Огнетушитель в автобусе требования — Пожарная безопасность

Основные разновидности устройств

Автомобиль — потенциально опасное средство передвижения. Его проводка работает на значительных токах, по разнообразным распределительным сетям перемещается горючее, смазочные вещества.

Пожар легкового автомобиля — страшное зрелище. Машина может полностью сгореть за пару минут.

Но пассажиры такого транспортного средства с высокой вероятностью успеют его покинуть. Совсем иначе обстоит дело с автобусами.

Люди просто не способны быстро его покинуть. Поэтому нормы, сколько огнетушителей должно быть в автобусе для перевозки пассажиров — четко регламентированы и должны соблюдаться неукоснительно.

Автомобили относятся к объектам повышенной пожарной опасности, поэтому наличие огнетушителя обязательно. К огнетушителям для тушения пожара в автобусах существуют особые требования. Все они регламентируются правилами эксплуатации пассажирских транспортных средств.

От соблюдения требований к огнетушителям зависит их эффективность, а значит и жизнь людей в критической ситуации. Огнетушители бывают водяные, пенные, газовые и порошковые. Для тушения очагов пожара в автобусах применяются порошковые огнетушители. Обязательное требование к ним — устойчивость к вибрации.

В паспорте огнетушителя должна быть отметка о проведении соответствующего тестирования. Основные требования к огнетушителям в автобусе:

  • В автобусе должно быть два огнетушителя.

К кабине (салону) АТС предъявляются следующие требования: боковые стекла должны плавно передвигаться стеклоподъемными механизмами; на сиденьи и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы; шум, вибрация, микроклимат и концентрация вредных веществ в кабине грузового автомобиля, внутри салона и кабины автобуса и кузова легкового автомобиля должны соответствовать значениям, указанным в действующих государственных стандартах, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах;

отопительные устройства кабины и салона в холодное время должны быть работоспособны; применять отработавшие газы в качестве теплоносителя для обогрева кабины и салона запрещается, они могут использоваться только для подогрева теплоносителя; пол кабины, салона и кузова АТС должен застилаться ковриком, не имеющим отверстий и прочих повреждений.

А к проверке аптечки и огнетушителя не относится.

  • Участие автомобиля в ДТП.
  • Наличие ориентировок и прочих данных, говорящих о причастности авто к ДТП, правонарушению или преступлению (ориентировку должны предъявить, а проверку ввиду наличия «прочих данных» — обосновать).
  • Специальные мероприятия по предупреждению ДТП (инспектор должен ознакомить водителя с регламентирующими такое мероприятие документами).
  • Особо настойчивые инспектора ДПС могут начать досмотр автомобиля. Но единственное законное основание его проведения — обнаружение предметов правонарушения или орудий его совершения (ч. 1 ст. 27.9 КоАП РФ). Очевидно, что досмотр автомобиля с целью обнаружить отсутствие аптечки и огнетушителя нельзя признать законным. На подобные действия инспекторов можно и нужно жаловаться.

От соблюдения требований к огнетушителям зависит их эффективность, а значит и жизнь людей в критической ситуации. Огнетушители бывают водяные, пенные, газовые и порошковые. Для тушения очагов пожара в автобусах применяются порошковые огнетушители. Обязательное требование к ним — устойчивость к вибрации.

За 10 минут полностью сгорает легковой автомобиль. Поэтому надеяться на приезд пожарного расчета, особенно если вы находитесь вдали от города, не стоит. Огнетушитель в автомобиле должен быть зафиксирован на кронштейне с помощью транспортного крепления — защелки с замком либо резиновых хомутов. Должна ли быть аптечка в автомобиле? Начнём со второго вашего вопроса.

Огнетушитель в автобусе требования - Пожарная безопасность

Согласно пункту 4.1.10 действующего сегодня стандарта СТ РК ГОСТ РК 51709 — 2004 «Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения» , «легковые и грузовые автомобили должны быть оснащены не менее чем одним порошковым или хладоновым огнетушителем ёмкостью не менее 2 л, а автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей — двумя, один из которых должен размещаться в кабине водителя, а второй — в пассажирском салоне (кузове).

Важно Но покупать их надежнее в аптеках, так как это гарантирует полную комплектность и соответствие ГОСТам. Приобретать лучше аптечку «посвежее», так срок ее годности благодаря отсутствию лекарств — около 5 лет.

Рекомендуется следить за сроком годности составляющих аптечки и своевременно пополнять ее (при истечении срока годности изделия или при его использовании).

Не запрещается дополнять автоаптечку своими лекарствами.

Требования к огнетушителю в автомобиле Огнетушитель должен присутствовать в тех же транспортных средствах, что и аптечка, за исключением мотоциклов с боковым прицепом. Без него также не пройти техосмотр. Купив огнетушитель в специализированном магазине или автомагазине, водитель вряд ли ошибется с выбором.

ПДД осторожно следуете к месту ремонта, поскольку устранить «неисправность» сейчас не можете (и верно: где вы на трассе возьмёте новый огнетушитель?). С формальной точки зрения вы будете правы. Это не всегда спасает от штрафа, но довольно часто позволяет свести наказание к предупреждению. Также помните, что ни забирать машину на штрафстоянку, ни снимать номера инспектор не вправе: эвакуация в этом случае не применяется, а снятие номеров давно отменено.

