Классификация уголовной ответственности УК РФ

Основание привлечения к уголовной ответственности

ФуражкаОснования УО, как правило, рассматриваются с двух сторон — с юридической и философской.

Юридическая сводится к выяснению сути вопроса, после чего существует высокая вероятность возникновения вины в отношении рассматриваемого конкретного поведения. Ссылаясь на законы, следует сказать, что основанием для появления такого дела должно быть преступление с характерными признаками (статья 8 УК РФ).

Любое зло характеризуется появлением опасной ситуации для общества.

Важно понимать, что для вынесения наказания судом за совершенное дело должны присутствовать все признаки состава нарушения. В противном случае не будет повода для привлечения обвиняемого лица к ответу за свои противоправные шаги.

Если в правоприменительные акты были внесены поправки, повлекшие изменения характеристики преступного поведения, то лицо не будет нести наказание в соответствии с нововведениями (закон не имеет обратной силы).

Философская сторона выражается в поиске разрешения вопроса и установления повода, по которому лицу следует отвечать за совершение своих поступков. Если гражданин в силу своего психического нарушения не способен осознанно отвечать за свое правонарушение, у него отсутствует возможность контролировать поведение, то такой вид действий не имеет значимости в юриспруденции и не влечет за собой каких-либо последствий.

Дифференциация и индивидуализация

КодексВвиду различных факторов обязательства подвергаются дифференцированию, то есть объем и характер наступившей обязанности в силу противоправного шага должен устанавливаться законодателем исходя из объективных и субъективных свойств правонарушения.

В процессе законотворческой деятельности, включающей приготовление и принятие норм закона, происходит дифференциация последствий:

  • государство решает, что конкретно должно повлиять на вид и размер юридических мер в отношении провинившегося;
  • прописывает подходящие нормы в законопроектах.

Дифференциация и индивидуализация не имеют между собой четкой грани: первая должна следовать предпосылкой для второй. В определённом уголовно наказуемом деле дифференциация опосредуется через индивидуализацию с помощью акта правоприменения.

Дифференциация ответственности перенаправляет индивидуализацию, смысл которой заключается в предоставлении правоприменителю (суду и иному уполномоченному органу) по отдельному случаю возможность устанавливать определённую меру, обращая внимание на степень угрозы для социума.

Вышеописанный способ реализации системы правовых взаимосвязей имеет множественные недоработки. Кодекс гласит, что он имеет право применяться по отношению к лицам, не достигшим необходимого возраста, при правоприменении к ним юридических мер принуждения воспитательного воздействия в момент наступления впервые преступного шага небольшой или средней тяжести (ст. 90 УК).

Исправительные работы

Исправительные работы – в отличие от обязательных работ назначаются только в качестве основного наказания. Исправительные работы назначаются осужденному имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий постоянное место работы отбывает наказание по основному месту работы.

Исправительные работы назначаются на срок от двух месяцев до двух лет.

Из заработной платы осужденного к исправительным работам производится удержание в доход государства, в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.Исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а так же военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового или сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В случаях злостного уклонения от отбывания исполнительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

Злостно уклоняющимся может быть признан осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из следующих нарушений:

  • неявка на работу без уважительных причин в течение 5 дней с момента предписания уголовно-исполнительной инспекции;
  • неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;
  • прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а так же скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого не известно.

Международная уголовная ответственность

Международно-правовая ответственность государства-агрессора за нарушение мира и безопасности дополняется мерами ответственности физических лиц за нарушение ими норм об обеспечении мира, законов и обычаев войны.

Различают две группы субъектов преступлений:

  • главные военные преступники (главы государств, политики, военные и т.п.), которые несут ответственность как за свои преступления, так и преступления рядовых исполнителей;
  • непосредственные исполнители преступлений, выполняющие преступные приказы или совершающие преступления по своей инициативе.

Судить военных преступников могут как специально созданные международные суды (международные военные трибуналы), так и национальные суды тех государств, на территории которых эти лица совершали преступления.

