Хищение государственного имущества статья 89 ук рф: понятие и ответственность — Правовой щит

Что является хищением госимущества

Хищение предстает достаточно обширным понятием, поэтому чтобы разобраться в вопросе, что собой являет хищение государственного имущества, необходимо рассмотреть его подтипы. Присвоение чужого имущества в данной ситуации затрагивает интересы государства, злоумышленник своими действиями сам определяет степень тяжести нарушения.

Подтипом хищения госимущества есть его растрата, это завладение и распоряжение в собственных интересах вверенным материальным благом. К примеру, распоряжение денежными средствами, вверенными на восстановление поврежденных дорог или продажа недвижимости третьим лицам, которая должна была прослужить общественности в качестве детского садика.

Госимущество может быть также присвоено. Присвоение – это безвозмездное обращение имущества в свою пользу, совершенное против воли собственника. Присвоение собственности считается оконченным после того, как субъект совершил действие, направленное на обращение государственной собственности в свою, частную.

Кража госимущества может осуществляться путем мошенничества. Для этого должностное лицо может подделать необходимые документы и осуществить продажу имущества, на которое особых прав не имеет.

Если виновный часть вверенного ему имущества растратил, а другую часть присвоил, то действия не определяются, как совокупность преступлений. Ответственность будет нести злоумышленник по одной статье. Наказание должностное лицо будет нести исходя из своих действий. В некоторых случаях виновного могут привлечь за злоупотребление своими полномочиями по совокупности преступлений.

Антикоррупционные мероприятия как способ решения проблемы хищения государственной собственности

Экономическое благополучие страны напрямую связано с уровнем коррупции, мерами противодействия взяточничеству, мошенническим схемам, разворовыванию богатств и ресурсов государства.

Причинами сложившийся ситуации можно назвать:

  1. Отсутствие эффективных экономических реформ.
  2. Процесс криминализации верхов российского общества.
  3. Сращивание нелегального капитала с бизнесом, интеграция в государственные структуры предпринимателей, незаконно наживших богатства.
  4. Рост аппарата чиновников.

Разработка и реализация программ, регулирующих уровень коррупции, – приоритетная задача государства, ведь на сегодняшний день коррупция является проблемой национального масштаба.

Урон, наносимый воровством, выражен в следующих цифрах:

  • ежегодно экономика страны теряет примерно 400 миллиардов долларов;
  • бюджеты ряда правительственных программ разворовываются на 70%;
  • минимум 45% денег на развитие социальной инфраструктуры фактически украли.

На данный момент разработаны некие стратегически-программные меры, направленные на решение проблемы. Они являются как бы узаконенным планом действий государства по борьбе с коррупцией, составленным с учётом международных и внутренних норм, содержащим перечень необходимых задач, разработанные и утверждённые варианты мероприятий по решению вопроса.

Такими программными документами являются «Стратегия национальной безопасности РФ» и «Национальный план противодействия коррупции на 2020–2020 годы».

Приблизительная статистика по ситуации со взяточничеством такова:

  1. Треть прибыли крупных предпринимателей уходит в карман чиновникам разного уровня.
  2. Самые «хлебные» для получения взятки места – таможня и гос.компании.
  3. Социологические опросы экспертов показывают, что половина опрошенных респондентов готовы дать взятку для достижения своих целей в государственных органах, что красноречиво говорит о том, что общество фактически приводит к образованию «Культуры дачи взятки».

В правовом поле решением проблемы власти занимаются с начала 2000-х. Разработано два федеральных закона «О противодействии коррупции» и «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Положительным моментом можно считать криминализацию действий посредников, участвующих в организации взятки.

При должной защите интересов государства можно добиться впечатляющих результатов, положительно влияющих на экономику страны и уровень жизни её граждан:

  • снижение инфляции;
  • увеличение рабочих мест;
  • рост среднего дохода населения на 10%;
  • рост ВВП;

Коррупция напрямую связана со злоупотреблением чиновников своими служебными функциям, превышением полномочий и ведёт к хищению госимущества в особо крупном размере, обнищанию минимум 80% процентов населения.