Ничего большего, чем выписать вам штраф в 500 рублей, инспектор не может. Ну и самое главное: просто имейте при себе огнетушитель, аптечку и знак. Лучше пусть они без пользы занимают место в багажнике, чем вы окажетесь без них в момент, когда эти вещи потребуются не инспектору ГИБДД, а вам самому.

Вернуться Отсутствие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки. Об этом расскажет сюжет в передаче «Дорожный ликбез».

Примечания Испытание рабочей тормозной системы проводится на горизонтальном участке дороги с ровным, сухим, чистым цементо- или асфальтобетонным покрытием при скорости транспортного средства в начале торможения: 40 км/ч — для автомобилей, автобусов и автопоездов; 30 км/ч — для мотоциклов, мопедов за методом одноразового воздействия на органы управления тормозной системой.

Большинство автомобилей моментом воспламеняются при коротком замыкании электропроводки или ДТП. Если пожарная служба прибудет на место происшествия хотя бы через 10 минут, ваше авто не будет подлежать восстановлению. Поэтому каждый ответственный автомобилист обязан знать, какой огнетушитель должен быть в автомобиле 2018 – 2019.

Требования, срок годности, цена у различных моделей могут сильно отличаться. Самый лучший огнетушитель тот, которым возможно самостоятельно ликвидировать пожар на первоначальной стадии возгорания.

Новые правила гораздо строже регламентируют, какой огнетушитель должен быть в автомобиле 2018 – 2019. Требования изменились по некоторым пунктам. Рекомендуется перед приобретением огнетушителя проверить устройство по каждому из перечисленных пунктов:

  • Каждое противопожарное приспособление должно отвечать двум ГОСТам-НПБ 155-2002 и Р51057-2001.
  • Разновидность тушащего вещества. В 2018 – 2019 году допускается два типа: углекислотный и порошковый.
  • Правильная маркировка. На качественном огнетушителе указывается вся основная информация от состава смеси для тушения до инструкции применения.
  • Срок эксплуатации. Со временем полностью заправленный огнетушитель потеряет существенную часть давления и важные свойства смеси для тушения. Даты перезаправки, дозаправки, срок эксплуатации должны быть указаны на самом устройстве.
  • Требования к весу заправленного огнетушителя следующие: 2 кг для легковых автомобилей, 5 кг для грузовых автомобилей.
  • Объем аналогичный, 2 литра для легковых, 5 литров для грузовых.

Главное, чтобы противопожарное устройство было пригодно к тушению и полностью исправно. Ежегодный контроль для техосмотра предполагает тщательный внешний осмотр с экспертизой фильтров и вскрытием огнетушителя.

Настоящий срок годности автомобильного огнетушителя зависит от огромного числа факторов. Действующее законодательство РФ устанавливает нормативный срок использования противопожарных средств. Данный показатель рассчитывается исключительно исходя из типа огнетушителя.

Как определить срок годности? Для этого обратимся к нормативным требованиям СП 9.13130.2009. Согласно данному своду правил порошковый огнетушитель типа ОП имеет срок годности 10 лет.

Углекислотные или газовые типа ОУ прослужат дольше, порядка 10 лет. Увеличение срока эксплуатации происходит после ежегодных проверок с осмотром корпуса и взвешиванием. В случае успешного прохождения огнетушитель остается в эксплуатации.

Перезаряжать противопожарное устройство любого типа надлежит не реже одного раза в 5 лет. Но не все модели следует подвергать такой процедуре, только газовые и порошковые. Порошковые огнетушители небольшого объема рентабельнее заменить на новый, чем перезаправлять.

Цена на автомобильные огнетушители сильно различается в зависимости от их соответствия перечисленным выше требованиям. Например, самый дешевый автомобильный огнетушитель порошкового типа продаются за 90 рублей.

Его объем составляет 2 литра, он подходит для легковых автомобилей. Экономить на своей безопасности не рекомендуется, но и впадать в другую крайность по приобретению очень дорогого огнетушителя не следует.

Сколько стоит качественный огнетушитель? В таблице ниже приведены усредненные показатели в зависимости от типа и объема противопожарного устройства.

Стоимость порошковых огнетушителей

2 литра 250-300 рублей
3 литра 350-420 рублей
4 литра 460-500 рублей
5 литров 550-600 рублей

Стоимость углекислотных огнетушителей

2 литра 450-490 рублей
3 литра 500 рублей
5 литров 650 рублей
8 литров 1000 рублей
10 литров 2800 рублей

Огнетушитель для автомобиля введение

Требования правил обязывают нас возить в автомобиле исправный огнетушитель.

Многие пренебрегают этим требованием, забывая, что ездят по соседству с дневным запасом взрывоопасного бензина и большим количеством раскалённых деталей автомобиля, от которых бензин может легко загореться. К сожалению, надеяться в случае загорания автомобиля продеться только на себя. Дело в том что автомобили горят очень быстро, порой 15 минут достаточно чтоб от авто остался обугленный остов (в некоторых случаях достаточно 3-х минут).

