, что там, как правило, дорог с твёрдым покрытием нет, либо минимум, там интенсивнее используется более проходимый мототранспорт, население чаще занимается охотой, сбором ягод и иными заготовками, рыболовством.

К промышленной деятельности относится в основном содержание пунктов 2, 4 и 6. Для жителей городских поселений характерно создание на дачных участках огородов (пункт 5, распашка земель).

Объём применимости правового режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос по регионам России различен. Причина здесь в том, что в регионе может не осуществляться тот вид деятельности, ограничивать который призван правовой режим водоохранных зон.

Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов

Значение таких указателей заключается в том, чтобы оказавшиеся рядом люди не нарушали установленного законом режима для таких территорий. В противном случае они могут быть привлечены к административной ответственности (более подробно об этом далее).

Штрафы за нарушение правил в водоохранной зоне: виды, размеры, кто имеет право штрафовать

отличие водоохранной зоны от прибрежной защитной зоны

1) до 10 км– 50 м. В данном случае границы водоохранной зоны буду совпадать с прибрежной защитной полосой;

2) 10 – 50 км —  100 м.

3) больше 50 км – 200 м.

  • Для озёр и водохранилищ – 50 м (для водохранилищ на водотоке – по ширине водотока).
  • Для моря – 500 м.
  • Для каналов — совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов. Полосы отвода каналов определяются в соответствии со строительными правилами и зависят от ряда факторов (пропускной способности канала, тип его устройства и пр.).

Важно, от какой точки начинает отсчитываться размер водоохранной зоны. Если водоём находится за пределами населённого пункта, то ширина водоохранной зоны отсчитывается от границы водного объекта, для морей – от линии максимального прилива. Если у водоёма есть набережная, то ширина отсчитывается от парапета набережной.

Если необходимо установить  водоохранную зону в населённом пункте, то при определении её ширины, наоборот, приоритетной точкой отсчёта является парапет набережной, и только в случае её отсутствия ширина отсчитывается от границы водоёма.

1. Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности (в том числе парковка в водоохранной зоне) (ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ)

Штраф:

  • для граждан – от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 8000 до 12 000 руб.;
  • для юридических лиц – от 200 000 до 400 000 руб.

знак водоохранной зоны

2. Уничтожение и повреждение информационных знаков, определяющих границы водоохранных зон (ч. 2 ст. 7.2 КоАП РФ)

Штраф:

  • для граждан – от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц – от 5000 до 10000 руб.;
  • для юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.

3. Невыполнение требований по оборудованию объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов (статья 8.45 КоАП РФ)

Штраф:

  • для граждан – от 3000 до 4000 руб.;
  • для должностных лиц – от 30 000 до 40 000 руб.;
  • для юридических лиц – от 500 000 до 1 млн. руб.

Повторное нарушение в течение года карается ещё большими штрафами и возможностью приостановления деятельности. Также такое дело рассматривается в суде.

4. Повреждение сооружений водоохранного назначения (ст. 7.7 КоАП РФ)

Штраф:

  • для граждан – 1000 – 1500 руб.;
  • для должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
  • для юридических лиц – от 20 000 до 30 000 руб.

5. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (ч 2 ст. 8.12 КоАП РФ)

Штраф:

  • для граждан – 3000 – 5000 руб.;
  • для должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для ИП — от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц — от 200 000 до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Протоколы об административном правонарушении по перечисленным выше административным делам вправе составлять сотрудники полиции. Рассматривают такие дела государственные инспекторы в области охраны окружающей среды.

Избежать штрафов несложно, главное — быть внимательным к информационным знакам, очерчивающим границы водоохраной зоны, а также следовать правилам, которые были подробно описаны в нашей статье. Перед тем, как осуществлять строительство на земельном участке, необходимо удостовериться, что земельный участок не находится в водоохранной зоне, заказав выписку в Росреестре.

Основной параметр, от которого зависит ширина прибрежной защитной полосы – градус уклона берега водоёма. Водный кодекс устанавливает следующие размеры:

  • Если уклон обратный или нулевой – 30 м;
  • Если уклон до 3 градусов – 40 м;
  • Если уклон 3 и более – 50 м.

Особые размеры устанавливаются в следующих случаях:

  • Для озёр, расположенных в границах болот, — 50 м;
  • Для рек, озёр, водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб) – 200 м;
  • Если в населённом пункте есть набережная или ливневая система водоотведения – по ширине набережной.

Важно, от какой точки начинает отсчитываться размер прибрежной защитной полосы. Рассмотрим все возможные варианты точек отсчёта:

  • Для морей – от линии максимального прилива.
  • Если у водоёма есть набережная или ливневая канализация – точки отсчёта нет, так как защитная полоса равна их ширине;
  • Если нет набережной и ливневой канализации — от границы водоёма.

Штрафы

Ответственность наступает в тот момент, когда факт нарушения был зафиксирован. Например, мытье автомобиля на запрещенном расстоянии от реки.

Если нарушитель загрязняет водные ресурсы, то может наступить уголовная ответственность. В данном случае будет грозить мера пресечения в виде лишения свободы сроком до 2 лет.

Гражданину сначала требуется выяснить является ли территория охраняемой или нет. Для этого он может обратиться в органы исполнительной власти и уточнить эту информацию либо осмотреть место на наличие знаков.