Поэтому возникает вопрос: достаточно ли правоприменителю вышеперечисленных норм наказания? Судя по ежегодному росту «угона» денежных средств, напрашивается вывод о низкой эффективности применения закона, необходимости его дополнения, возможно ужесточения мер наказания в отношении гос. собственности.А главное, необходимо добиться регулярной и грамотной реализации мер по отношению к правонарушителям.

Многие эксперты сходятся в том, что создание правовой нормы, регулирующей действия чиновников, выполняющих государственную функцию – необходимая мера при борьбе с коррупцией и защите гос. имущества.

Именно чиновник, злоупотребляющий своим положением, является субъектом коррупционного правонарушения, действующим вопреки интересам общества и государства. Мероприятия по борьбе с коррупционерами и коррупционными отношениями должны проводиться на всех уровнях (от местного до федерального), при активном участии всех общественных институтов и организаций, органов власти.

Когда деяние не может быть классифицировано тайным хищением?

Зинаида Степановна верой и правдой служила в ООО «Ромашка» бухгалтером. К сожалению, директор не считал необходимым оценить старания сотрудницы и решил не платить труженице заработную плату. Женщина обиделась и списала со счета фирмы причитающиеся ей денежные средства без ведома руководителя.

В данном случае Зинаиду Степановну можно привлечь к ответственности за самоуправство или за превышение должностных полномочий, а еще очевиднее за присвоение и растрату, но уличить ее в краже невозможно.

Будучи в изрядном алкогольном опьянении гражданин Козлов, гуляя по ночному городу, ощутил неконтролируемую усталость. На его пути возник мотоцикл, мирно припаркованный во дворе дома.

Недолго думая, Козлов оседлал железного коня и домчался до дома. Протрезвев на следующее утро, терзаемый совестью гуляка вернул транспорт на место.

Вспомнить в каком дворе был припаркован мотоцикл, ему не удалось, поэтому сотрудники полиции отыскали имущество за два квартала от места жительства владельца.

В данном случае отсутствует один из основных признаков кражи – корыстный умысел. Да и финансового ущерба собственнику нанесено не было. Действия Козлова подпадают под признаки классического угона автотранспортного средства.

Контроль при борьбе с похищением и растратой гос. собственности

Несмотря на то что госимущество по закону должно охраняться также как и другие формы собственности, оно отличается от частной собственности методами использования, назначением.

Поэтому укрепление контроля и уголовно-правовой охраны – приоритеты при борьбе с похищением и растратой гос. собственности. Не зря исследователи считают, что имущественные отношения, участником которых является государство, имеют особенности, в результате чего складываются предпосылки для признания их самостоятельным видом отношений.

Меры по контролю сделок, совершённых на заведомо невыгодных условиях, проводились ещё в 1922 году при РСФСР. По Уголовному кодексу тех лет существовала статья, подразумевающая ответственность предпринимателя, заключившего договор с властями и не выполнившего свои обязательства по нему в силу недобросовестного отношения к своим обязательствам.

Система действующих рыночных отношений сказалась на развитии экономики и на формировании отношения к государственному имуществу со стороны бизнеса. В данной системе каждый бизнесмен заинтересован в первую очередь в получении прибыли, а не в честной сделке.

Бизнес необходим государству для решения экономических задач и развития, но он требует работы под жёстким контролем, постоянного мониторинга ситуации для оперативного воздействия на «правила игры», которые исключают возможность растраты средств впустую и помогут наладить эффективное сотрудничество между властями и предпринимательством.

То есть, такая трактовка формально декриминализировала злоупотребление служебными правами для лиц, занимающих положение с такими полномочиями, злоупотребление которыми способствует организации преступления, что привело к проведению незаконной приватизации национальных предприятий. В таком же виде понятие существует в нынешнем Уголовном кодексе ст. 158 примечание 1.

