Договор перевозки груза: образец, заявка на морскую перевозку, виды, формы и содержание

Участники морской перевозки

Стороны договора морской перевозки, находят определение как фрахтователь и фрахтовщик.

  • Фрахтователь — физ. или юрид. сторона, заказчик услуги морской грузоперевозки. Заключенный договор, обязует это лицо оплатить аренду предоставленного ему транспорта. Стоимость пользования, зависит от количества совершенных рейсов для перевозки груза.
  • Фрахтовщик — компания/юридическое лицо, ответственное за предоставление фрахтователю одного и больше транспортных единиц для перевозки грузов разной тоннажности и назначения.

За исполнение договора морской перевозки груза, корректно и в срок несут ответственность обе стороны. Слаженность действий, профессиональный подход к делу равно — успешная грузоперевозка морем или другим транспортным путем.

1) Чартер. Отражает сотрудничество на условиях предоставления для транспортировки груза судна полностью, его отдельных частей или некоторых помещений.

Подвиды чартера:

  • Генеральный. Договор основан на договоренности о перевозке груза, в рамках определенного срока, посредством осуществления необходимого количества рейсов.
  • Рейсовый. Раскрывает возможности грузоперевозки за один рейс.
  • Тайм-чартер. Отражает возможность предоставления судов для заявленных целей, на обозначенный срок.
  •  Димайз-чартер. Договор аренды судна, но без услуг экипажа.

2) Коносамент. Документ, который в обязательном порядке выдается компанией перевозчиком, заказчику ее услуг.

Он есть своеобразным гарантом, подтверждающем права на товар; Его можно определять и как договор на разовую перевозку товара, в случае которого, отправителю и заказчику услуги, не предоставляется для пользования все судно или его значимая часть.

Отмечая особенности коносамента как важного документа, стоит отметить выразительную особенность — что он выдается фрахтователю и при наличии чартера.

Договор перевозки груза: образец, заявка на морскую перевозку, виды, формы и содержание

Дополнительные функции коносамента:

  • Его можно рассматривать как расписку о получении и состоянии груза;
  • Одновременно он есть товарнотранспортной накладной и товарораспределительным документом.

Важные шаги необходимые для заключения договора:

  • присутствие двух заинтересованных сторон: фрахтовщика и фрахтователя;
  • закрепление договора письменно;
  • выдача транспортной накладной.

Закрепление и содержание договора подкрепляют: коносамент, чартер, другие необходимые, письменно закрепленные бумаги.

ДОГОВОР НА ТРАНСПОРТНО — ЭКСПЕДИТОРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ИМПОРТНЫХ/ЭКСПОРТНЫХ ГРУЗОВ

Открыть файл.doc

ДОГОВОР НА ТРАНСПОРТНО — ЭКСПЕДИТОРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (Универсальный)

Открыть файл.doc

Договор морской перевозки грузов относится к категории соглашений, обладающих многовековой историей.

В силу этого, на формирование договорных отношений влияют не только действующие нормы права, но и многовековые традиции морских держав.

В частности, именно традициями обусловлены установления в части терминологии морской перевозки, ее знаков и норм.

Файлы в .DOC:Бланк договора морской перевозкиОбразец договора морской перевозки

Договор морской перевозки – это услуга транспортировки грузов или пассажиров морским транспортом.

В соответствии с положениями Кодекса торгового мореплавания договоры морской перевозки дифференцируются в зависимости от способа загрузки судна. Таким образом, выделяются два основных вида договоров, в которых:

  • имеется условие чартера, то есть предоставления под груз всего судна, какой либо его части или специализированных помещений морского транспортного средства;
  • не имеется условий о чартере.

По договорам, не подразумевающим чартерные условия, перевозчик самостоятельно определяет способ распределения и технические условия транспортирования груза, принятого от грузоотправителя.

Существуют также несколько производных от основных видов договоров, таких как time-charter или demise-charter.

Форма договора

Для договора морской перевозки предусмотрена простая письменная форма. По своей юридической сути договор морской перевозки обладает признаками договора присоединения, в силу которого грузоотправитель либо принимает условия, предлагаемые ему морским перевозчиком, либо подыскивает более удобные для себя варианты.