Первая попытка привлечь к международной уголовной ответственности военных преступников была предпринята после Первой мировой войны. Согласно положениям Версальского мирного договора 1919 г. должен был состояться суд над кайзером Германии Вильгельмом II, однако после войны он бежал в Нидерланды. Правительство этой страны отказалось его выдать.

На состоявшихся во время Второй мировой войны конференциях руководителей стран антигитлеровской коалиции (Тегеран, Ялта) было принято решение подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию. Уставы международных военных трибуналов, принятые в 1945 г., сформулировали составы преступлений, за совершение которых физические лица должны подвергаться международной уголовной ответственности, и зафиксировали процессуальные нормы деятельности международных военных трибуналов.

Уставами и приговорами трибуналов были установлены следующие виды международных преступлений:

  • преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание, ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, а также участие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление этих действий;
  • военные преступления, а именно: нарушение законов и обычаев войны, к которым относятся убийства, истязания, увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупируемой территории; убийства, истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов и деревень и другие преступления;
  • преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления любого преступления, подлежащего юрисдикции трибунала независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где были совершены, или нет.

Перечень преступлений, установленный уставами и приговорами международных военных трибуналов, не является исчерпывающим. Он был дополнен Женевскими конвенциями 1949 г., нормами Дополнительного протокола I, положениями других международных документов.

Согласно нормам международного права военным преступникам не может быть предоставлено убежище. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. установила правило о неприменимости срока давности к военным преступлениям независимо от времени их совершения, а к преступлениям против человечности — также и от того, были они совершены в военное или в мирное время.

Что касается ответственности за исполнение преступных приказов, то Устав Международного военного трибунала по наказанию главных военных преступников 1945 г. зафиксировал норму — «тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности».

В 1993 г. Советом Безопасности ООН было принято решение о создании Международного уголовного трибунала по преступлениям, совершенным на территории бывшей Югославии. Был утвержден Устав трибунала, а в 1995 г. начался процесс над руководителями некоторых государств. В 1994 г.

резолюцией 955 Совет Безопасности ООН учредил Международный уголовный трибунал для Руанды для преследования лиц, виновных в геноциде и других серьезных нарушениях международного гуманитарного права в течение 1994 г. Деятельность трибуналов для Югославии и для Руанды стала заметным шагом в формировании международного уголовного права.

Обязательные работы

Ст.49 УК РФmery-ugolovnoj-otvetstvennosti

гласит, что обязательные работы – это работы, заключающиеся в выполнении осужденным в свободное от работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид и объекты, где обязательные работы отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Обязательные работы назначаются на срок шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

Обязательные работы не могут быть установлены в отношении лиц, признанных инвалидами первой группы, беременных женщин, женщин имеющих детей в возрасте до трех лет, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также военнослужащих по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора судом не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В случаях злостного уклонения от обязательных работ, данный вид наказания может быть заменен ограничением свободы, арестом или лишением свободы. Определение срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы происходит из расчета 8 часов не отбытого срока обязательных работ за 1 день ограничения свободы, ареста или лишения свободы.

Злостно уклоняющимся может быть признан осужденный:1) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительной причины;2) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;3) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с ч.3 ст.49 УК РФ.

Освобождение от наказания

Освобождёнными могут быть граждане, имеющие на это веские обоснования, предусмотренные нормативами права. В решении такого вопроса принимает участие суд, на который возлагается обязанность взвешенно и тщательно отобразить в акте основания для освобождения от наступления наказания.

Они могут быть разными:

  1. ПареньВиновный раскаялся в содеянном. Провинившаяся личность, единожды осуществив злодеяние небольшой или средней тяжести, освобождается от необходимости отвечать за свои поступки при выполнении условий: человек явился с повинной, проявил все усилия для раскрытия дела, возместил нанесенный вред или любым другим способом загладил ущерб, причинённый в результате проступка. Вследствие такого раскаяния прекративший быть опасным для общества.
  2. Произошло примирение сторон. Основанием для освобождения в таких ситуациях служит реальное искупление вины преступника перед пострадавшей стороной и заглаживание нанесенного перед ним вреда. Необходимым условием примирения является согласие потерпевшей стороны на освобождение преступника от наказания и отражение этого факта в материалах дела. Желание для примирения должно исходить в добровольном порядке от обоих участников дела без задействования в этом представителей следственной и судебной власти. Правоприменительные органы наделены полномочиями уточнения и разъяснения сторонам прав на такой исход дела. Процессуальным условием правоприменения подобных случаев выступает согласие самого виновного на собственное отстранение от наказания по сложившемуся основанию (ст. 27 УПК). Не стоит смешивать вариант освобождения злоумышленника в связи с имеющимся намерением идти на мир с пострадавшим и закрытием дела по нереабилитирующим основаниям (ч. 2 ст. 20 УПК). В процессуальном праве мнение пострадавшей стороны об освобождении лица играет важную роль, а в УК является только единственным из условий не привлекать лицо к ответу за проступки.
  3. Произошло истечение срока давности. Срок давности начинает свое исчисление со дня совершения проступка и до момента вступления судебного приговора в законную юридическую силу. Временем совершения проступка является момент совершения социально-угрожающего деяния, независимо, когда наступили его последствия. Давность следует исчислять с 00 часов ночи суток, идущих за днем совершения социально опасной провинности, и до 24 часов минувших суток давностного срока. В случаях, если произошло истечение сроков давности до вступления в силу судебного приговора, личность, виноватая в проступке, должна быть незамедлительно освобождена от каких-либо санкций. Судебный процесс в отношении различных правонарушений, включая неуплату (невыплату) алиментов, клевету (ст. 128.1 УК), участие в разбое, заведомо ложный донос (ст. 306 УК), мошенничество, уклонение от своих обязанностей военнослужащим, выдача поддельных документов, неисполнение обязательств по ст. 156 и ст. 157 УК, покушение и другие прегрешения, будет считаться завершенным. Главное — учитывать, что новое преступление на исчисление срока давности за первое влияния не оказывает.
  4. судСмог доказать своим положительным поведением, повышенным интересом к учебе, трудовой деятельности.
  5. Основанием стала презумпция невиновности. К примеру, если человека обвиняют в групповой краже, разбое или финансовой махинации, которые он не совершал или отсутствуют необходимые доказательства причастности, то даже на суде или предварительном слушании до появления очевидных фактов подозреваемого не могут привлечь к ответу.
  6. Совершенные действия виновного не представляют опасности для народа или не затрагивают общественных интересов.
  7. Преступник возместил ущерб, который был им причинён вследствие совершения противоправных злодеяний.

 Освобождение от УО — это отказ государства от вынесения порицания виновнику, выражающийся в закрытии дела без вынесения приговора.

Освобождение от уголовной ответственности

В 11-й главе УК раскрыты ситуации, при которых суд может принять решение о прекращении уголовного преследования обвиняемого. При этом дело прекращается, а уголовная ответственность не наступает. То есть с гражданина снимается ответственность за содеянное.

В российском правовом поле обозначены следующие причины принятия решения об отмене уголовного преследования:

  1. Раскаяние гражданина в проступке, реализуемое путем помощи следствию в раскрытии всех обстоятельств дела. Применяется к людям, совершившим деяние небольшой или средней тяжести впервые. Условие отмены уголовного преследования состоит в том, что человек должен сам явиться с повинной в правоохранительные органы и заявить о содеянном.
  2. Примирение с пострадавшим. Также применяется к лицам, совершившим проступок небольшой тяжести. Примирение включает в себя компенсацию причиненного жертве ущерба в добровольном порядке.
  3. Отмена уголовного преследования по делам в экономической сфере возможна, если виновный добровольно возместил ущерб бюджету в полном объеме.
  4. Отмена ответственности предусмотрена ввиду истечения срока давности. Понятие раскрывается в статье 78 УК. В ее тексте установлены периоды давности для проступков разной тяжести. Так, по преступлениям небольшой тяжести освобождение от наказания происходит, спустя два года с даты совершения. По особо тяжким проступкам период установлен в размере пятнадцати лет.
  5. Назначение судебного штрафа также является видом отмены уголовного преследования. Таковое применяется к лицам, полностью возместившим урон потерпевшему.

Подсказка: как правило, отмена уголовного преследования происходит в отношении лиц, совершивших противоправное деяние впервые.