По закону, на основании признака «противоправности», классифицированы следующие разновидности хищения:

  1. Растрата.
  2. Кража.
  3. Грабёж.
  4. Присвоение.
  5. Мошенничество.

Развитием среды для процветания коррупции и краж в 90-е годы послужила некачественная разработка законодательной системы, которая приняла понятие «хищение» в такой формулировке, цитата: «согласно федеральному закону от 01.07.1994 понятие хищения обозначало противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества, совершённое в корыстных целях».

По мнению части экспертов-правоведов, УК РФ компенсирует отсутствие акцента на хищении государственной собственности следующими статьями, накладывающими ответственность на чиновников и должностных лиц:

Рассматривая термин «хищение», следует обратиться к опыту законотворчества в СССР. Трактовку можно найти в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. По логике документа определена ответственность за растрату, кражу, присвоение или другое похищение гос. имущества.

Статистика по применению 285 ст. УК РФ, по данным сайта «Росправосудие»:

  • 2020г. – 7 676 дел, из которых 994 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1132), Ставропольский край (289), Саратовская область (286);
  • 2020г. –14 895 дел, из которых 2391 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1791), Красноярский край (617), Саратовская область (556);
  • 2020г. –14 260 дел, из которых 2382 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1604), Красноярский край (531), Московская область (519);
  • 2020г. – 11 627 дел, из которых 72 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1257), Республика Хакасия (488), Красноярский край (466).

Очевидный минус: трактовка не делает акцент на правонарушении (завладение, похищение) в отношении гос. имущества при содействии должностного лица, злоупотребляющего своими рабочими функциями, правонарушение в отношении государственного имущества не получает особого статуса, так как все формы собственности должны охраняться на равных правах.

Представлено количество возбуждённых уголовных дел в первой инстанции суда, касаемо 286 ст. УК РФ:

  • 2020г. –6 279 дел, из которых 754 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Московская область (189), Ростовская область(173), Краснодарский край(167);
  • 2020г. – 12 063 дел, из которых 1983 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Москва (687), Московская область (66), Красноярский край (529);
  • 2020г. –11 530 дел, из которых 2170 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Московская область (606), Ростовская область(587), Красноярский край (524);
  • 2020г. –9 448 дел, из которых 55 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Ростовская область (525), Краснодарский край(432), Красноярский край (404).

Сложно говорить об эффективности применения данных нормправоприменителем: многочисленные выявленные случаи кражи гос. средств (например, растраты на строительство к Олимпиаде в Сочи) остаются безнаказанными до сих пор. Одной из мер, предложенных правоведами, является усовершенствование определения, дополнив его указанием способов хищения, в том числе со злоупотреблением служебными функциями.

Ответственность за хищение гос. имущества в зависимости от статьи ук рф

Хищение имущества, находящегося в собственности у государства, может совершаться в виде кражи, т е. физического незаконного изъятия материальных ценностей или денежных средств, или мошенничества — получение имущества путем обмана или введения в заблуждение собственника.

  1. Особенностью кражи является то, что она совершается тайно в отсутствии очевидцев преступления или незаметно для них.
  2. Хищение при помощи мошенничества совершается открыто, но жертва не знает о том, что ее пытаются обмануть.

И в обоих случаях виновное лицо осознает преступный характер своих действий.

Примером кражи может служить хищение денежных средств при строительстве объектов государственного заказа, когда генеральный подрядчик в числе привлекаемых субподрядчиков заключает договора с фиктивными компаниями, которые выводят денежные средства в офшорные зоны.

Кражей может являться и хищение компьютерной техники из помещений государственного учреждения и приобретение за счет бюджетных средств автомобилей или сотовых телефонов в личное пользование или нецелевое использование бюджетных денег.