А такой ситуации действовать надо быстро и решительно, тем более что тушить пожар надо на стадии зарождения т.к. потушить разгоревшийся автомобиль под силу лишь пожарной машине. Но откуда взяться решительности, если многие даже не знают, как пользоваться огнетушителем и где точно он лежит. А те, кто знает, не имеют практических навыков работы с ними.

Мой первый опыт использования огнетушителя был в спокойной обстановке (мне повезло). Просто истек срок проверки, и я решил потренироваться. В роли подопытного кролика выступал огнетушитель ОП-2 – порошковый двух литровый. У большинства автолюбителей в багажнике лежит именно такой зверек.

На самом деле всё просто – выдернул чеку, направил раструб на огонь и нажал на затвор. Но есть одно «НО» оказалось порошка в огнетушителе не так уж и много! Пара бодрых «выстрелов» и ещё пара слабых «пшиков» и ВСЁ ОП-2 кончился. На такой расклад я не рассчитывал. В случае реально развивающегося пожара, скорее всего, первый выстрел был бы пробным, второй- пристрелочным и два «пука» в цель.

Огнетушитель в автобусе требования

Основное
требование — аппарат исправен. Техосмотр ТС предусматривает тщательную проверку
огнетушителя, при которой его вскрывают, тестируют фильтры. Во время осмотра проверяют:

  • внутрибаллонное давление;
  • состояние распылителя,
    гибкого шланга;
  • наличие клейма и пломбы на
    предохранителе;
  • состояние защитного слоя;
  • манометр;
  • массу.

По
окончании проверки в техпаспорт оборудования ставят соответствующие отметки.
Нерабочее оборудование подлежит списанию или перезарядке.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет: постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 880

«О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 32, ст.

Она выражается в наложении штрафной санкции в размере 500 рублей, что установлено нормативами статьи 12.5 КоАП. Важные нюансы Любое неисполнение водительских обязанностей влечет к применению меры воздействия в соответствии с указаниями статьи 12.27 КоАП.

Они вам помогут сделать правильный выбор и разобраться с нюансами.

  • На устройстве не должно быть царапин, вмятин, коррозии или повреждений.
  • Проверьте срок годности устройства и наличие пломбы.
  • Проверьте работоспособность индикатора давления.
  • Тщательно проштудируйте инструкцию по эксплуатации после покупки.
  • Не забывайте проверять срок годности устройства по мере пользования. Просроченный огнетушитель в экстренной ситуации не сработает, что может привести к неутешительным последствиям. Штраф за просроченный огнетушитель в автомобиле составляет 500 рублей, аналогичную сумму вы заплатите за отсутствие устройства противопожарной безопасности (ст. 12.5 КОАП). Где хранить и как пользоваться? Зачастую огнетушитель лежит у водителя в багажнике, но это в корне неправильно и даже считается нарушением (СП 9.13130.2009).

Если по вине водителя образуется аварийная ситуация на дороге и он не предпримет определенные меры, то на него налагается административный штраф в размере 1 000 рублей. Например, не остановит автомобиль, не выставит аварийный знак. За управление автомобилем без Свидетельства об осуществлении его регистрации в органе ГИБДД сообразно нормативам статьи 12.

3 КоАП налагается мера административного воздействия. Она представлена в виде: Показатели Описание Предупреждения — Штрафной санкции в размере 500 рублей Наложение ареста на автомобиль с последующей его эвакуацией на штрафную стоянку Если процедура регистрации не была осуществлена в установленные сроки, то налагается штраф в размере 500-800 рублей, что подчеркнуто в статье 12.1 КоАП.

Даты перезаправки, дозаправки, срок эксплуатации должны быть указаны на самом устройстве.

  • Требования к весу заправленного огнетушителя следующие: 2 кг для легковых автомобилей, 5 кг для грузовых автомобилей.
  • Объем аналогичный, 2 литра для легковых, 5 литров для грузовых.

Срок годности огнетушителя Настоящий срок годности автомобильного огнетушителя зависит от огромного числа факторов. Действующее законодательство РФ устанавливает нормативный срок использования противопожарных средств. Данный показатель рассчитывается исключительно исходя из типа огнетушителя. Как определить срок годности?

Для этого обратимся к нормативным требованиям СП 9.13130.2009.В Своде Правил чётко прописано, что огнетушители должны располагаться в кабине, недалеко от водителя, в легкодоступном месте. Кроме того, необходимо, чтобы устройство было надёжно закреплено на одном месте специальными кронштейнами (продаются в магазинах).

Чтобы потушить возгорание с помощью огнетушителя, необходимо:

  1. Сорвать пломбу.
  2. Выдернуть чеку.
  3. Направить раструбом на очаг возгорания.
  4. Надавить на рычаг.

Огнетушитель может срабатывать с небольшой задержкой. Первый залп выходит под максимальным давлением и является наиболее эффективным, так как хорошо сбивает пламя.

Время выхода заряда составляет примерно 9 секунд. Итак, наличие огнетушителя в автотранспорте – не прихоть ГИБДД и не просто галочка при проверке техосмотра. Это необходимое устройство, которое может спасти вашу машину в чрезвычайной ситуации.