 Лицо, совершившее правонарушение  Размер санкций, руб.
 Физическое   3 000 — 4 500
 Должностное   8 000 — 12 000
 Юридическое   200 000 — 400 000

Помимо выплаты штрафа, виновное лицо обязуют устранить после себя все нарушения.

Например, постройка, установленная без соблюдения норм охраняемой территории, должна быть снесена самим гражданином.

Транспорт в водоохранной зоне: движение и стоянка автомобилей, мотоциклов, мопедов

Начнём рассказывать про ограничения на территории водоохранной зоны с того, какой режим установлен для нахождения в ней транспортных средств (далее — ТС).

В Водном кодексе сказано, что в границах водоохранных зон запрещено движение и стоянка ТС (кроме специальных ТС). Движение допускается только на дорогах, а стоянки только на дорогах и в оборудованных местах с твёрдым покрытием. В ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога определяется как «обустроенная или приспособленная и используемая для движения ТС полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии». То есть по дорогам, которые расположены на территории водоохранной зоны, можно спокойно передвигаться, а машину без риска можно оставить на её обочине. По остальной территории передвигаться нельзя. Что же касается специально оборудованных мест, то обычно их очень мало, а найти достаточно трудно.

Исключением из правила являются специальные транспортные средства, которые могут ездить и останавливаться в водоохранной зоне. Разберёмся, какой транспорт можно считать в данном случае специальным.

— это «транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.)». Кроме того, Минприроды относит к таковым транспортные средства МЧС, «скорую помощь», транспортные средства правоохранительных органов, контрольно-надзорных органов и иных спецслужб. При этом движение и стоянка перечисленных транспортных средств в водоохранной зоне допускается только при осуществлении ими своих полномочий.

Указанные правила распространяются не только на автомобили, но и на мотоциклы. В ПДД сказано, что «транспортное средство» – это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Понятия «мотоцикл» и «мопед»  также определяются как транспортные средства. Это необходимо помнить и иметь в виду, иначе есть возможность получить штраф.

В связи с этим в пределах водоохранных зон также не допускается размещать заправки, склады ГСМ, СТО, мойки ТС.

Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов

5) распашка земель;

Размеры водоохранных зон зависят только от двух факторов: во-первых, от длины водотока от истока до устья, а для озёр — от их площади; во-вторых, от сточности (проточности) озёрно-речных систем на болотных массивах.

Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос могут совпадать, либо первые включают вторые. Не может быть, чтобы для какого-либо водного объекта была установлена водоохранная зона и не установлена прибрежная защитная полоса, и наоборот.

1) до десяти километров — 30, 40, 50 метров (водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой);

2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

Установлены четыре градации водоохранной зоны для озёр и водохранилищ: 30, 40, 50 и 200 метров; для морей — 500 метров.

Размеры прибрежных защитных полос устанавливаются в зависимости от одного фактора, от уклона берега водного объекта. Градации ширины прибрежных защитных полос: 30, 40, 50 метров — для водных объектов и, дополнительно, 200 метров — для имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение озёр и водохранилищ.

водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов, то есть равны, как правило, ширине полосы, отложенной по обе стороны канала от бровки — при прохождении канала в выемке или от подошвы дамбы — при прохождении канала в полувыемке-полунасыпи, но не свыше 35 метров с каждой стороны[4];

ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», но до сих пор не установлена[5];

сочетание на территориях населённых пунктов набережных и ливневой канализации: только в этом случае прибрежная защитная полоса будет ограничиваться парапетом (то есть может быть очень узкой), а водоохранная зона будет отсчитываться от парапета, а не от береговой линии.

Описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек предусмотрено Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов[6]. Описание проводится по опорным точкам[7].

примыкания к Государственной границе Российской Федерации;

пересечения (примыкания) с границами субъектов Российской Федерации, муниципальными районами и поселениями;

схождения (стыка) границ водоохранных зон (прибрежных защитных полос) двух рек, либо реки и крупного водоёма;

определяющие места изменения географических компонентов на местности (схождение двух разнонаправленных в плане участков границы);

приуроченные к характерным формам рельефа и т. п.

В качестве ориентиров для физико-географического описания прохождения линии границы выбираются характерные элементы местности (рельефа, гидрографии, дорожной сети, растительного покрова, ландшафтов и т. д.), расположенные в непосредственной близости от этой линии границы. Описание прохождения границы составляется последовательно от одной опорной точки линии границы к другой, в зависимости от положения характерных элементов местности по отношению к линии границы.

В описании границ применяются географические наименования объектов местности в соответствии с используемыми государственными топографическими картами. В случае переименования географических объектов в описании приводятся как новые, так и старые названия объектов.

Географические координаты, как правило, с высотными отметками земной поверхности приводятся в действующей единой Государственной системе координат и высот.

Специальных правил, регламентирующих этот вопрос, не установлено. Тем не менее, это не значит, что на территории водоохранной зоны можно делать всё, что душе угодно. Необходимо вспомнить про цели, ради которых она устанавливается – противодействие загрязнению водоёмов и сохранение благоприятной окружающей среды. Нужно соблюдать простые правила: увозить мусор, не выкидывать отходы в водоём, разжигать костры на отведённых площадках, палатки ставить аккуратно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Adblock
detector