Последствия совершения преступления

Уголовная ответственность самая суровая из действующих в РФ видов ответственности, поскольку ее реализация призвана встать на защиту наиболее охраняемых государством общественных отношений. Нормы УК РФ носят императивный характер и требуют неукоснительного и единообразного применения.

Последствия совершения преступления обязывают лицо претерпевать лишения, предусмотренные на законодательном уровне. Применение ограничений к конкретному лицу, признанному виновным в совершении преступления, обеспечивается действующей системой государственных правоохранительных органов, в обязанности которых входит принудительное исполнение наказаний, назначенных судом. К числу основных неблагоприятных последствий отнесены:

  • Последствия личного характера, которые вытекают из одного из первостепенных принципов всей уголовно-правовой системы – личная виновная ответственность и заключается в отбытии лицом одного из видов наказания (лишение свободы, арест и т.д.);
  • Последствия имущественного характера, когда в качестве наказания лицу назначается штраф, конфискация и т.д. При этом такой вид наказания не обязательно должен быть основным, чаще последствия имущественного характера дополняют последствия личного характера;
  • Последствия нравственного характера (общественное порицание, ограничение в правах, в том числе и конституционных, и прочее).

В случае совершения преступления и доказанности вины злоумышленник обязан понести наказание и претерпеть все последствия, предусмотренные законом независимо от его желания. И законы РФ, как и других государств, одобряют применение правоограничений к таким лицам.

Уголовная ответственность за алименты

Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за неуплату алиментов, а именно статьей 157 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Привлечение к уголовной ответственности за неуплату алиментов предусмотрено при совокупности следующих обстоятельств:

• алименты должны быть установлены в судебном порядке;• уклонение от алиментов должно быть злостным.

Обращаем внимание, что именно при злостном уклонении от уплаты алиментов возможно привлечение к уголовной ответственности.

Под злостным уклонением от уплаты алиментов понимается систематическая, умышленная и упорная неуплата алиментов выражающаяся в сокрытии места жительства, места работы, заработка.

Злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Уголовная ответственность за наркотики

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) РФ подготовила законопроект, предусматривающий введение уголовной ответственности за употребление наркотиков, текст законопроекта имеется в распоряжении агентства РАПСИ.

В настоящее время, согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях (КоАП), употребление наркотиков карается штрафом от 4 тысяч рублей до 5 тысяч рублей, или административным арестом до 15 суток.

О разработке документа глава ФСКН РФ Виктор Иванов объявил еще в конце минувшего года. Сейчас представители ведомства обсуждают его с депутатами профильных комитетов Госдумы. В скором времени законопроект может быть внесен на рассмотрение нижней палаты парламента.

По новым понятиям

Законопроект предполагает введение не только новых санкций в Уголовный кодекс (УК) РФ, но и принципиально новых понятий и положений в ряд других законов — «О наркотических средствах и психотропных веществах», Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ и КоАП.

В законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» предлагается расширить перечень основных понятий. Одна из новых норм описывает отдельную категорию граждан — «систематически» употребляющих наркотики. К таковым авторами документа предложено относить всех, кто совершает такие поступки «два и более раза в год».

Также законопроектом прописываются два новых мероприятия — «медико-социальная реабилитация» и «побуждение» к такой реабилитации, а также лечению наркомании. Под первым понимается «оказание наркологической помощи», с «комплексным использованием медицинских и социальных мероприятий с целью интеграции в общество», говорится в тексте законопроекта.

«Побуждение» к прохождению такой процедуры авторы документа определяют как «комплекс правовых и организационных мероприятий, направленных на создание дополнительных стимулов». Причем, и «медико-социальная реабилитация», и «побуждение» к ней и лечению могут применяться не только к больным наркоманией, которым официально поставлен соответствующий диагноз, но и к тем, кто лишь систематически употребляет наркотики.

По данным, приведенным в финансово-экономическом обосновании к проекту, ежегодно в России обязательное и принудительное лечение от наркомании и курсы медико-социальной реабилитации будут проходить порядка 20 тысяч человек. Суммарная стоимость лечебных и реабилитационных процедур при этом оценивается примерно в 3,8 миллиарда рублей.