Внимание

Как выбрать лучший огнетушитель В зависимости от особенностей использования, выбирают порошковый или углекислотный аппарат. Порошковый Состав содержимого представлен в виде порошкообразного вещества, обладающего специальными свойствами, с образованием плотного пенного состава, с блокировкой кислородного поступления

  • Маркировка, нанесенная на средство для тушения, позволит исключить случаи, когда водитель не смог воспользоваться им при пожаре. Должна быть нанесена максимально полная информация и инструкция по применению.
  • Для применения в быту, предлагаются два типа огнетушителей — порошковых и на основе углекислот.Внимание

    Как выбрать лучший огнетушитель В зависимости от особенностей использования, выбирают порошковый или углекислотный аппарат. Порошковый Состав содержимого представлен в виде порошкообразного вещества, обладающего специальными свойствами, с образованием плотного пенного состава, с блокировкой кислородного поступления.

    ВАЖНО! Использование порошковой смеси позволяет добиться нужного эффекта – устранить возгорание и потушить огонь.

Критерии, которым должен соответствовать огнетушитель в авто, следующие:

  1. Соответствие действующим ГОСТам (Р51057-2001 или НПБ 155-2002).
  2. Объём огнетушителя: 2 литра — для легковых автомобилях, 5 литров — для огнетушителей, применяемых в грузовых автомобилях.
  3. Масса заправленного огнетушителя: 2 кг веса – для легковушек, 5 кг – для грузового транспорта.
  4. Срок годности. С течением времени заправленный огнетушитель теряет давление, также теряются и полезные свойства тушащей смеси. Срок годности и дата проверки, дозаправки иди перезарядки маркируются на самом огнетушителе.
  5. Маркировка. На огнетушитель должно быть нанесено всё, начиная от инструкции по использованию и заканчивая описанием действия тушащей смеси.
  6. Тип тушащего вещества. В 2019 году используются, как и прежде, 2 основных типа огнетушителей — порошковые и углекислотные.

Самое главное, чтобы огнетушитель был исправен и пригоден к работе. Ежегодная проверка во время техосмотра подразумевает подробный осмотр этого устройства со вскрытием и проверкой фильтров.

Проверяется всё:

  • состояние защитного покрытия;
  • гибкий шланг;
  • распылитель;
  • пломба на предохранительном устройстве;
  • исправность манометра и показателя давления;
  • наличие клейма;
  • давление внутри баллона;
  • замеряется масса оборудования.

В конце процедуры в паспорт огнетушителя ставятся отметки, а само устройство вписывается в учётный журнал. Если огнетушитель признаётся нерабочим, то проводится его утилизация либо перезарядка.

  1. Объем прибора: 2 л для легковых авто, 5 л для грузовых, в автобусах устанавливается 2 штуки по 5 литров.
  2. При этом важно учитывать массу огнетушителя, которая подтверждает, что он заполнен полностью. Поэтому для легковых автомобилей вес прибора 2 кг, для грузовых 5 кг.
  3. Срок годности – немаловажный показатель. Их два: реальный и номинальный. При техосмотре будет браться в расчет второй. Обычно это 10 лет после выпуска, срок которого указывается в паспорте изделия.

При техническом осмотре автомобиля обязательно будет определяться место расположения огнетушащего устройства. Поэтому выбирайте место, доступное для быстрой возможности достать прибор. При этом он должен быть хорошо и надежно прикреплен.

Не забывайте, что инспектор ГИБДД – специалист, провести его не получится

Огнетушитель в автобусе требования - Пожарная безопасность

Поэтому перед тем как ехать на техосмотр, проверьте все сами.

Если по каким-то причинам тушитель признан неисправным, то его или утилизируют, для чего составляется акт, или отправляют на перезарядку. В последнем случае необходимо знать сроки перезарядки огнетушителей. Если это углекислотный вариант, то каждые 5 лет – норма, если порошковый, то каждые 1,5 года.

Внимание! Иногда проще приобрести новый огнетушитель для автомобиля, чем перезаряжать старый. Тем более, разница в услугах перезарядки незначительно дешевле приобретения агрегата.

Конечно, цена – немаловажный фактор в вопросе выбора, но не главный. Иногда качество огнетушащего вещества может сыграть определяющую роль в спасении жизней людей и имущества. Поэтому совет:

  • приобретайте огнетушители для автомобилей только в специализированных торговых точках, в которых отвечают за качество предлагаемых товаров;
  • обратите внимание на внешний вид, корпус – без повреждений и коррозийных участков;
  • необходимо проверить пломбу, работает ли манометр (стрелка располагаться должна в поле зеленого цвета), срок исправности;
  • ознакомьтесь с инструкцией по применению, если что-то непонятно – уточните у продавца;
  • ознакомьтесь с сертификатом.

Внимание! Необходимо проверять срок годности в процессе эксплуатации огнетушителя. Может случиться так, что он просто откажет в самой экстремальной ситуации. К тому же за просрочку, если это обнаружит инспектор ГИБДД, вам выпишут штраф.

Обратите внимание на класс устройства. Если ваша машина работает от газа (пропан, бутан, метан или ацетилен), то лучше приобретать приборы класса «D». Если салон автомобиля напичкан пластмассовой обивкой или облицовкой, то лучше класс «А». Если требуется тушить горючие жидкости и масла, то подойдет класс «В». Тушить электропроводку лучше устройством класса «С».