Примером мошенничества может служить получение компенсаций, выплат, пенсий с предоставлением поддельных документов. Наиболее показательным является случай с обналичиваем средств материнского (семейного) капитала по документам на фиктивную покупку недвижимости. Или же получение сертификатов на материнский капитал по поддельным справкам.

Если совсем просто, то при краже (не важно, гос.имущество или частное) злоумышленник не врет, не пытается обмануть, а просто берет и наглым образом ворует. А при мошенничестве он будет лгать и вводить жертву в заблуждение, чтобы завладеть ее имуществом.

Ответственность по п.»в» ч. 3 и п.»б» ч. 4 ст.158 ук рф

Кража имущества, стоимостью свыше 250 000 рублей, наказывается в виде:

  • уплаты штрафа от 100 000 до 500 000 или в сумме заработной платы или какого-либо другого вида дохода виновного лица за время от 1 года до 3 лет;
  • принудительного труда вплоть до пятилетнего срока вместе с ограничением свободы до полутора годового срока или без него;
  • лишения свободы до 6 лет с уплатой штрафа до 80 000 рублей или какого-либо другого дохода виновного лица до 6 месяцев или без уплаты штрафа и с ограничением свободы до 1,5 года или без него.

За хищение, стоимостью свыше 1 миллиона рублей, положено наказание в виде лишения свободы до десяти лет с уплатой штрафа до 1 миллиона рублей или в сумме заработка или другого дохода до пяти лет или без уплаты штрафа и с ограничением свободы до двух лет или без него.

Больше информации о наказании за кражу по статье 158 УК РФ вы найдете в отдельном материале, а здесь мы рассказывали о том, с какой суммы наступает уголовная ответственность за кражу.

Понятие хищения

На данный момент воровство сбавило сумасшедший темп, но стало системным, осуществляя захват гос.собственности по отработанным, налаженным схемам. Основной элемент в мошеннических манипуляциях с гос. имуществом – люди, способные использовать своё служебное положение для достижения личных выгод и связанных с ними предпринимателей.

Разрабатывая и реализуя эффективную политику в сфере борьбы с хищениями, перед законодателем и правоприменителем стоят следующие задачи:

  • работа в сфере законодательной базы, т.е. разработка законов, регулирующих управление собственностью страны и сделками в отношении гос.ресурсов;
  • подготовка эффективных экономических реформ, повышение качества законодательных антикоррупционных мероприятий;
  • эффективное применение существующей законодательной базы для раскрытия преступлений, грамотная классификация действий нечестных чиновников и бизнесменов, точное определение хищения государственного имущества статья УК РФ;
  • повышение подготовки правоохранительных органов, обеспечение возможности борьбы с коррупцией на всех уровнях.

Одним из методов похищения собственности является её продажа по бросовой цене, которая объясняется тем, что действительная её стоимость не равна рыночной.

Разворовывание бюджетных средств происходит путём договорного участия в конкурсах на проведение работ или оказание услуг. «Победитель» подставного тендера получает сумму, выделенную властями страны на определённые задачи, а тратит на проведение работ/оказание услуг в 2 раза меньше денег.

Что сказывается на сроках и качестве работ/услуг– вот и кража государственного имущества статья 159 ч.5 УК РФ, по которой выполнение работ низкого качества из-за снижения их стоимости стало частичным невыполнением обязательств по договору.

Часто применяется передача руководителями организаций средств коммерческим организациям, которые возглавляют их родственники.Спортивное стремление получить максимальную выгоду из сделки – вполне понятное желание любого предпринимателя. Бизнес не обязан заботиться о выгоде второго участника сделки – государства.

О рациональном и эффективном расходовании бюджетных средств обязаны заботиться власти, заключающие подобные соглашения, конкретнее люди, наделённые полномочиями по организации расходования ресурсов.

Проблема именно в том, что эти уполномоченные лица злоупотребляют своим положением для достижения личных целей. Складывается ситуация, когда от сделки выигрывает подрядчик и конкретный чиновник, но не государство.