Наркоманам — уголовная ответственность

Уголовную ответственность за употребление наркотиков предлагается предусмотреть в УК РФ новой статьей — 230.1., по которой за совершение данного преступления можно будет получить до двух лет ограничения свободы либо принудительных работ.

Авторы законопроекта подчеркивают, что данная санкция должна применяться только в том случае, если факт употребления гражданином наркотиков будет установлен в течение года после того, как он за этот же поступок уже привлекался к административной ответственности.

Помимо этого, в УК РФ могут появиться еще несколько новых норм, согласно которым по решению суда на обвиняемых может накладываться обязанность пройти лечение и медико-социальную реабилитацию. Эти же меры могут быть назначены судом и принудительно, и коснуться не только больных наркоманией, но и систематических потребителей наркотиков.

При этом законопроект предусматривает возможность освобождения обвиняемых от уголовного преследования в случае добровольного прохождения ими лечения и реабилитации. Эта мера вскоре может коснуться виновных в совершении нетяжких уголовных преступлений, не связанных с наркотиками — например, краж, мошенничеств, сбыта и приобретения краденого имущества.

Авторы документа предлагают усилить и административную ответственность за правонарушения, связанные с употреблением наркотиков. Согласно предлагаемым поправкам, судья при рассмотрении административных дел может получить право обязывать правонарушителя проходить «лечение, а также медико-социальную реабилитацию».

Уголовная ответственность юридических лиц

В Новое время в странах романо-германской правовой семьи прочно утвердился провозглашенный Великой французской революцией принцип личной ответственности виновного (хотя в самой Франции институт уголовной ответственности юридических лиц все же сохранился в рудиментарной форме).

Напротив, в странах общего права изначально отрицательное отношение к возложению уголовной ответственности на корпорации по мере развития капитализма стало меняться на противоположное.

В Англии идея о том, что корпорация должна нести уголовную ответственность, получила признание с середины XIX в., когда суды стали выносить решения о признании корпораций виновными в нарушении статутных обязанностей. В США уголовная ответственность юридических лиц была признана конституционной Верховным судом страны в 1909 г.

Таким образом, до недавнего времени уголовная ответственность юридических лиц оставалась специфической чертой главным образом англо-американского уголовного права. Однако в последние годы все больше стран мира стали вводить рассматриваемый институт в свое уголовное законодательство.

Основным побудительным мотивом для признания уголовной ответственности юридических лиц стала необходимость борьбы с экологическими и хозяйственными преступлениями, поскольку, как выяснилось, индивидуальная ответственность служащих корпораций не может даже в малой степени возместить причиняемый ущерб и предупредить совершение новых аналогичных правонарушений.

Корпоративная уголовная ответственность все чаще получает поддержку на международном уровне. Еще в 1929 г. Международный конгресс по уголовному праву в Бухаресте высказался за введение такой ответственности.

В 1946 г. Международный трибунал в ходе Нюрнбергского процесса признал, что государство и его организации могут быть субъектами международных преступлений.

В 1978 г. Европейский комитет по проблемам преступности Совета Европы рекомендовал законодателям европейских государств признать юридические лица субъектами уголовной ответственности за экологические преступления. Такая же рекомендация содержится и в решениях периодически проводимых Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Наконец, весьма важным документом по рассматриваемой проблеме стала Рекомендация N (88)18 Комитета Министров стран — членов Совета Европы по ответственности предприятий — юридических лиц за правонарушения, совершенные в ходе ведения ими хозяйственной деятельности.

Тем не менее вышеуказанные идеи пока не получили всеобщего признания. В подавляющем большинстве стран романо-германской системы права законодатель по-прежнему полагает, что для эффективной борьбы с крупными экологическими и хозяйственными правонарушениями корпораций достаточно институтов административной и гражданской ответственности.

В России предложения о возможности признания юридического лица субъектом преступления стали всерьез обсуждаться с 1991 г. Положительно этот вопрос был решен и в обоих предварительных проектах УК, положенных в основу нового УК РФ. Однако при обсуждении и голосовании проекта в первом чтении в Государственной Думе это предложение не прошло, и новый УК РФ в этом отношении остался на прежних позициях.