Огнетушитель в автобусе требования - Пожарная безопасность

Сложно по данной классификации выбрать какой-то определенный тип. Поэтому производители предлагают комбинированные варианты: АВС, ВС или АВ.

Как показывает практика, чаще всего – что неверно по правилам. Ведь в них четко прописано, что аппарат должен располагаться внутри кабины авто (рядом от водительского места), где его крепят специальными хомутами.

  • какой объем огнетушителя — не менее 2 литров;
  • факт соответствия ГОСТу — это НПБ 155-2002 или Р51057-2001;
  • вес заправленного огнетушителя — не меньше 2 кг;
  • вид тушащего вещества — порошковый либо углекислотный;
  • срок годности — как известно, по истечении определенного времени огнетушитель начинает терять давление ровно, как и тушащее вещество теряет свойства;
  • маркировочная шильда — находится непосредственно на корпусе, где указывается вся информация об огнетушителе.
  1. Первым и самым главным требованием является соответствие ГОСТу (НПБ 155-2002 и Р51057-2001). Соблюдение ГОСТа является гарантией качества противопожарного средства, распространяющиеся и на огнетушители для автомобиля. Если ваш огнетушитель соответствует вышеприведенным ГОСТам, значит, он выполнил основные требования.
  2. Объем. Всем наверняка известно, что грузовой автомобиль нужно тушить огнетушителем большего объема, чем легковой. Стандарт, который предъявляется к объему на 2018 год:
  • 2 литра — объем, применяемый в легковых автомобилях;
  • 5 литров — объем, применяемых в грузовых автомобилях.
  1. Масса. Если у вас огнетушитель нужного объема, это еще не значит, что он заправлен и активное вещество, находящееся в нем не израсходовано. Массу можно замерить специализированной проверкой, но в практике – это редкий случай. Масса заправленного огнетушителя для легкового автомобиля – не меньше 2 кг веса, а для грузового авто – 5 кг.
  2. Срок годности. Любой огнетушитель по истечении некоторого времени лишается своих свойств: ухудшение тушащей смеси, потеря давления (для углекислотных). Срок годности маркируется на самом тушащем средстве. Наносится дата (месяц и год) его обслуживания – ревизия, дозаправка или полная перезарядка. Перезаправлять следует по истечении срока годности: полтора года – для порошковых, пять лет – для углекислотных огнетушителей.
  3. Маркировка. Наносится на тушащее средство в виде списка: инструкция по применению, описание тушащей смеси, срок годности, адреса организаций, обслуживающих огнетушители.
  4. Тушащее вещество. В 2018 году требования, предъявляемые к составу тушащей смеси, остались прежними. Какой все – таки огнетушитель лучше? Применяются два варианта – углекислотные и порошковые. Больше всего автовладельцы используют порошковый тип (ОП-2, ОП-5). Особых знаний по использованию не требуется, т.к. с полным процессом можно ознакомиться на этикетке.

Какой огнетушитель должен быть в автомобиле?

Данный вид огнетушителя имеет порошковую смесь и объем 4 литра. Это позволит вам в экстренной ситуации существенно повлиять на очаг воспламенения. Ведь на деле 2-литровое оборудование выдает два мощных распыления длительностью чуть более 1,5 секунды. Первое нажатие в большинстве случаев является пробным. Коротко говоря, противопожарное устройство с минимальным объемом едва окажется эффективным.

Стоит отметить, что огнетушитель должен находиться в салоне, непосредственно в зоне досягаемости водителя. Иначе проку от него может и не быть.

Для себя я сделал вывод об необходимости перехода на огнетушитель ОП-4, с более приятными характеристиками : Масса заряда: 4 кг, время подачи огнетушащего вещества: не менее 8 с. Длина выброса струи: 3,0 м. Макс. масса: 7,5 кг. Площадь тушения: 1,75 м2. ГОСТ Р 51057–2001; НПБ 155–2002. При этом разница в цене не критичная: ОП-4 550р, ОП-2 350р.

Нормы комплектования пассажирских автомобилей огнетушителями: количество и типы устройств

  • порошковые (маркировка ОП). Среди основных преимуществ тут стоит выделить достаточно большую долговечность такого огнетушителя для автомобиля, а также низкую цену оборудования. Кроме того, порошок не наносит никакого вреда обивке салона. С другой стороны, чтобы его отчистить, придется потратить немало усилий. Но вот для тушения подкапотного пространства порошковые модели использовать не рекомендуется, ведь частицы состава могут попасть в силовой агрегат, что приведет к повторному воспламенению;
  • углекислотные (маркировка ОУ). С их помощью можно очень быстро сбить большое пламя. При этом смесь полностью безопасна для моторного отсека. Также модель подходит для тушения пожаров вне салона автомобиля. В закрытом транспортном средстве применение вещества недопустимо – обрабатывать все нужно через дверь или окно. При использовании устройства высока вероятность получить термоожог или удар током, так что действовать нужно осторожно. Еще один недостаток состоит в большом весе, поскольку углекислотный огнетушитель делается из литых баллонов;
  • хладоновые. Принцип действия соответствует углекислотным моделям, просто основным веществом тут выступает углеводород. Среди преимуществ таких устройств можно выделить несколько меньший вес, высокую производительность, а также отсутствие вероятности ожогов и ударов током. Подходят они и для тушения подкапотного пространства, и для устранения пламени в салоне. Стоимость подобных огнетушителей достаточно высокая, правда и срок службы больше, чем у аналогов. Еще один минус состоит в их вреде для человеческого тела и окружающей среды. Если вдохнуть пары, которые производит устройство, то это может привести к негативным последствиям;
  • воздушно-эмульсионные (маркировка ОВЭ). Оборудование производит специальную эмульсию, основанную на воде. Средство полностью безопасно для человека, элементов транспортного средства и окружающей среды. Вероятность короткого замыкания равна нулю, термические ожоги также отсутствуют. Кроме того, попадание вещества на элементы мотора не приводит к повторному возгоранию. Плюсов много, но за это придется платить – стоимость воздушно-эмульсионных моделей самая высокая.