Примеры совершения этого правонарушения

Пока Вася Петров веселился в боулинге, отмечая свой очередной день рождения, Саша Иванов, играя на соседней дорожке, заметил оставленный на столе кошелек Петрова. Там же лежал дорогой новенький телефон именинника. Дождавшись, когда Петров отправится кидать очередной мяч, Иванов осторожно переложил ценные вещи в собственный карман и спешно покинул заведение.

Классический пример воровства. Кража совершена тайно, пока другие не видели. Причем, достаточно того, что только Иванов думал, что остается незамеченным, хотя администратор Света незаметно наблюдала за происходящим с другой стороны зала.

Петров понес ущерб, поскольку его законное имущество благополучно переместилось в карман Иванова, то есть в распоряжение воришки. Ну и, разумеется, Иванов не потрудился оставить что-либо ценное за украденный телефон и кошелек, таким образом, присвоил вещи безвозмездно.

Еще один часто встречающийся пример кражи. Леночка обожала красивую дизайнерскую одежду. А вот работать девушка любила не настолько сильно, поэтому денег на оплату дорогих платьев не имела. Желание блеснуть нарядом в клубе, заставило Елену отправиться в бутик и вынести в сумочке неоплаченный товар на кругленькую сумму.

Срок давности

Срок исковой давности по уголовным делам установлен статьей 78, согласно которой срок исковой давности по преступлению:

  • с общими признаками (часть 1 статей 158 и 159 УК РФ) = два года;
  • средней тяжести (часть 2 статей 158 и 159 УК РФ) = шесть лет;
  • с особо квалифицирующими признаками согласно части 3 и 4 статей 158 и 159 УК РФ = десять лет.

Начало исчисления срока исковой давности начинается на следующий день после совершения преступления.

Более подробно о том, как определяется срок давности по краже, мы рассказывали тут.

Статья регламентирующая кражу гос. имущества

В зависимости от вида и наличия отягчающих обстоятельств за хищение ценностей, принадлежащих государству, предусмотрено наказание от уплаты штрафа и до лишения свободы.

Само по себе хищение является незаконным завладением чужого имущества с корыстными целями. Как уже говорилось ранее, законодательно не закрепляется какое именно имущество является государственным, однако при рассмотрении дела, суд будет брать во внимание имеющиеся признаки госимущества.Помимо непосредственного присвоения государственного имущества, преступлением также считается растрата, а также кража.

Возможен и условный срок. За дополнительными разъяснениями Вы можете обратиться ко мне написав личное сообщение Если хищение будет квалифицировано как кража в крупном размере (свыше 250 тыс. руб.), то может грозить уголовная ответственность по ч. 3 ст. 158 УК РФ:

«Кража, совершенная в крупном размере, — Если хищение было совершено более 250000 рублей до 1000000р. Так как большинство имущества было именно государственным, то за его кражу, в размере даже не более тысячи рублей, человека могли лишить свободы.

Сотрудники, в свою очередь, при наличии такой системы будут понимать, что любое незаконное действие будет обязательно выявлено.

  • Проверка нового служащего. При трудоустройстве кандидат на место предоставляет определенный пакет документов. Их необходимо проверить на предмет подлинности. Кроме этого, целесообразно поинтересоваться прежним местом работы, запросить оттуда характеристику на сотрудника.

Ранее особо крупным размером кражи признавалось такое хищение, которое превышает минимальный размер оплаты труда. Сейчас же особо крупной кражей будет признаваться такое преступление, ущерб от которого превышает один миллион рублей.

В данном случае необходимо установить, что сговор состоялся до начала похищения, на стадии приготовления или непосредственно перед покушением, но не в стадии покушения или в момент совершения преступления. К формам хищения также относят присвоение чужой собственности посредством обмана или злоупотребления служебным положением. Уголовным кодексом данное преступление трактуется как мошенничество и описывается 159 статьей .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Adblock
detector