В настоящее время институт уголовной ответственности юридических лиц существует в законодательстве Австралии, Англии, Бельгии, Венгрии (с 2001 г.), Дании, Израиля, Ирландии, Исландии (с 1998 г.), Канады, КНР (с 1997 г.), Нидерландов (с 1976 г.), Норвегии (с 1991 г.)

Введение в современное уголовное законодательство рассматриваемого института потребовало решения ряда теоретических вопросов.

Главная проблема юридической конструкции уголовной ответственности юридического лица связана с субъективной стороной деяния. Как известно, обязательное условие уголовной ответственности — вина, понимаемая как психическое отношение лица к содеянному. Однако юридическое лицо, будучи юридической фикцией, не может иметь никакой психики и, соответственно, непосредственно к юридическому лицу понятие вины не применимо.

В Англии это получило название «принцип отождествления (идентификации)». Его суть состоит в том, что действие (или бездействие) и психическое состояние высших должностных лиц корпорации (контролирующих служащих) определяется как действие и психическое состояние корпорации.

В этом случае возникает не замещающая, а личная ответственность корпорации. В тех случаях, когда преступление совершено должностным лицом, корпорация отвечает как исполнитель, если же служащий выступал в качестве соучастника — корпорация подлежит ответственности как соучастник.

Уголовная ответственность юридического лица за виновные действия физических лиц наступает лишь в том случае, если указанные действия были совершены в пользу или во исполнение функций данного юридического лица.

Таким образом, ответственность юридических лиц обусловлена наличием двух обстоятельств:

  • преступное деяние должно быть совершено в пользу юридического лица;
  • его руководителем или представителем.

Эта формула в том или ином виде закреплена в большинстве уголовных законодательств, предусматривающих рассматриваемый институт. Например, согласно ст. 121.2 УК Франции «Юридические лица подлежат уголовной ответственности за преступные деяния, совершенные в их пользу органами или представителями юридического лица».

По общему правилу ответственность юридических лиц не отменяет принципа личной виновной ответственности, а сосуществует с ним и дополняет его.

Принцип «уголовная ответственность юридического лица не устраняет уголовной ответственности физического лица» закреплен в УК КНР, Литвы, Молдовы, Франции, Эстонии.

Однако все же между ответственностью корпорации и ее руководителей (представителей) нет жесткой связи, т.е. юридическое лицо может наказываться независимо от наказания или даже от привлечения к ответственности физического лица. Так, по УК Нидерландов (ч. 2 ст. 51), «если уголовное правонарушение совершается юридическим лицом, то по возбужденному уголовному делу могут быть назначены наказания и приняты меры, насколько это возможно.

В соответствии с законом:

  • в отношении юридического лица;
  • в отношении тех, кто дал задание совершить это уголовное правонарушение, и тех, кто руководил таким противоправным поведением;
  • совместно в отношении лиц, упомянутых в пунктах 1 и 2.

УК Исландии и Норвегии предусматривают, что наказания к юридическому лицу могут быть применены даже в том случае, если конкретный виновник (физическое лицо) не установлен или не может быть наказан за преступление.

Квазиуголовная ответственность юридических лиц. Некоторые страны (Австрия, Албания, Испания, Латвия, Мексика, Перу) в вопросе об ответственности корпораций за уголовные правонарушения пошли по «промежуточному» пути, при котором юридическое лицо формально не признается субъектом преступления, но к нему, тем не менее, могут применяться различные уголовные санкции. Эти санкции по своей сути носят скорее уголовно-процессуальный характер.

Чаще всего речь идет о применении в отношении юридического лица специальной конфискации. Таким образом, ответственность юридического лица в данном случае выступает (с точки зрения российского права) скорее уголовно-процессуальным, чем уголовно-правовым институтом. Иногда такой вид ответственности юридических лиц называют «квазиуголовной».

Так, УК Австрии не предусматривает прямо уголовную ответственность юридических лиц, а говорит лишь о физических лицах. Вместе с тем в нем указано, что если какое-либо юридическое лицо обогатилось за счет совершения преступления физическим лицом или за счет имущества, полученного от преступления, то оно «приговаривается к выплате денежной суммы», соответствующей стоимости неосновательного обогащения.