Чаще всего люди выбирают между первыми двумя моделями в силу их доступной цены. Если задаться вопросом: «Какой огнетушитель лучше: порошковый или углекислотный?», то однозначно ответить тут нельзя. Правда, больше автолюбителей выбирают первый вариант, так как порошковые огнетушители не будут разъедать .

Огнетушители различаются по принципу действия на несколько категорий. Каждая категория имеет свои особенности по принципу действия, виду огнетушащего вещества и способу приведения огнетушителя в действие.

Подробнее вы можете узнать об этом из видео

Пожар в автобусе — явление комплексное.

Здесь присутствует:

  1. горение твердых веществ с высокой вероятностью возобновления процесса после первичного подавления, присутствия тления, выделения токсичного дыма (обивка, элементы отделки, покрытие пола);
  2. пожары электропроводки с высокой энергетической заряженностью;
  3. возгорание жидких веществ (топливо и масло).

Огнетушитель в автобусе требования, к которому весьма широки — должен быть достаточно универсальным. При этом его конструкция и характер огнетушащего вещества обязаны гарантировать эффективность применения после хранения в условиях постоянного действия вибрации, нагрева, бросков влажности.

Пожар автобуса

Применение огнетушителя в условиях автотранспорта подчиняется некоторым несложным правилам. Действовать необходимо максимально оперативно, осуществляя подавление пламени в зоне пожара до его развития.

После распространения огня — его не удастся победить. Потушить автобус или даже горящую легковушку по силам только пожарной машине.

Поскольку огнетушители для автобуса отличаются достаточно скромным зарядом и могут обработать малую площадь — знания, как привести устройство в действие и где именно оно находится, может спасти множество жизней в критической ситуации.

Для автомобильного транспорта нормативные документы четко не ограничивают, какие огнетушители должны быть в автобусе.

Однако все допуски и минимальную параметрику отсчитывают от порошковых устройств.

Такой выбор лидера вполне оправдан. Порошковый огнетушитель справляется с возгораниями твердых и жидких веществ, может применяться для тушения проводки с низким напряжением.

Типы огнетушителей для пожарной безопасности в автобусе

Другие типы устройств всегда имеют недостатки, включая и сугубо эксплуатационные.

  • Углекислотные модели крайне плохо тушат возгорание твердых веществ, которые могут возобновить горение.
  • Водные и пенные вызывают значительный вторичный ущерб материалам салона, способны полностью уничтожить электронную начинку, бортовой компьютер автобуса.
  • Газовые и водные — имеют меньший срок хранения, отличаются повышенной стоимостью перезарядки.

Поэтому сегодня большинство предложений средств борьбы с огнем в автомобильном транспорте — это именно порошковые устройства.

Ответ на вопрос, сколько огнетушителей должно быть в автобусе — дан в СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители требования к эксплуатации» в приложении В.

Согласно этому своду правил, каждое транспортное средство для перевозки пассажиров должно оснащаться не менее, чем двумя устройствами. Порошковый тип оборудования — явно и четко рекомендован.

Однако согласно законам Российской Федерации — каждое автотранспортное средство, применяемое при пассажирских перевозках любого типа, должно иметь два устройства для борьбы с возгоранием.

Нормативный документ определяющий нужное количество огнетушителей в автобусе

Оборудование для борьбы с огнем должно быть закреплено на кронштейнах. Их конструкция обязана обеспечивать легкое вынимание устройства, одновременно не допуская его выпадения, смещения во время движения автобуса из-за вибрации. Запрещено устанавливать огнетушители на высоте, при падении с которой он может нанести травмы или иные повреждения человеку.

При необходимости, к примеру, близком расположении контура отопления салона — огнетушитель должен быть защищен от воздействия температур выше 50 градусов Цельсия.

Существуют и другие требования к типу, размещению, количеству огнетушителей. К примеру, порошковые устройства рекомендуется заправлять универсальными порошками АВСЕ.

автомобильный огнетушитель

Нормативный срок перезарядки огнетушителей составляет не реже одного раза в два года для устройств, расположенных в салоне, не менее 1 раза в год для оборудования, подвергаемого воздействию высокой температуры, перепадов влажности, других негативных факторов.

Согласно нормативному своду правил, места расположения огнетушителей в городских автобусах регламентированы конструкцией транспортного средства, разработанной производителем.