  • В силу характера условий присоединения договор может быть заменен коносаментом, то есть морским вариантом накладной, выдаваемой перевозчиком грузоотправителю в подтверждение факта приема груза.
  • И коносаменты, и собственно договоры предельно отработаны, их форма является унифицированной и подчиненной правилам морских интернациональных перевозок.
  • Форма этих документов изготовляется типографским способом, что обеспечивает единообразное соблюдение правил морских международных перевозок.
  1. Если договор грузоперевозки не будет предусматривать условия ограничения ответственности, то перевозчик будет нести ее в полном объеме как за утрату груза, так и за его повреждение.
  2. Договоры грузоперевозок морским транспортом имеют такую большую историю и настолько отработаны, что практически любой договор коносамента или чартера включает в себя условия «исключенных рисков».
  3. Так, условиями для освобождения морского перевозчика от ответственности будут:
  1. опасные ситуации и непредвиденные происшествия не только в морских, но и в любых судоходных водах;
  2. возгорания на судне, не вызванные действиями или бездействием перевозчика;
  3. военные конфликты и волнения населения;
  4. дефекты груза, характеристики груза, его усушка или утруска и т.д.

Для освобождения от ответственности по вышеперечисленным обстоятельствам перевозчику потребуется доказать, что имели место именно эти события или хотя бы одно из них.

В силу требований ст. 160 Кодекса торгового мореплавания, морской перевозчик несет ответственность за:

  • утрату груза. При утрате груза он обязан возместить его стоимость и возвратить фрахт, не входящий в цену груза. При утрате грузоотправления с заявленной ценой стоимость возмещения будет равна заявленной стоимости;
  • нанесение повреждений грузу. В этом случае он обязан возместить сумму, равную нанесенному ущербу, и возвратить фрахт, не входящий в цену груза.

Правила перевозки пассажиров морских транспортом регламентируются, в первую очередь, Кодексом Торгового мореплавания РФ, который, в свою очередь, дублирует основные условия Афинской Конвенции 1974 года.

В соответствии со ст. 177 Кодекса торгового мореплавания РФ договор морской перевозки пассажиров является соглашением между перевозчиком и пассажиром, в соответствии с которым перевозчик принимает на себя обязательство доставить пассажира (и его багаж) в место назначения, определенное по маршруту морского судна.

Любой договор перевозки пассажиров или груза, не соответствующий правилам главы 9 Кодекса торгового мореплавания, признаются ничтожными.

Форма договора

Кодекс торгового мореплавания РФ не обязывает пассажира и перевозчика заключать договор в его буквальном смысле.

Договор перевозки груза: образец, заявка на морскую перевозку, виды, формы и содержание

Так, ст. 179 КТМ РФ устанавливает, что свидетельством договора с перевозчиком могут выступать билеты на проезд и квитанции на сдачу груза или багажа. Это свидетельствует о том, что договор морской перевозки пассажиров содержит в себе все признаки договора присоединения, в силу которых перевозчик диктует набор услуг, к которым пассажир может либо присоединиться, либо отказаться от поездки.

Это значит, что любые договорные опции морского проезда пассажир может выбрать лишь из списка, предложенного перевозчиком. Например, может выбрать каюту люкс или каюту эконом.

Форма пассажирского билета, а равно содержание квитанции о сдаче багажа могут варьироваться в зависимости от типа морского судна. Билеты и квитанции на международные рейсы заполняются более детально, в отличие от рейсов каботажных.

Перевозка багажа

Статья 180 Кодекса торгового мореплавания РФ определяет багаж как любой предмет (в том числе и автомобиль), транспортировка которых осуществляется в силу договора пассажирской перевозки одновременно с пассажиром.

Имеется и небольшое реверсное право, когда договорное право пассажира происходит из договора транспортировки груза. Так, будет считаться пассажиром лицо, сопровождающее груз, хотя с ним договор перевозки пассажира не заключался.

Договор перевозки груза: образец, заявка на морскую перевозку, виды, формы и содержание

Та же статья 180 КТМ РФ устанавливает определение каютного груза (являющегося эквивалентом ручной клади по договорам авиаперевозок). Так, каютным грузом будет считаться багаж, находящийся в каюте пассажира под его личным присмотром и в его личном пользовании.

  • Ответственность перевозчика распространяется на период времени, равный нахождению пассажира на морском судне и времени перевозки пассажира от берега до судна и обратно.
  • Исключается из времени нахождения на судне время нахождения пассажира на причале и в морском порту.
  • Ответственность перевозчика за багаж действует в том же временном диапазоне, а окончание ответственности за багаж наступает при вручении багажа пассажиру в момент окончания поездки.

Договор перевозки пассажира морским транспортом может быть расторгнут как по соглашению сторон, так и по единоличной инициативе пассажира или перевозчика.