УК Испании устанавливает солидарную ответственность юридического лица за выплату уголовного штрафа, наложенного на его руководителя или представителя, если последние при совершении преступления действовали от имени или в пользу такого лица.

Третий путь — административная ответственность юридических лиц. В ряде государств законодатель пришел к выводу, что задачи уголовно-правовой охраны вполне можно решить путем применения к юридическим лицам административных санкций. В частности, административная ответственность юридических лиц введена в Германии, Италии, Португалии.

При этом размер административной санкции в виде штрафа в некоторых случаях может во много раз превышать размер уголовного штрафа для физических лиц.

Виды юридических лиц — субъектов уголовной ответственности. Законодательство разных стран неодинаково определяет круг юридических лиц, которые могут быть субъектами уголовной (либо квазиуголовной) ответственности.

По УК Бельгии, Дании, Исландии, Франции этот круг включает не только коммерческие предприятия, но и юридических лиц публичного права, в том числе органы власти и местного самоуправления. Исключение составляет только само государство, которое не может быть субъектом уголовной ответственности.

В соответствии с УК Дании положения об уголовной ответственности применяются к любому юридическому лицу, включая акционерные компании, кооперативные общества, партнерства, ассоциации, фонды, имущественные комплексы, муниципалитеты и органы государственной власти.

Впрочем, уголовная ответственность юридических лиц публичного права нередко носит более ограниченный характер. Так, по УК Бельгии и Франции к таким лицам не может применяться наказание в виде ликвидации. Согласно УК Франции оно не применяется также к политическим партиям и объединениям или профессиональным союзам.

Напротив, УК КНР, Литвы, Норвегии предусматривают ответственность только организаций частного права либо вообще только коммерческих организаций.

Примерный УК США, определяя общие рамки уголовной ответственности корпораций, также указывает, что понятие «корпорация» не включает «учреждение, организованное в качестве правительственного органа или правительственным органом для выполнения правительственной программы».

Наказания, применимые к юридическим лицам. Одна из очевидных особенностей уголовной ответственности юридических лиц по сравнению с физическими лицами — неприменимость к первым некоторых видов наказания (лишение свободы, исправительные работы).

Специфика юридического лица как субъекта уголовной ответственности потребовала создания для них обособленной системы наказаний. В тех странах, где ответственность юридических лиц носит «квазиуголовный» характер, более уместно говорить о системе уголовных мер или санкций.

Наиболее распространенным видом наказания для юридического лица является штраф — он предусмотрен во всех странах, где существует корпоративная уголовная ответственность (кроме Албании). При этом УК Дании, Исландии, КНР, Финляндии предусматривают штраф в качестве единственного вида наказания для юридических лиц.

В других странах законодатель предусматривает более или менее широкий выбор наказаний (санкций):

2 — в Норвегии;4 — в Испании и Перу;6 — в Бельгии;9 — во Франции.

Как показывает анализ современного уголовного законодательства стран мира, помимо штрафа к корпорациям наиболее часто применяются санкции.

А именно:

1) специальная конфискация (Албания, Бельгия, Ирак, США, Франция);2) ограничение деятельности юридического лица, в том числе запрет заниматься отдельными видами деятельности, закрытие подразделений или филиалов (Албания, Бельгия, Испания, Литва, Молдова, Перу, Франция);3) временное прекращение деятельности юридического лица (Испания, Перу);4) ликвидация юридического лица (Бельгия, Литва, Молдова, Перу, Франция);5) публикация приговора (Бельгия, Франция).

УК Франции кроме перечисленных предусматривает для юридических лиц такие наказания, как помещение под судебный надзор; запрещение участвовать в договорах, заключаемых от имени государства; запрещение обращаться к населению с целью получения вкладов или размещения ценных бумаг; запрещение пускать в обращение чеки иные, нежели те, которые позволяют получение средств векселедателем в присутствии плательщика по переводному векселю, или те, которые удостоверены, или пользоваться кредитными карточками, продолжительностью не более 5 лет.