Однако одно требование остается неизменным. Огнетушитель обязательно находится в зоне кресла водителя, в непосредственной близости, в области легкого доступа.

Расположение одного из огнетушителей в салоне

Второе устройство по нормам закона должно располагаться в салоне. Его конкретная локализация также должна предусматривать легкий доступ, для оперативной борьбы с огнем.

Запрещено монтировать огнетушители на кронштейны в закрываемых нишах, под задними сидениями, в других местах, не допускающих свободного маневрирования.

Заключение

Следование нормативам оснащения транспортных средств огнетушителями — обязательно для предприятий, оказывающих услуги в сфере как местных, так и междугородних, международных пассажирских перевозок. Однако стоит дополнительно озаботиться собственной безопасностью.

При входе в автобус — никто не запрещает поинтересоваться у водителя, где находится второй огнетушитель в салоне.

Для полных гарантий — можно попросить показать маркировку с данными последней заправки.

Это нормальное желание человека, который хочет быть готовым к оперативным действиям и хочет убедиться, что ему ничего не угрожает.

Использование огнетушителей на автотранспортных средствах (АТС)

(в рекомендациях приведены минимальный ранг огнетушителей и их минимально необходимое количество)

8.1 Легковые и грузовые автомобили с допустимой максимальной массой до 3,5 т должны быть оснащены не менее чем одним порошковым, газовым или с зарядом на водной основе огнетушителем с зарядом не менее 2 кг (2 л), предназначенным для использования на АТС и обеспечивающим тушение модельных очагов пожара не менее 0,7А и 21В, а автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей или с допустимой максимальной массой от 3,5 до 7,5 т, — двумя аналогичными огнетушителями. 8.

2 АТС для перевозки опасных грузов или с допустимой максимальной массой более 7,5 т оснащаются двумя порошковыми, газовыми или с зарядом на водной основе огнетушителями, каждый из которых должен обеспечивать тушение модельных очагов пожара не менее 2А и 70В. При этом один должен находиться на шасси, а другой — на цистерне или в кузове с грузом. 8.

3 Для использования на АТС допускается только огнетушители, прошедшие сертификацию в установленном порядке, конструкция которых выдержала испытание на вибрационную прочность и транспортную тряску по ГОСТ Р 51057. Огнетушители должны сохранять работоспособность в диапазоне температур от минус 30 °С до плюс 50 °С и быть рекомендованы изготовителем для применения на АТС. 8.

4 Допускается применять на АТС углекислотные (газовые) огнетушители, если они имеют огнетушащую способность по классу пожара В не ниже, чем указанные в 1 и 2. При этом размещение огнетушителей на АТС должно исключать возможность их нагрева свыше плюс 50 °С. 8.5 В качестве заряда в порошковых огнетушителях целесообразно использовать многоцелевые порошковые составы типа АВСЕ. 8.

6 АТС, работающие на сжиженном газе, должны быть оснащены огнетушителями, предназначенными для ликвидации пожаров класса С. 8.7 В автобусах и грузовых автомобилях один огнетушитель должен располагаться в кабине, другой в салоне или кузове. 8.8 Передвижные лаборатории, мастерские и другие транспортные средства типа фургона, смонтированного на автомобильном шасси, должны быть укомплектованы огнетушителями соответствующего типа в зависимости от класса возможного пожара и особенностей смонтированного оборудования. 8.

9 На всех автомобилях огнетушители должны располагаться в кабине, в непосредственной близости от водителя или в легкодоступном для него месте. Запрещается хранение огнетушителей в местах, доступ к которым затруднен (багажнике, кузове и др.). 8.10 Огнетушители, размещаемые вне кабины, следует защищать от воздействия осадков, солнечных лучей и грязи. 8.

11 Конструкция кронштейна должна быть надежной, чтобы исключить вероятность выпадения из него огнетушителя при движении автомобиля, столкновении или ударе его о препятствие. 8.12 Порошковые огнетушители, установленные на транспортных средствах вне кабины или салона и подвергающиеся воздействию неблагоприятных климатических и физических факторов, должны перезаряжаться не реже одного раза в 12 месяцев, остальные огнетушители — не реже одного раза в 24 месяца.

Таким образом размещение огнетушителя в багажнике авто считаю недопустимым.

В интернете наткнулся на следующий совет: огнетушителя должно быть два, один большой ОП-4 в багажнике и один маленький ОП-2 под сидением водителя.

Кому интересно привожу ниже паспорт своего старого огнетушителя ОП-2 (с пометками и дополнениями)

ОАО «Давлекановский завод противопожарного оборудования»Огнетушитель порошковый переносной ОП-2(з)-ABCE   

(«з» в скобочках значит «закачной», т.е. использовании энергии сжатого газа находящегося внутри самого огнетушителя)

ТУ 4854-016-55800874-04

Руководство по эксплуатации /
ПАСПОРТ

01.074.00.000 ПС

1. НазначениеОгнетушитель предназначен для защиты помещений, применения на автомобильном, железнодорожном и речном транспорте в качестве первичных средств тушения пожаров твёрдых (пожар класса А), жидких  (пожар класса B), и газообразных горючих веществ  (пожар класса C), а также электрооборудования, находящегося под напряжением до 1000В   (пожар класса Е).