Пассажир может отказаться от поездки морским транспортом:

  • до отхода морского судна из порта;
  • в любом из морских портов, в которых маршрутом судна предусмотрена остановка для высадки и посадки пассажиров.
  1. При отказе от рейса пассажир имеет право на возврат всей суммы, внесенной в оплату перевозки, в случае, если отказ от поездки был вызван болезнью, а также, если отказ был совершен не менее чем за 30 дней до отплытия.
  2. Не будет возвращена сумма в случае, если пассажир отказался от поездки менее чем 30 дней до отплытия и отказ не был вызван уважительными причинами.
  3. Перевозчик имеет право расторгнуть договор перевозки пассажира в случаях:
  1. военных конфликтов и любых военных действий, создающих угрозу захвата судна в зоне, через которые проходит маршрут судна;
  2. блокады портов отправления и прибытия;
  3. разрушения судна, технической неисправности судна и его непригодности к эксплуатации. Непригодность судна должна быть установлена компетентной комиссией;
  4. экспроприации судна для нужд государства;
  5. задержания и блокирования судна в любом из портов.

Изменение маршрута и задержание отплытия судна из любого из портов возможно по инициативе перевозчика, когда это обусловлено необходимостью уйти из зоны повышенного риска, связанного, например, со вспышками инфекционных заболеваний, неблагоприятными санитарными условиями и другими объективными причинами.

Образец договора перевозки грузов

Перевозка может осуществляться любым видом транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным или водным. Вне зависимости от метода доставки участники соглашения дополнительно подписывают заявку на перевозку груза.

В соглашении принято выделять две стороны: грузоотправителя и исполнителя. По факту дополнительно в договоре участвует и грузополучатель. Его основная обязанность — своевременно принять доставленные материальные ценности. При этом транспортная компания может выдать груз и третьим лицам, но только при наличии доверенности на получение груза.

Заявку на перевозку груза составить не так уж сложно

Заявка на перевозку оформляется в качестве дополнения к соответствующему договору. При этом заключенное соглашение подтверждается транспортной накладной. Она составляется в трех экземплярах, предназначенных для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

Важно: подписание документа может осуществляться сторонними гражданами, но при условии, что у них есть доверенность на представление интересов юридического лица или физического.

Рассматриваемого типа договор (на доставку грузов морским транспортом) должен заключаться в обязательном порядке. В противном случае возможно возникновение различных сложностей. В первую очередь это касается именно проблем с контролирующими государственными органами.

Отсутствие соответствующим образом составленного договора может послужить причиной наложения различных штрафов. Нередко, таким образом, реализуются коррупционные схемы.

Сторонами договора, права и обязанности которых прописываются в данном документе, являются:

  • транспортная компания – которая непосредственно занимается доставкой груза;
  • заказчик – владелец груза или же посредник, отвечающий за его перевозку.

Транспортная компания всегда является юридическим лицом. Причем она может как быть резидентом РФ, так и не являться таковым.

В качестве заказчика может выступать:

  • индивидуальный предприниматель;
  • организация (юридическое лицо);
  • физическое лицо.

Почти во всех случаях используется стандартная форма договора. Подтверждением согласия со всеми отображенными в них условиями является наличие подписи с расшифровкой ответственного лица. В отдельных случаях обязательно проставляется печать организации.

Условия

Самым важным разделом в соглашении данного типа является именно условия доставки. Необходимо ознакомиться с ним в первую очередь.

В данном разделе обычно отображаются следующие данные:

  • полное наименование судна, которое будет использоваться для перевозки конкретного груза;
  • од и вид самого груза;
  • место его погрузки;
  • место назначения – куда будет осуществлена доставка;
  • сроки осуществления транспортировки;
  • сроки подачи судна под загрузку;
  • дата выдачи груза в порту назначения;
  • маршрут, по которому будет осуществляться транспортировка;
  • различные дополнительные условия, оговорки.

Подписывая договор, стороны соглашаются с обозначенными выше условиями. При этом не допускается внесение каких-либо изменений в данный договор уже после его подписания в одностороннем порядке.

Реализовать подобную процедуру необходимо будет только в случае наличия согласия обеих сторон.

Не менее важным разделом документа является «права и обязанности сторон». В нем отражаются все обязанности, выполнение которых заказчиком и самими доставщиком строго обязательно.

Важно помнить, что при наличии действительно серьезных нарушений могут быть назначены различные санкции. Вплоть до расторжения договора в одностороннем порядке.

Чаще всего рассматриваемого типа раздел включает в себя следующее:

  • перевозчик обязан:
    • заблаговременно проверить состояние судна для осуществления доставки груза вовремя, снарядить его должным образом и укомплектовать;
    • оповестить получателя доступным способом о месте загрузки груза – если она будет проводиться не в обычном порту, а в ином месте;
    • хранение, обработка и поддержание в должном состоянии должны осуществляться в соответствии с установленными договоров условиями;
    • в случае наличия необходимости специального отношения к рассматриваемому типу грузу необходимо будет в обязательном порядке соблюдать их;
    • транспортировка обязательно должна осуществляться маршрутом, который указан в соглашении.
  • отправитель, в свою очередь, обязан следующее:
    • обозначить безопасный порт для осуществления погрузки транспортируемого груза;
    • выбран должен быть порт, в который судно сможет подойти без каких-либо существенных затруднений.