Формы реализации уголовной ответственности

Применение обязательств — это непростой процесс, который самостоятельно не происходит. Нужен порядок. Для этого необходимо знать способы реализации:

  1. РешеткаПравовые нормы, выступающие регулятором взаимодействия в социуме, и защита сложившихся связей с помощью принудительных мер со стороны государства. Законодательство структурирует поведенческие соотношения, сфера действия которых отличается, влияя на создание обстановки для выполнения правомерных поступков, относящихся к общественно-государственным интересам. Эти условия реализуются с помощью установления и возложения на общество обязанностей не совершать те или иные нарушения, прописанные законом.
  2. Акты применения положений УК начинают реализовываться со дня принятия и вступления в исполнение. Они закрепляют в себе модели поведения и санкции, меры воздействия при невыполнении требований. Содержание санкций предполагают удержать лицо, совершающее злодеяние (бездействие), в рамках норм и морали.
  3. Правоотношения, возникающие между субъектами права (виновная личность, соучастник и государственный представитель). Преступник обязан подвергнуться воздействию органов власти. Правоотношение всегда завязывается вследствие злодеяния, с которого происходит возникновение прав и обязанностей, а также привлечение к выполнению обязательств.

С момента возникновения взаимодействия в правовой сфере происходит реализация необходимости виновного ответить за свое правонарушение через его субъективные обязанности в строгом соответствии с принудительными мерами государственного воздействия, предписанными законом.

Именно эти меры и есть формы реализации УО в криминальном праве:

  1. ЗаключенныеНаказание — мера общегосударственного принуждения к человеку, совершившему злодеяние, повлекшее различный вред социуму и государству, а, следовательно, судимость. Суть меры состоит в том, что человеку необходимо отчитаться перед властью в содеянном правонарушении, быть подвергнутым осуждению со стороны органов судебной власти и иным принуждениям. Такая форма реализации прекращает свое существование с дня погашения судимости или досрочного снятия по каким-либо возникшим причинам.
  2. Осуждение без назначения санкции или без отбывания — такая санкция, при которой судебный орган уполномочен вынести человеку приговор обвинения и не назначить меру пресечения. Исправление осужденный проходит в условиях проведения за ним профилактического наблюдения. Такая форма реализации учитывает характер и степень социальной опасности как совершенного шага, так и личности гражданина.

На стадии исполнения УО значимое место занимает деятельность суда по избранию ее формы и определению объёма карательных мер.

Функции

УО выполняет следующие функции:

  1. ВесыРегулятивная. Она нацелена на формирование поведения личности, на разграничение между законным и преступным.
  2. Смысл превентивной функции должен состоять в предупреждении свершения злых действий.
  3. Карательная. Предполагает наложение на субъект ограничений прав и свобод, неблагоприятных для него.
  4. Воспитательная функция. Она взаимосвязана с формированием у социума понимания того, что недопустимо совершать злодеяния, порождающие за собой обязательства. Между этой функцией и превентивной прослеживается тесная связь.
  5. Восстановительная функция. Особенность ее — в достижении цели по исправлению нарушенных общественных отношений, восстановлении социального равновесия, прекращении злонамерения.

Функции проявляются в следующих видах преступлений:

  • умышленное причинение вреда различной тяжести здоровью и имуществу;
  • похищение человека;
  • убийство;
  • кража и грабеж (разбой);
  • хулиганство и другие.

Если говорить о краже несовершеннолетним, то стоит отметить, что такой вид довольно частый. Как известно, нередко в таком деянии участвуют те, кто не достиг 18-летия.

По таким типам преступлений наступают следующие виды наказаний:

  • Штрафадминистративный штраф, обязанность по уплате которого переходит на родителей (попечителей);
  • лишение возможности заниматься определенными видами деятельности;
  • обязанность на выполнение работ (40–160 часов);
  • работы сроком до одного года исправительного характера;
  • ограничение свободы (2 месяца-2 года);
  • лишение свободы. Такая мера не применяется к подросткам. Лишь за тяжкие преступления осужденные несовершеннолетние отправляются в колонии.

Таким образом, кража — самое распространённое преступление, совершаемое подростками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Adblock
detector