2. Технические характеристики2.1 Масса порошка – 2кг ( — 0.1);2.2 Рабочее давление в корпусе – 1,6-0,6 Мпа (~16-6 атм.)2.3 Продолжительность приведения огнетушителя в действие, не более 6 сек.2.4 Продолжительность подачи ОТВ (огнетушащего вещества), не менее 6 сек.2.5 Длинна струи ОТВ, не менее 2м.2.

3 Комплект поставки.- заряженный огнетушитель,- руководство по эксплуатации с паспортом.4 Устройство и принцип работыИндикатор давления контролирует давление сжатого воздуха в корпусе огнетушителя. Стрелка индикатора должна находиться в зеленом секторе шкалы. Расположение стрелки индикатора в красном секторе указывает на недостаточное давление.

Рисунок . Устройство огнетушителя ОП–5(з).

1 — корпус2 —  трубка3 — рычаг клапан4 — ручка для переноски5 — чека6 — ручка запуска7 — индикатор давления5 Указания по эксплуатации и безопасности5.1 Правила приведения огнетушителя в действие указаны на этикетке огнетушителя.5.2 Огнетушители должны размещаться в легкодоступных и заметных местах.

Не допускается попадание на огнетушитель прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, хранение огнетушителей вблизи нагревательных приборов.5.3 Техническое обслуживание огнетушителей заключается в проверке давления воздуха- один раз в три месяца (стрелка индикатора должна быть в зеленом секторе), в перезарядке огнетушителя – один раз в пять лет, в переосвидетельствовании корпуса – через пять лет.Перезарядка и ремонт огнетушителей должны производиться в специализированных организациях.

Порошковый или углекислотный какой лучше

На рынке можно встретить несколько видов автомобильных огнетушителей. Соответственно, на фоне такого разнообразия многие автолюбители интересуются, какой огнетушитель должен быть в машине. Оптимальным вариантом является покупка порошковой или углекислотной модели. Давайте рассмотрим особенности каждой.

Порошковый

Огнетушитель порошковый (ОП) – один из самых востребованных товаров. Для тушения пожара используется специальный порошок, который создает плотную пленку над местом возгорания и блокирует доступ кислорода. К преимуществам порошковых моделей относится:

  • широкий диапазон рабочих температур (от -60 до 50 градусов);
  • возможность тушения пожаров всех классов, в том числе в труднодоступных местах за счет высокой проникающей способности порошка;
  • воспрепятствование вторичному воспламенению;
  • более низкая цена по сравнению с углекислотными.

Присутствуют у  ОП и несколько неприятных недостатков. Главный из них – это необходимость тщательной уборки после применения огнетушителя. Также в воздухе определенное время после тушения летает пыль от порошка, которую не рекомендуется вдыхать. ОП имеют срок годности 10 лет.

Дополнительно рекомендуем ознакомиться с классификацией изделий по принципу создания давления:

  • С баллоном маркируются буквой «Б». Время срабатывания – 4-5 секунд. Внутри баллона хранится сжатый газ. При активации огнетушителя баллон протыкается иглой, и под действием выходящего газа порошок поступает в сопло.
  • Закачанные модели – буква «З». Порошок находится под давлением, а в конструкции установлен индикатор давления и запорный элемент. Благодаря этим элементам, вы сможете быстро определить готовность устройства. Одни из самых быстродействующих.
  • С газогенерирующим приспособлением (патроном) – буква «Г». Подобные модели оснащаются специальными компонентами, которые создают разность давления за счет химической реакции. После активации необходимо подождать 4-5 секунд, прежде чем порошок начнет поступать.

Углекислотный

Второй вид изделий для автомобилей – углекислотный огнетушитель (УО). Как ясно из названия, для устранения очага возгорания используется CO2. Газ вытесняет кислород, соответственно, пожар затухает. К главным достоинствам УО относится:

  • более продолжительный срок службы – до 15 лет;
  • отсутствие следов тушения пожара, поскольку вам не придется тратить время и силы для очистки корпуса или обивки в салоне;
  • возможность быстрой и удобной повторной заправки.

К минусам подобных моделей стоит отнести высокую массу, из-за чего приходится устанавливать мощные крепления или укладывать огнетушитель в багажник

Это – основная информация относительно типов автомобильных огнетушителей.  Как видно, у каждого имеются свои преимущества и недостатки, поэтому выбор типа ложится только на плечи водителей.

Для приведения огнетушителя в действие необходимо:

  1. Проверить наличие рабочего давления в корпусе по индикатору (должен быть в зеленом секторе). Можно несколько раз энергично встряхнуть огнетушитель (для взрыхления порошка) осторожно, чтоб не уронить огнетушитель.
  2. За ручку  поднести огнетушитель к месту пожара с наветренной стороны на расстояние не менее 3–4 м.
  3. Выдернуть чеку  и направить сопло на очаг пожара.
  4. Нажать на ручку запуска и начать тушить возгорание.
  5. Тушить лучше начинать от себя, направляя струю в корень пламени, как бы, отрезая его от источника горения.
  6. Будьте осторожны возможно повторное возгорание.
  7. После окончания тушения необходимо нажать на ручку запуска и выбросить остаток порошка в безопасное место.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Adblock
detector