Ответственность

Особым разделом рассматриваемого типа договора является пункт «Ответственность». В соответствии с ним как заказчик, так и доставщик обязаны приложить все усилия для выполнения всех условий договора.

Чаще всего включаются следующие пункты ответственности перевозчика:

  • перевозчик не понесет ответственности за повреждение груза, которое возникло по причине следующих факторов:
    • непреодолимой силы;
    • случайностей/опасностей, которые имеют место на море;
    • имела место необходимость спасения людей;
    • пожар – если он возник не по вине перевозчика;
    • если имели место какие-либо распоряжения властей, береговой охраны;
    • военные действия, природные катаклизмы и народные волнения, митинги;
    • действие/бездействие отправителя/получателя;
    • скрытых недостатков или же брака груза;
    • различных иных факторов, которые возникли не по вине перевозчика.
  • ответственность отправителя:
    • ответственность обязан будет возместить перевозчику все убытки – если не сможет доказать, что возникли они не по его вине.

Ответственность самого перевозчика связана с большим количеством самых разных нюансов.

К наиболее существенным можно будет отнести следующее:

  • просрочкой признается ситуация, когда установленный в договоре срок по какой-то причине был просрочен;
  • груз может считаться утраченным если лицо, которое уполномочено забрать его в порту отгрузки, не явилось за ним в течение более чем 30 дней;
  • перевозчик отвечает за сохранность груза, его доставку с момента поступления его на борт и до самого момента выгрузки в порту ответственному лицу.

Также в обязанности перевозчика могут входить различные иные моменты. Например, хранение и обслуживание груза с момента отгрузки и до самого момента принятия груза ответственным лицом.

Важно помнить о том, что раздел «ответственность» может включать в себя достаточно обширный перечень самых разных пунктов. Со всеми ними лучше всего ознакомиться заблаговременно.

Рассматриваемого типа документ имеет свои особенности составления. Важно помнить, что все его разделы не должны нарушать законодательство Российской Федерации, а также стран, в которые осуществляется доставка.

Договор перевозки груза: образец, заявка на морскую перевозку, виды, формы и содержание

Если же нарушение имеет место быть, то договор может быть признан частично не действительным или же полностью ничтожным.

При возможности стоит ознакомиться с образцом договора перевозки грузов морским транспортом. Это позволит заказчику, ознакамливающимся с соответствующим соглашением, уделить внимание наиболее важным факторам.

Необходимо лишь использоваться в качестве источника максимально достоверные ресурсы, хорошо себя зарекомендовавшие.

Требования, предъявляемые к форме сделки, устанавливаются в статьях 158 -165 ГК РФ.

Сделки, которые могут совершаться устно:

  • исполняемые при самом их совершении, за исключением договоров, для которых установлена нотариальная форма;
  • сделки, общая стоимость которых не превышает 10 тыс. рублей.

Сделки, которые совершаются в письменной форме:

  • сделки юридических лиц между собой и гражданами;
  • сделки граждан между собой на сумму, превышающую 10 тыс. рублей.

Рассмотрим формы договоров перевозки для разных видов перевозки.

Форма договора перевозки пассажира. По договору перевозки пассажира и его багажа, как правило, не составляется документ в письменной форме. Заключение сделки удостоверяется билетом, перевозка багажа – багажной квитанцией (п.2 ст.786 ГК РФ).

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

В случае наличия платы за провоз ручной клади (каютного багажа при морской перевозке) или за провоз ручной клади (каютного багажа) сверх установленной нормы бесплатной перевозки выдается соответствующая квитанция на провоз ручной клади (каютного багажа).

При перевозке пассажира и его багажа автотранспортом кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади.

При воздушной перевозке пассажира и его багажа билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.

Форма договора перевозки груза обязательно должна быть письменной. Хотя чаще всего заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 2 ст.

В документе на груз содержатся все существенные условия договора перевозки груза.

Форма договора фрахтования (морской перевозки) устанавливается транспортными уставами и кодексами (ст.787 ГК РФ). Договор фрахтования должен быть заключен в простой письменной форме. Наличие и содержание договора фрахтования могут также подтверждаться чартером, коносаментом или другими документами. В статье 120 КТМ указывается содержание чартера.

Он должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также наименование места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Adblock
detector